Формирование навыков осознанного чтения
статья (2 класс) на тему
Чтение не должно быть поверхностным. Одним из требований, предъявляемых программой к чтению, является осознанное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_osoznannogo_chteniya_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
Одним из требований, предъявляемых программой к чтению, является осознанное чтение. Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений: - выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - пользоваться сносками и школьным толковым словарём; - работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; - выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; - определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - находить главную мысль, сформулированную в тексте; Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано. Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному. Использую различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Включаю задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения. Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста. Фрагмент урока: Знакомство с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется»: Задание 2 – понимание фактического содержания. Фрагмент урока: Знакомство со статьёй К. Д. Ушинского «Наше отечество»: Задание 3 – прогнозирование содержания (антиципация) перед чтением и в процессе чтения. Фрагмент урока: Знакомство с произведением Б. Заходера «Волчья песня»: Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей. Фрагмент урока: Знакомство с произведением Л. Толстого «Косточка». Задание 5 – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте. Фрагмент урока: Знакомство со сказкой С. Козлова «В сладком морковном лесу» На работу над третьим, самым глубоким уровнем понимания, на осознание того, что важное хотел сказать автор (идея произведения), направлены такие задания. Задание 6 – подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения). Задание 7 – нахождение в тексте «главных» слов произведения. Например, на уроках знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза»; произведением Л. Пантелеева «Две лягушки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения.
Работа по самообразованию....
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»...
Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...
Презентация: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературого чтения
В данной статье учитель называет разнообразные методы, которые можно использовать для достижения осознанности прочитанного, предлагает различные виды заданий....