Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Елена Васильевна Михайлова

В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_osoznannogo_chteniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Формирование    навыков  осознанного  чтения

на   уроках  литературного  чтения

    Одним из требований, предъявляемых программой  к чтению, является осознанное чтение.

    Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык  является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.

    Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

  1. выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  2. пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
  3. отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  4. определять эмоциональный характер текста;
  5. выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  6. опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  7. определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  8. уметь прогнозировать содержание читаемого;
  9. осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  10. формулировать тему небольшого текста;
  11. работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
  12. выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  13. определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  14. находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  15. определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый,

самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

    Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному.

    В статье предлагаются различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Так же в статье представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.

    Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста.

Фрагмент урока: Знакомство с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется»:

  1. Какие слова  из этой сказки тебе не совсем понятны?
  2. Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?
  3. Попытайтесь объяснить, например, слова:

     не обессудь, потчевать, досада, несолоно хлебала.

Задание 2 – понимание фактического содержания.

Фрагмент урока: Знакомство со статьёй К. Д. Ушинского «Наше отечество»:

  1. Найди и прочитай ответы на вопросы: почему мы зовём Россию

                   отечеством,

                   родиной,

                    матерью.

Задание 3 – прогнозирование содержания (антиципация) перед чтением и в процессе чтения.

Фрагмент урока: Знакомство с произведением Б. Заходера «Волчья песня»:

  1. Прочитай заголовок следующего произведения.
  2. Подумай, о ком оно.
  3. Страшное или нет?
  4. Сказка или рассказ?

Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей.

Фрагмент урока: Знакомство с произведением Л. Толстого «Косточка».

После чтения рассказа:

  1. Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ.
  1. Ваня испугался.
  2. Ваня рассердился.
  3. Ване стало стыдно и обидно.

Задание  5 – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте.

Фрагмент урока: Знакомство со сказкой С. Козлова «В сладком морковном лесу»

  1. Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет? Найди слова, которые помогают понять это.
  2. Перечитай сказку и определи, как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик. Объясни, что помогло тебе догадаться об этом.

На работу над третьим, самым глубоким уровнем понимания, на

осознание того, что важное хотел сказать автор (идея произведения), направлены такие задания.

Задание 6 – подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения).

Задание 7 – нахождение в тексте «главных» слов произведения.

Например, на уроках знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза»; произведением Л. Пантелеева  «Две лягушки».

    Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы типа:

  1. Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему? (Знакомство с произведением В. Драгунского «Не пиф, не паф!»).
  2. Что бы ты  хотел посоветовать этому персонажу? (Знакомство с произведением Б. Заходера «Петя мечтает»).

   

  Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся  учащиеся, тем сложнее и объёмнее  тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.