Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии
методическая разработка по теме
Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа является экспериментальной площадкой и работает по теме «Создание оптимальной образовательной культурологической среды на основе взаимодействия общего и дополнительного образования».Организационным механизмом интеграции может быть разработка и осуществление совместных программ урочной и внеурочной деятельности в такой форме, как социальное проектирование. А социальное проектирование на основе Дальтон – технологии является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательное пространство класса, социальное проектирование на основе Дальтон - технологии | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Министерство образования и науки
управление образования администрации
округа Муром Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Форум образовательных инициатив
Заочное участие в виде публикации
Номинация «Реализация Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования: новые требования к структуре образовательных программ, условиям и результатам их реализации»
Тема «Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии»
Авторы: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Любовь Николаевна Ковкова,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Альбина Викторовна Шешунова
2014г.
Введение.
Ключевое изменение в ФГОС состоит в том, что на первый план выступает развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
На первом плане ЛИЧНОСТЬ ребенка. Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа является экспериментальной площадкой и работает по теме «Создание оптимальной образовательной культурологической среды на основе взаимодействия общего и дополнительного образования».Организационным механизмом интеграции может быть разработка и осуществление совместных программ урочной и внеурочной деятельности в такой форме, как социальное проектирование. А социальное проектирование на основе Дальтон – технологии является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.
Актуальность можно определить словами В. Гузеева «…Социальное проектирование поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
А социальное проектирование на основе Дальтон - технологии позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных задач.
Цель: создание единого воспитательного пространства класса, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям – ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОТЕЧЕСТВО, КУЛЬТУРА.
Задачи:
- создание содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями к окружающему миру;
- обогащение и совершенствование человеческой сущности младших школьников посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности;
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированную на достижение планируемых результатов ФГОС;
- воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черте личности;
- приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей русского народа;
- формирование экологической культуры и культуры общения;
- организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информатизации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности детей и родителей.
Эти цели и задачи, реализуются через цикл социальных проектов, ключевых дел, традиционных праздников. Главной структурной единицей является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой социальной самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями школы, общества, страны.
Педагогическая идея: построение воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии.
Теоретические основы.
В конвенции ООН «О правах ребенка» определено, что детство – это время от рождения до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности.
Социальное проектирование на основе Дальтон технологии – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка:
- благодаря взаимодействию РЕБЕНОК – РЕБЕНОК рождается продукт деятельности: усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные проблемы; формируется гражданственность, патриотизм учащихся;
- взаимодействие РЕБЕНОК – ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово: педагог, родители в проектировании могут выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности.
Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и с взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования ребенок формирует свою «Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром. В результате совместной деятельности, в ходе которой ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение. Социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»
Цели Дальтон – технологии: обеспечить индивидуализированное развитие ученика; развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Содержательную основу технологии Дальтон составляют задания. Они носят творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента или разработкой социального проекта.
Результаты Дальтон – технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом дальтон технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
Следует отметить и интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.
Технология разработки социального проекта.
Воспитательное пространство класса, включающее социальное проектирование на основе Дальтон - технологии, будет достигать трёх уровней результатов:
- приобретение школьником социальных знаний,
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура);
- формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Разработка социального проекта проходит 8 стадий.
1 стадия. Подготовка обучающихся и их родителей к работе над проектом.
- Диагностика личностной готовности школьников для социально-значимой деятельности.
- Формирование команды, распределение ролей, обязанностей внутри проектной команды.
- Организация учебной деятельности младшего школьника, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.
Итог работы на первой стадии: формирование команды, распределение ролей и обязанностей внутри команды.
2 стадия. Выбор проблемы.
- Детальный анализ спектра вопросов, которые значимы для данного коллектива и требуют своего решения;
- Формирование ясного понимания проблемы, над которой предстоит работать команде;
- Уровень возможностей учащихся и родителей по отношению к решению выбранной проблемы.
Формы выявления и анализа проблемы:
- «Ящик предложений».
- Социологический опрос.
- Интервью с родителями, родственниками, соседями.
- Экскурсия с обучающимися по своему району с фотоаппаратом.
- Анализ материалов средств массовой информации.
Итог работы на второй стадии: выбор наиболее актуальной проблемы для дальнейшей работы над проектом.
3 стадия. Сбор и анализ информации.
Задача: собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей проблеме из разных источников:
- СМИ, библиотеки;
- научные работники, преподаватели ВУЗов, педагоги;
- Сеть Интернет;
- познавательные и научные фильмы;
- административные и законодательные органы.
Итог работы на третьей стадии: проработанная учащимися и родителями информация по проблеме проекта.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Задачи четвертой стадии:
обработать и систематизировать полученный материал по разделам:
- актуальность и важность данной проблемы;
- информация о различных подходах к решению данной проблемы;
- программа действий, разработанная данной командой;
- разработка варианта реализации своей программы;
выработать версии преодоления проблемы.
Итог работы на четвертой стадии: предоставление своего варианта, своего проекта преодоления сложного вопроса.
Итог работы: осуществленная реализация проекта школьниками и их родителями непосредственно через свое практическое участие.
5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся и родителей.
Задача: реализовать на практике полностью или частично свою версию решения проблемы.
6 стадия. Подготовка к защите проекта.
Задачи:
- сгруппировать весь собранный материал в два блока (демонстрационный и документальный), которые отражают все этапы работы над проектом;
- организовать тренировочные упражнения по ораторскому мастерству.
Итог работы на шестой стадии: готовые материалы для прослушивания; отработанные сценарии выступлений.
7 стадия. Презентация проекта.
Задачи:
- представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися;
- объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущественно и недостатки каждого из них;
- объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы;
- показать, как группа школьников и родителей может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества, органов управления разных уровней.
Итог работы на седьмой стадии: защита представленного проекта.
8 стадия. Рефлексия.
Задача восьмой стадии: самостоятельно проанализировать стадии подготовки и представления проекта.
При поддержке педагога проходит анализ проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.
Итог работы на восьмой стадии: разработанные на основе анализа направления деятельности по повышению эффективности работы над проектом.
Параллельно еженедельно проводится Дальтон – час, во время которого реализуются четыре формы Дальтон – плана (приложения).
- Классное учебное занятие;
- Коллективный урок;
- Лабораторное занятие;
- Конференция.
Планируемые результаты социального проектирования.
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Личностные результаты
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебно – социальную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения социальных задач;
- сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с его и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Концепция социального проектирования на основе Дальтон – технологии выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование
В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....
Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства
Как классный руководитель я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями...
Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....
Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».
Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего на обще...
Формирование проектноо-исследовательской компетентности учащихся через социальное проектирование во внеурочной деятельности.
Описание опыт работы педагога по организации и внедрению в работу с детьми метода социального проектирования. Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, дела...
Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновленных ФГОС.
Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновлённых ФГОС. Доклад . Школьное методическое объединение учителей н...
Родительское собрание "Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства".
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Разбираем...