Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личности ребёнка.
методическая разработка
Общая структура портфолио учащихся. Значимость портфолио, способы организации деятельности по формированию портфолио у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly_kak_sredstvo_motivatsii_lichnosti_rebyonka.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личности ребёнка.
Цель: - рассмотреть общую структуру портфолио учащихся;
- показать педагогам значимость портфолио, способы организации деятельности по формиро-ванию портфолио у учащихся.
Портфолио
(от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой:
• визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или …
• досье, т.е собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых
Портфолио - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика его личных достижений в деятельности на уровне качества результата.
- «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
- Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.
- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Задача портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых достигнутых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах :
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.
Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.
Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
2. РАЗДЕЛ "ОБО МНЕ"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
3. РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
4. РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
5. РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
6. РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
7. РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
8. РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
Важно помнить!
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Выступление на РМО...
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Содержание портфолио ученика начальной школы....
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...