Формирование навыков осознанного чтения
статья (2 класс) на тему

Морякова Татьяна Геннадьевна

Чтение не должно быть поверхностным. Одним из требований, предъявляемых программой  к чтению, является осознанное чтение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков осознанного чтения на уроках                         литературного чтения

    Одним из требований, предъявляемых программой  к чтению, является осознанное чтение. 

    Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык  является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.

    Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится.

Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

    Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному.

   Использую различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается   в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников.

   Включаю  задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.

Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста.

Фрагмент урока: Знакомство с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется»:
- Какие слова  из этой сказки тебе не совсем понятны?
- Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?
- Попытайтесь объяснить, например, слова:
     не обессудь, потчевать, досада, несолоно хлебала.

Задание 2 – понимание фактического содержания.

Фрагмент урока: Знакомство со статьёй К. Д. Ушинского «Наше отечество»:
- Найди и прочитай ответы на вопросы: почему мы зовём Россию
                   отечеством,
                   родиной,
                    матерью.

Задание 3 – прогнозирование содержания (антиципация) перед чтением и в процессе чтения.

Фрагмент урока: Знакомство с произведением Б. Заходера «Волчья песня»:
- Прочитай заголовок следующего произведения. 
- Подумай, о ком оно.
- Страшное или нет?
- Сказка или рассказ?

Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей.

Фрагмент урока: Знакомство с произведением Л. Толстого «Косточка».
После чтения рассказа:
- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ.
1) Ваня испугался.
2) Ваня рассердился.
3) Ване стало стыдно и обидно.

Задание  5 – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте.

Фрагмент урока: Знакомство со сказкой С. Козлова «В сладком морковном лесу»
- Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет? Найди слова, которые помогают понять это.
- Перечитай сказку и определи, как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик. Объясни, что помогло тебе догадаться об этом.

На работу над третьим, самым глубоким уровнем понимания, на осознание того, что важное хотел сказать автор (идея произведения), направлены такие задания.

Задание 6 – подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения).

Задание 7 – нахождение в тексте «главных» слов произведения.

Например, на уроках знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза»; произведением Л. Пантелеева  «Две лягушки».
    Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы типа:
- Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему? (Знакомство с произведением В. Драгунского «Не пиф, не паф!»).
- Что бы ты  хотел посоветовать этому персонажу? (Знакомство с произведением Б. Заходера «Петя мечтает»).
   Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся  учащиеся, тем сложнее и объёмнее  тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения

В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...

Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Презентация: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературого чтения

В данной статье учитель называет разнообразные методы, которые можно использовать для достижения осознанности прочитанного, предлагает  различные виды заданий....