«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».
методическая разработка по теме
Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ «Средняя учителей начальной школы ___________ Т. В. Стадник общеобразовательная
Руководитель ШМО школа № 2» г. Истра
__________Л. В. Салычева « ____» _____ 20 __ г. ____________ И.И. Власов
« ____» _____ 20 __ г. « ___» ______ 20 __ г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Истра
Доклад
«Формирование портфолио ученика начальной школы,
как средство мотивации личностного развития».
Подготовила:
Печикина Н.В.,
учитель начальных классов
Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.
Задачи:
- Познакомить с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения.
- Показать взаимосвязь структуры портфолио ученика и достижения требований стандарта, к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным).
- Выявить и проанализировать проблемы использования портфолио с точки зрения оценивания процесса образования и его результатов.
- Дать рекомендации по организации ведения портфолио.
Идея портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. По новым стандартам портфолио должно быть и в начальных классах, как средство мотивации личностного развития младшего школьника.
Потребность в создании портфолио возникает уже в 1 классе, когда есть желание и необходимость фиксировать, как будет строиться жизнь
ребенка в классе, школьные правила, открытия, впечатления,
размышления.
Значит, портфолио это:
Коллекция работ ученика, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению и
Выставка личных достижений в творческом и интеллектуальном развитии
На сегодняшний день нет официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы. Существует много вариантов его представления, но нет единых подходов к введению данной технологии.
Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио, продумала оформление, объяснила детям, для чего они будут вести портфолио, а также проинструктировала их, как правильно начать работу.
В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов.
С родителями проводила родительские собрания, круглые столы, где информировала их о результатах нашей совместной работы.
Чтобы работа шла успешнее, нужно выделить определенные условия, принципы и методы, при которых, на мой взгляд, введение данной технологии будет эффективно.
Рассмотрим условия:
- Ежедневное фиксирование успехов каждого ученика
- Систематизация творческого и интеллектуального роста
- Динамика развития ребенка относительно самого себя
Важно соблюдение следующих принципов при создании портфолио:
- Гуманность-отсутствие прямого принуждения в формировании портфолио
- Активность - вовлечение детей в различные виды деятельности
- Помощь - весомая, должна быть оказана со стороны классного руководителя и родителей
- Оптимистичность - это недопустимость потери веры в свои силы
Методы работы при создании портфолио следующие.
Важно определить цели для создания портфолио ученика начальной школы:
- создание ситуации успеха для каждого ученика,
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей
- развитие познавательных интересов учащихся
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности
- формирование умения анализировать собственные интересы, склонности
В ходе первого учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.
Основная задача первого школьного года – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.
И совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.
В результате коллективной работы дневник первоклассников
приобретает свои разделы, которые со временем могут и
меняться.
Первый лист – это красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится.
Потом можно поместить оглавление, в котором указаны названия разделов.
1 раздел Мой мир
ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе.
Сюда могут входить подразделы:
«Мое имя» - можно поместить расшифровку имени, нарисованную ладошку, каждый пальчик которой подписан самыми лучшими качествами ребенка, какой он добрый, умный, ласковый.
«Моя семья»- фото родителей, портреты нарисованные ребенком, свой портрет
«Моя школа» фотографии или рисунки, режим дня, расписание уроков, схему маршрута от дома до школы.
«Мой город» фотографии нашего города, можно поместить, если ребенок захочет, портреты известных людей города.
« Мои друзья» оформляется на усмотрение ученика, портреты, фотографии, рисунки, подарки от друзей.
Второй раздел «Мои успехи в учебе»
включает в себя достижения и успехи ребенка за весь период начальной школы, заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов.
Чтение
Лист достижений по чтению заполняется учителем, так же как и лист по технике чтения.
Листы достижений по русскому языку и математике с набором изученных правил и орфограмм
3 раздел - «Мое участие в жизни класса»
Здесь ученик заполняет таблицу участия в различных мероприятиях класса, города, школы, где он принимал участие и каких результатов достиг.
Например, Дима Смирнов занял 2 место в классе за 1 полугодие 1 класса в рейтинговой оценке.
На следующее полугодие детям так же предлагается список мероприятий, и они сами выбирают, где будут принимать участие.
4 раздел «Мои достижения» туда включается все грамоты, дипломы и благодарности.
5 раздел - «Мои увлечения» это список кружков, которые он посещает, их расписание, успехи, рассказы, фотографии о любимых.
6 подраздел «Мое творчество» заполняется рисунками,
фотографиями, собственными стихами, рассказами
В Портфолио ученика начальной школы главным является подраздел «Мое творчество», а не «Мои достижения». Именно ему следует уделять больше внимания и постоянно заполнять новыми материалами.
И не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учеба для вашего ребенка не превратилась в гонку за отличными отметками, грамотами и дипломами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Выступление на РМО...
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Содержание портфолио ученика начальной школы....
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Материал даёт определение "Портфолио", его основное предназначение, типы портфолио.в презентации определены основные цели и задачи ведения портфолио,участники работы над портфолио....