Конспект родительского собрания на тему «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»
план-конспект урока (1 класс)

Волкова Софья Сергеевна

Класс: 1

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  

«Челябинский педагогический колледж № 1»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект родительского собрания «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?» 

 

 

 

 

 

Выполнили:

студентка 24 группы

 Волкова Софья

Проведение:

Проверила: Рахимова Майя Григорьевна

Челябинск, 2024

Дата проведения мероприятия:

ФИО учителя:

Класс: 1

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход родительского собрания:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

5 мин.

У: Добрый вечер, уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания выбрана не случайно. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, в том числе и способности управлять вниманием. Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание — одно из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. 

2. Основной

30 мин.

У:  Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».

У: Эпиграфом сегодняшней встречи является высказывание К.Д. Ушинского: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

У: Как вы думаете, что такое внимание?

У: Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений. Невнимательность младших школьников — одна из наиболее распространенных причин пониженной успеваемости.
У: Особенность внимания: внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

У: Виды внимания: существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отказывается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

У: Сейчас познакомимся со свойствами внимания. Первое свойство - это концентрация внимания - умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.

У: Второе свойство - устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.

У: Третье свойство - переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.

У: Четвёртое свойство - распределение внимания – умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

У: Пятое свойство - объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.

У: Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях.

Тест « Проявления дефицита внимания у детей».

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
  2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
  14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

У: Наличие у детей восьми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.

У: Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и, в последствии к проблемам в учебной деятельности.

У: Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

У: Сейчас мы вас разделим на группы и раздадим вам карточки с содержанием упражнений, вам нужно будет ознакомиться с ними и выбрать одного представителя, который проведёт одно из упражнений.

*Упражнение 1. «Запоминай порядок»

Нужно показать играющим 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

 Упражнение 2. «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

 Упражнение 3. «Найди игрушку».

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы.  Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

 Упражнение 4. «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да – нет», «черное – белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

У: У вас есть 3 минуты, чтобы ознакомиться с уражнениями.

У: Время вышло, кто пойдёт проводить?

У: Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

У: В завершении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание? Потому как роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Чтобы наша модель ученика была реальна.

Рекомендации родителям:

1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

2. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.

3. Чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, родители должны позаботиться о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создать в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократить количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

4. Стараться заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически.

5. Родители должны взять на себя руководство вниманием ребенка, вовлекая его в разные виды деятельности.

3. Заключительный

5 мин.

У: Сегодня мы обсудили очень важную тему. Уважаемые родители! Желаю всем успехов в воспитании и развитии детей. Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что …».

У: Полезна ли была для вас тема родительского собрания?

У: Мы благодарим вас за активное участие и надеемся на наше дальнейшее сотрудничество.

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Внимание".Презентация.

Цель: Доказать, что ребёнок будет внимательным, если:- осмыслить то, что называют "вниманием" и познакомиться с основными свойствами внимания;- изучить в ходе собрания упражнения и игры, которые спосо...

конспект родительского собрания на тему: "Внимание младших школьников"

Конспект родительского собрания на тему: " Внимание младших школьников". Данный материал  можно использовать  в работе  вкорреционных классов....

Родительское собрание во 2 классе на тему: "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников. Познакомить родителей с понятием «вним...

Родительское собрание на тему"Внимание грипп!"

Конспект родительского собрания на тему "Внимание грипп!"...

Конспект родительского собрания с самоанализом для 2 класса «Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание«Как помочь ребенку стать внимательным»Цели:1) Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.2) Познакомить родителей с методами и приемами развития...

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспита...

Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейно...