Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития
материал на тему
доклад на МО "Формирование портфолио учениканачальной школы
как средство мотивации личного развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель нач. классов: Богатикова А.А.
Выступление на МО «Формирование портфолио ученика начальной школы
как средство мотивации личного развития»
У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов.
Основная функция портфолио - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Основной смысл портфолио «Показать все, на что ты способен».
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Чтобы работа шла успешнее, нужно выделить определенные условия, принципы и методы, при которых, на мой взгляд, введение данной технологии будет эффективно.
Рассмотрим условия:
- Ежедневное фиксирование успехов каждого ученика
- Систематизация творческого и интеллектуального роста
- Динамика развития ребенка относительно самого себя
Важно соблюдение следующих принципов при создании портфолио:
- Гуманность-отсутствие прямого принуждения в формировании портфолио
- Активность - вовлечение детей в различные виды деятельности
- Помощь - весомая, должна быть оказана со стороны классного руководителя и родителей
- Оптимистичность - это недопустимость потери веры в свои силы
Методы работы при создании портфолио следующие.
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено?
В ходе первого учебного года в «Портфолио» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.
Основная задача первого школьного года – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.
И совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.
В результате коллективной работы «Портфолио» первоклассников
приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.
В начальных классах не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учеба для ребенка не превратилась в гонку за грамотами и дипломами. То есть, сделать основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, в начальных классах, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио, объяснила детям, для чего они будут вести портфолио, а также проинструктировала их и родителей, как правильно начать работу.
В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, проектную деятельность в рамках внеурочной работы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов.
С родителями проводила родительские собрания, где информировала их о вариантах оформления портфолио, результатах нашей совместной работы.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не только его результат.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Так как первоначальное обучение по работе с портфолио возложено на плечи учителей начальных классов, хочется дать им совет: в первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-515297-1415123403.jpg)
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Содержание портфолио ученика начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/03/picture-488143-1627982622.jpg)
«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».
Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/20/picture-1445352-1671543638.jpg)
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития
Портфолио ученика начальной школыкак средство мотивации личного развития...