Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность младшего школьника.
методическая разработка (1 класс) на тему

Артеева Екатерина Яковлевна

В данном родительском собрании раскрыто внимание как психологический процесс, в частности -  свойства внимания, ошибки связанные с недостаточным вниманием, и как в игровой форме возможно развивать внимание у младших школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимание и внимательность младшего школьника. Автор составитель: Артеева Екатерина Яковлевна у читель начальных классов ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова 2015 год

Слайд 2

Внимательный ребенок-это…

Слайд 3

Внимание –это важно. Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое? (в шуме толпы вы слышите к ак произносят вашу фамилию или имя своего ребенка. )

Слайд 4

механизм «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд 5

Особенность внимания Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд 8

Недостаточно сформированное произвольное внимание приводит к : замене в письменных работах согласных или гласных букв, близких по акустическим признакам. Пример : жуки – зуки Добавлению в словах гласных букв. Пример : трава - тарава

Слайд 9

Недостаточная устойчивость внимания приводит к : пропуску букв и цифр в словах, предложениях и примерах. Пример : трава – трва , хорошо - хоошо Переставлению слогов в словах. Пример: молоко - ломоко

Слайд 10

Упражнения по развитию произвольного внимания Игра «Заметь все» -Сколько фигур вы видите? -Что это за фигуры? -Каким общим словом мы можем их назвать? Дома: - Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Слайд 11

Дома: В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Слайд 12

Как мы еще можем развивать внимание у школьника? При помощи игр: - Паззлы, шашки и др .

Слайд 13

Спасибо за работу!

Слайд 14

Ссылки на используемые материалы. file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/1%20 класс/родит%20собрание%20о%20внимательности/ i.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/1%20 класс/родит%20собрание%20о%20внимательности/ K4fIv_k_qSo.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/1%20 класс/родит%20собрание%20о%20внимательности/ naydiotlichiya.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/ материал%20для%20подготовки%20к%20урокам/изображения/0029-054- Domashnee-zadanie-Podgotovit-proekty-po-odnoj-iz-tem-Tretjakovskaja%20(2). jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/ материал%20для%20подготовки%20к%20урокам/изображения/ famlove.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/ материал%20для%20подготовки%20к%20урокам/изображения/1346752845_ disney_tinkerbell_cartoon_1600x1200.jpg



Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 1 классе на тему: Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?

(интеллектуальная мастерская)

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

 1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

 2. Выявление проблем развития внимания.

 3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

 4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

 5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.

 6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

Подготовительная работа к родительскому собранию:

 1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.

 2. Подготовка памяток для родителей.

 а) Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания.

 б) О развитии произвольного внимания у младших школьников.

 3.Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителями.

 4. Подготовка опросника «Я и мой ребенок».

 5. Анализ работы учащихся на уроках, проверка устойчивости внимания учащихся в учебной деятельности.

 Для проверки внимательности учащихся им предлагаются следующие задания:

 а) Нарисуй точки в тетради так, как они расположены на листочке (рисунок заранее готовится учителем).

 б) Подчеркни слово, в котором есть буква «д»: Портной, подвал, антракт, земляк.

 в) Каким по счету будет в перечне слов слово «мот»? Рот, кот, мот, год, крот.

6. Предварительное анкетирование родителей по следующим вопросам:

- Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?

 а) Да; б) нет; в) трудно сказать.

- Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным,

 усидчивым, внимательным?

 а) Да; б) нет;

- Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

 а) Да б) Нет.

- Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

а) Занимаемся б) Трудно ответить в) Не знаем

- Считаете ли Вы, что тему  внимания необходимо  обсудить на  родительском собрании?

 а) Да  б) Да, но не всегда  в) Необязательно

Оформление, оборудование и инвентарь:

 1) выставка литературы о внимании, познавательных процессах личности ребенка и других разделах психологии.

 2) Листы и карточки с описанием игр и упражнений по развитию внимания.

 3) Компьютер , презентация к уроку.

7) Анкеты и результаты анкет

9) Буклет с упражнениями  на развитие внимания в домашних условиях, краткими данными о психологическом процессе - внимании.

 

Этапы собрания

Ход собрания.

I. Организационная часть. Введение в тему собрания.

Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

 Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.

- Здравствуйте, дорогие родители! Очень рада вас видеть в нашем светлом и уютном кабинете!

Мы сегодня собрались с вами обсудить такой психологический процесс  - внимание.

II. Анализ результатов теста проведённого с родителями.

Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...».

 Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу.

Слайд №1

III. Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».

 Слайд №2 На центральной из них написано: «Внимание - это важно!» 

«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».

 Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?

 Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло.

 При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.

 Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность, умение доводить дело до конца.

Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.

 Слайд №3 «Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд .№4 «Особенность внимания»: 

 Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд №5  «Виды внимания». 

 Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

 Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

      Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Слайд №       Свойства внимания:

Слайд №      Концентрация внимания. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.

Слайд №     Устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.

Слайд №     Переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.

Слайд №      Распределение внимания –умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

 Слайд №    Объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.

Слайд №      Произвольное внимание – это сознательное сосредоточение на объекте через волевое усилие.

     Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Приведу вам пример ошибок ребят нашего класса  объясню с чем чаще всего это связано. (график ошибок на уровне всего класса.)

1. если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам  (жуки-зуки).

 А также если ребёнок добавляет в слова гласные буквы (тарава-трава)

        

2. если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва-трава)

3. если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания.(молоко - ломоко)

       Конечно, хочется отдохнуть после работы. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна.

- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания , освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

(Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает тест).

Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)

Упражнение 1. «Запоминай порядок»

 1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

Упражнение 2. «Заметить все»

 Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

 Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

 Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

 Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Упражнение 3. «Ищи безостановочно»

 В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

 

     Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат будете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы "поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Вопрос

Варианты ответов

Количество баллов за ответ на вопрос

А.  

Могу и всегда так делаю

Б.

 Могу, но не всегда так поступаю

В.

Не могу

1. . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

12.Часто ли вы спрашиваете ребенка: «как прошел твой  день»?

13. Можете ли вы устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

 

 Ключ к тесту:

 Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.

 Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

 Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

- В завершении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание?

1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

 2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».

 3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.

 4. Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

        В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе».   Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!

X. Разное.

XI. Заключительное слово классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родителям о внимании и внимательности"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ» Цели: • познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников; • изучить упражнени...

Разработка родительского собрания: «Родителям о внимании и внимательности» 1 класс.

Разработка родительского собрания: «Родителям о внимании и внимательности» 1 класс....

Разработки родительских собраний "Родителям о внимании и внимательности" ( 1 класс), "Садимся за уроки" (2 класс)

Данные разработки помогут провести родительские собрания, провести анкетирование родителей и учащихся, с помощью различных проблемных ситуаций вывести родителей на обсуждение важных тем....

Разработка родительского собрания: «Родителям о внимании и внимательности» 1 класс.

Задачи собрания.-показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания;-познакомить родителей с методами и приёмами развития вниманияФорма проведения: творческая лаборатория род...

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспита...

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейно...

Конспект родительского собрания на тему «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Класс: 1Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семе...