Развитие сукцессивных функций у детей
статья (1 класс) по теме
Известно, что у многих детей, имеющих нарушения чтения и письма, отмечается недостаточная сформированность сукцессивных функций, то есть способности совершать операции с рядами стимулов с учетом их последовательности. К этим функциям относятся, например, способность запоминать ряды цифр, слов, звуков, букв в заданной последовательности, помнить последовательность времен года, дней недели, месяцев, воспроизводить серию разных движений в заданной последовательности и т.п. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов.
Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы направлена на преодоление недоразвития сукцессивных функций. Такая работа должна последовательно проводиться с детьми как старшего дошкольного, так и младшего школьного возрастов, имеющих нарушения речи. Задания могут использоваться родителями также с целью профилактики дисграфии и дислексии у детей.
Этапы работы:
- Формирование сукцессивных функций на основе автоматизированных рядов.
- Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов.
- Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных серий последовательностей.
1. Формирование сукцессивных функций на основе автоматизированных рядов.
Операции рядоговорения (вербальные стимулы).
В процессе коррекции отрабатываются любые последовательности. Следует ориентироваться на возрастные возможности детей и значимость материала для конкретного ребенка.
Автоматизированные ряды:
1. временные последовательности:
- времена года (зима - весна - лето -осень);
- время суток (утро - день – вечер - ночь);
- дни недели (понедельник - вторник -среда - четверг - пятница - суббота – воскресенье);
- месяцы (январь -... - декабрь);
- позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
- день, неделя, месяц, год;
- четверть, полугодие, год;
- день, неделя, декада, месяц, квартал, год, век;
- прошедшее - настоящее - будущее;
- вчерашний - сегодняшний - завтрашний;
- до этого - сейчас - после этого;
- девять часов тридцать минут пять секунд (половина десятого) и т.п.
- режим дня: подъем - умывание - одевание - и т.д.
- счет:
- прямой порядковый счет (например, от 1до 10); четные/нечетные; счет десятками и т.д.
- обратный счет от 10 до 1;
4. оценки (отметки): плохо - неудовлетворительно - удовлетворительно - хорошо- отлично;
- алфавит (родной и иностранные языки);
- родственные отношения:
- прапрадед - прадед - дед - отец - сын -внук - правнук - праправнук;
- прапрабабушка - прабабушка – бабушка-мать - дочь - внучка - правнучка - праправнучка;
7. возрастные изменения:
- родился - жил - умер,
- (новорожденный) - младенец - ребенок -подросток - взрослый - пожилой;
- девочка - девушка - женщина - бабушка;
- мальчик - юноша - мужчина - дедушка;
8. фамилия, имя, отчество (собственные, близких родственников, знакомых);
- дата рождения (число - месяц -год);
- адресные данные: индекс - город -улица - дом № - квартира № - подъезд № -
- код № - этаж №;
- номер телефона (номера телефонов);
- дата сегодняшнего дня (число, месяц, год);
- названия пальцев руки: большой -указательный - средний - безымянный - мизинец;
- пространственные последовательности:
- верх - середина - низ;
- слева - в центре - справа; влево - левее - еще левее;
- начало - середина - конец;
- очень близко - ближе - близко - подальше - далеко - еще дальше - очень далеко;
- местонахождение: планета - материк - страна - область - город - район -улица;
- цвета радуги: красный - оранжевый- желтый - зеленый - голубой - синий -
фиолетовый;
- названия нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си;
- планеты солнечной системы: меркурий - венера - земля - марс - юпитер -сатурн - уран - нептун - плутон;
- части слова: приставка - корень -суффикс - окончание; корень - окончание;
- члены предложения: подлежащее -сказуемое; определение - подлежащее -сказуемое - дополнение;
- звуки: называние звуков по порядку их следования в слове.
Инструкция: Назови звуки по порядку следования их в слове (с -о-к);
- буквы: называние букв по порядку их следования в слове.
Инструкция: а) Назови буквы по порядку их следования в слове (м- о - л - о - к - о);
- слоги: называние слогов по порядку их следования в слове.
Инструкция: Назови слоги по порядку их следования в слове (мо-ло-ко);
- слова: называние слов по порядку их следования во фразе.
Инструкция: Назови слова по порядку их следования в предложении.
(Кошка побежала за мышкой. Кошка, побежала, за, мышкой);
- фразы: называние фраз по порядку их следования в тексте. Инструкция: Назови предложения по порядку их следования в тексте;
- рассказывание стихов (прозы) наизусть; рассказывание сказок, например,«Репка», «Колобок» и др.;
- маршрут (ы) автобуса (трамвая, троллейбуса, метро, электропоезда);
- любые другие последовательности:
- завтрак - обед - полдник - ужин; завтракает - обедает - полдничает - ужинает;
- ясли - детский сад - школа - лицей – институт.
- дошкольник - ученик - студент - специалист;
- ручеек - река - море;
- семя - росток - цветок;
- вода - пар - снег - лед и т.п.
- плечо - предплечье - кисть; бедро -голень - стопа;
Вышеназванные ряды отрабатываются в заданиях различного типа. Могут быть предложены следующие инструкции:
- Перечисли по порядку (например, времена года)
- Перечисли в обратном порядке (например, дни недели) ...
- Я начну, а ты продолжи дальше (необходимо сохранить принцип чередования);
- Я назову месяц, а ты назови месяц предыдущий (последующий);
- Я назову месяц, а ты назови предыдущий и последующий месяцы.
- Я назову месяц, а ты перечисли по порядку предыдущие месяцы, начиная с названного.
- Правильно ли это? Исправь! Скажи (выбери, запиши, нарисуй) правильно!
2) Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов
Педагог предлагает любые последовательности. В системе коррекционной работы используются задания, в основе которых лежат кинестетические ощущения, слуховое, зрительное и тактильное восприятие.
Двигательный анализатор.
Основываясь на онтогенетической закономерности формирования моторной сферы -от крупных движений к мелким, следует соблюдать следующую последовательность
предъявления заданий: общая моторика -мелкая моторика - артикуляционная моторика (туловище —» пальцы рук —»• органы артикуляции).
1. Движения туловища, рук, ног, головы. Например, выполнение движений: сел-встал - лег.
- Движения пальцев рук. Например, выполнение движений: «балерина-паук-зайчик»;
Движения органов артикуляции (губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть). Например, выполнение движений: «улыбка-трубочка-окошко».
3. Воспроизведение последовательностей, произнесенных вслух: знаков, символов, цифр, букв, слов, словосочетаний, фраз.
Основные инструкции:
Повтори (например, ряд цифр) в том же порядке, в котором я произнесу. Повтори (например, ряд цифр) в обратном порядке, начиная с конца.
Варианты выполнения:
- Повторение за педагогом.
- Соотнесение услышанного с его графическим изображением:
- а) выбор графического изображения из серии предложенных;
- б) последовательное выкладывание картинок, карточек с написанными цифрами, слогами, буквами, словами;
- в) рисование. Например, «Нарисуй дом, дерево, человека»;
- г) самостоятельная запись ручкой I карандашом, кисточкой цифр или слов в тетради.
Повторение цифровых рядов.
В прямом порядке. Ребенку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы. Для воспроизведения даются ряды длиной от 3 до 6 цифр. Дети в возрасте 4,5 лет и старше воспроизводят ряд из 4 цифр (в одной из 2-х попыток с рядами одинаковой длины, но разного числового состава), дети 6,5 - 7 лет - ряд из 5 цифр, дети 10 лет и старше - ряд из 6 цифр.
В обратном порядке. Ребенку дается инструкция, что повторять нужно в обратном порядке, начиная с конца, и это демонстрируется на примере ряда из 2 цифр. В 7 лет дети уже способны воспроизводить ряды из 5 цифр, в 9 лет - из 4-х и в 12 лет - из 6 цифр.
Повторение фраз.
Длина фразы в слогах | Для повторения предлагаются следующие фразы: |
6 | Дети, ложитесь спать. Дети пошли гулять. |
8 | Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы. |
10 | Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает. |
12 | Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру. |
14 | Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и ягодами. |
16 | Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю. |
18 | Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Миша уходили после обеда погулять в лес. |
Возрастные нормы теста «Повторение фразы»
Возраст |
| 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | 8 лет |
Средняя длина (в слогах) | Маль. | 10 | 12 | 13,5 | 16 | 16 |
Дев. | 10 | 12 | 14 | 15,5 | 16,5 | |
Размах колебаний | Маль. | 8-12 | 11-13 | 12-16 | 13-19 | 13-19 |
Дев. | 8-12 | 11-14 | 12-16 | 13-18 | 14-19 |
Зрительный анализатор.
Любые ряды элементов, представленные наглядно, отрабатываются:
1) линейно;
2) по кругу.
Ряды элементов, расположенных в линейной последовательности можно выкладывать:
- слева направо (горизонтально) и сверху вниз (вертикально);
- в прямом и обратном порядке.
Ряды элементов, расположенных по кругу, можно выкладывать по часовой стрелке (прямой порядок) и против часовой стрелки (обратный порядок).
Стимулы:
- реальные предметы (посуда, игрушки и т.п.):
- символы:
- геометрические фигуры (плоские и объемные);
- знаки (математические, знаки препинания, дорожные);
- цифры;
- буквы (русский и иностранные языки);
3. буквы:
- слоги;
- слова;
- словосочетания;
- фразы.
Стимулы, предъявляются в различных условиях:
- реальные предметы;
- изображения реальных предметов;
- стилизованные изображения реальных предметов;
- силуэтные изображения;
- контурные;
- пунктирные;
- в условиях «зашумления» и т.п.
Вариант выполнения заданий ребенком:
- выкладывание в определенной последовательности реальных предметов;
- выкладывание карточек с изображением предметов;
- называние вслух заданных стимулов;
- выкладывание карточек с записью названий предметов;
- рисование заданных изображений;
• запись названий изображений.
Дидактические упражнения.
- Копирование последовательности 8 цветных квадратиков по образцу в прямом и
обратном порядке. Инверсия последовательности квадратов становится доступной
здоровым детям, начиная с 7-летнего возраста. - Определение порядка расположения 3-х цветных шариков, помещенных на
глазах у ребенка в непрозрачную трубочку, после ее поворота на 180° и на 360° . Задание доступно здоровым детям старше 7 лет.
Тактильный анализатор.
Ощупывание материалов различных по фактуре, весу, предъявленных в определенной последовательности. Рисование, запись на коже ладони, на спине разных стимулов,
например, письмо букв с последующим их прочтением (дермолексия).
Варианты выполнения:
- выкладывание в определенной последовательности реальных предметов;
- выкладывание карточек с изображением предметов, предлагаемых на ощупь:
- называние вслух заданных стимулов:
- выкладывание карточек с записью названий предметов;
- рисование заданных изображений;
- запись названий предметов, предлагаемых на ощупь.
Ниже приводятся используемые задания.
Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»
Необходимо сохранить принцип чередования.
Варианты выполнения: повторить (назвать, выполнить), выложить, нарисовать, записать. Цифры: 12 3. Продолжение: 123123123123123123123123 Буквы: а у и. Продолжение: ауи ауи ауи ауи ауи ауи ауи Слоги: СА- СА-ША. Продолжение:
са са шаса са шаса са ша Ритмы: /// // Продолжение: /// // /// // III II III II III II III II
Дидактическое упражнение «Правильно ли это?»
Определение линейной схемы фразы. Материал предъявляется на слух. Можно использовать подкрепление в виде картин с изображением предметов или явлений, педагог намеренно допускает ошибки, пропуская, повторяя, добавляя, переставляя порядок элементов ряда.
Инструкция: «Слушай внимательно, правильно ли я сказала, если нет, скажи правильно».
Вербальные стимулы:
- утро - ночь — день — вечер;
- зима - лето - весна - осень;
- 123 5;
- 123 145;
- СОМ - МОС - СОМ - ОСМ - МСО - ЭМ-СМО-СОМ;
- Девочка разбила чашку и заплакала, плакала чашку и девочка разбила. Мы грибы собирали в лесу. Мы были в лесу и собирали грибы. Дети сели в класс и вошли за парты. Дети шли в класс и сели за парты. Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная. Каша, которую сварила хозяйка, очень вкусная. Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ. Мужчина, на котором был синий плащ, вошел в дом.
4. Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных серий последовательностей
Педагог предлагает для воспроизведения несколько (две, три) серий последовательностей. Например,
Запомни и повтори:
1 !!! !!
2. 2. ! !!! Запомни и повтори:
1. 3-5-7
2. 2-9-3-5.
Запомни и повтори:
1.А-И-У
2 О-Э-И
3. А-И-У-А»
Предлагаемые задания можно использовать как для выявления уровня сформированности сукцессивных функций, так и для преодоления названных нарушений. Своевременное и систематическое развитие этих функций позволит подготовить почву для развития устной формы речи, прежде всего, звуко-слоговой структуры слова и синтаксических операций. Предложенная система работы направлена на профилактику нарушений письменной речи, предупреждение возникновения трудностей, связанных с обучением грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Класс, в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...
Использование компьютерных тренажёров для развития слухоречевой функции у детей и взрослых с нарушением слуха.
Дети с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с...
Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.
Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....
Развитие психических функций у детей с овз на уроках.
Легко учить способных детей, но как трудно работать с детьми расторможенными, беспокойными, чрезмерно возбудимыми. Они не в состоянии организовать свою деятельность, фиксировать своё внимание, ...
Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...
"Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Работу по развитию моторной активности нужно начинать с самого раннего возраста. Своевр...
Развитие когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие когнитивных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.Когнитивные процессы - психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio - знание, познание...