Использование компьютерных тренажёров для развития слухоречевой функции у детей и взрослых с нарушением слуха.
презентация к уроку по логопедии по теме
Дети с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komp._trenazhyory.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III»
Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» Впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи: Речевое дыхание Голосообразование – наличие и отсутствие голоса Голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление голоса.
Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения .
Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» Модуль «Наличие звука» Модуль «Громкость»
Модуль «Громкость и голос» Модуль «Звонкость» Модуль «Включение голоса»
Модуль « Высота» Модуль «Высотные упражнения» Модуль «Автоматизация фонемы»
Модуль «Точность воспроизведения фонем» Модуль «Дифференциация двух фонем» Модуль «Дифференциация четырех фонем»
Модуль «Цепочка фонем» Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе» Модуль «Спектр звука»
СУРДОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР «ДЕЛЬФА - 130» Данная программа представлена как сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых. Широкий выбор методов и глубина обработки речевой информации позволяют использовать его в детских садах, специальных школах, интернатах и лечебных учреждениях, а также в домашних занятиях родителей с детьми.
Сурдологопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 130» Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как: • речевое дыхание, • голосоведение, • фонетическое оформление звучащей речи, • темпо-ритмическая организация речи. При этом на экране отображается: • длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз; • активный, короткий выдох речевой выдох; • наличие или отсутствие голоса; • сила и высота голоса; • громкость и длительность звука; • слоговая структура слова; • словесное и логическое ударение.
Состав упражнений Меню "Выдох" (упражнения "Задуй свечки" и "Чашка чая") Слитность ("Бабочка" и "Сказочный замок")
Громкость ("Колобок" и "Бегемотик") Чем громче звук, тем шире Бегемотик раскрывает рот
Сурдологопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 130» Длительность звука ("Елочка" и "Репка") Слоговой ритм ("Картинка из кубиков" и "Скатерть-самобранка") Гласные звуки ("Вертолет" и "Подводная лодка")
Сурдологопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 130» Согласные звуки ("Паровоз" и "Фонтан") .
Сурдологопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 130» Звуковая реакция ("Космический стрелок" и "Индеец") Графики ("Речевая волна", "Речевая волна - 2", "Спектр")
Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-141» В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер "Дэльфа-141" Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных.
Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА - 141» Фазы выполнения упражнения "Цирк" Упражнение "Воздушный шар" Упражнение "Наши животные"
Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142»
Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142» Назначение тренажера Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет: Работать с любыми речевыми единицами от звука до текста Решать задачу коррекции речевого дыхания Решать задачу коррекции голоса Решать задачу развития лексико-грамматической стороны речи Вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений Многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал Использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь) Работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика Осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142» Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей . Помимо 63 словарей, входящих в комплект тренажера (более 4500 словарных единиц), учитель может создавать собственные словари, архивировать их и восстанавливать в случае поломки компьютера даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.
Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142»
Логопедический тренажер «ДЕЛЬФА-142» Состав упражнений Меню "Звук" (19 упражнений) Меню "Буква" (9 упражнений) Меню «Слог» (4 упражнения)
Меню «Слово» (19 упражнений) Меню «Предложение» (8 упражнений) Меню «Текст» (3 упражнения, ( только в версии 2.0 ) Словари
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ» Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа с данной программой проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ» Работа проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Серии упражнений входят в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, что позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление.
результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране, исключающих субъективную оценку. программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. заведомо исключается отрицательная оценка для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе
при разработке этой программы был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.
СУРДОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ЖИВОЙ ЗВУК» Слухоречевой комплекс ПОЛИФОНАТОР ПФ-03 - ВИДЕО+
Сурдотехническая система «ЖИВОЙ ЗВУК» Программная часть (программное обеспечение) комплекса - это пакет программ, включающий в себя специально подготовленный набор обучающих, развивающих и коррекционных программ, предназначенных для формирования, коррекции устной речи детей и взрослых, имеющих нарушения звукопроизношения, голоса, слуха, а также для восстановления речевой функции (устранение фальцета, лечение логоневрозов др.).
Программный цикл «Живой звук». Программа «Профили звуков». Программа «Азбука». Программа «Голоса животных». Программа «Голоса птиц». Программа «События в картинках». Программа «Ритмико-интонационные структуры речи» Программа «Диалоги». Программа «Картинный словарь». Программа «Учись говорить звуки». Программа «Слуховой диктант». Программа «Фразы»
РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЕФЕКТОЛОГА НА БАЗЕ ПК «SPECIAL EDUCATION TOOLS». СПЕЦАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА" . многоцелевой инструмент наработки собственных развивающих материалов для специалистов разного профиля от дефектологов до учителей надомного бучения. Предназначен для манипулирования графическими, текстовыми и звуковыми объектами на компьютере без ограничений по теме, цели, объему и содержанию. Позволяет быстро организовать развивающие задания из уже скомплектованного и пополняемого по желанию графического и текстового материала.
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОЙ СИСТЕМЫ Развитие слухового восприятия включает развитие неречевого и речевого слуха. Особую роль развитие слухового ВОСПРИЯТИЯ приобретает у глухих пациентов после кохлеарной имплантации. для методического обеспечения могут быть использованы компьютерные программы позволяющие производить повтор, преобразование речевых или неречевых сигналов , а также условий их предъявления. Эти возможности позволяют включить в систему тренинга слуха новые направления, связанные с формированием помехоустойчивости и инвариантности (способности узнавать речевой материал на слух разных дикторов) слухоречевого восприятия, а также простейших навыков пространственной ориентации.
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОЙ СИСТЕМЫ
Программный тренажер на базе данного комплекса обеспечивает возможность выбора: общего направления тренинга («набор упражнений» из библиотеки занятий) режима прослушивания (обучение, тестирование); условий подачи сигналов (произвольный запуск, задание фиксированной паузы между стимулами); организации ответных реакций (режим распознавания, различения); фиксации ответов слушателя (правильные ответы, ошибки, время реакции в протоколе формата программы EXCE L ). ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОЙ СИСТЕМЫ
Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы Примеры визуального отображения информации (категории ответов, элементы обратной связи) на экране монитора.
Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы Библиотека занятий и результаты апробации системы К настоящему моменту библиотека упражнений, входящих в систему тренинга, представлена 5-ю основными блоками 1. РЕЧЬ (распознавание речевых сигналов разной степени лингвистической сложности - фонемы, разносложные слова в исполнении 4 дикторов), 2. ПРОСОДИКА (различение голоса диктора и фразовой интонации), 3 . ОРИEНТAЦИЯ (локализация источника звука - речи или шума, обнаружение движения источника, определение его направления), 4. ЗВУКИ ВОКРУГ НАС (различение голосов животных, птиц и музыкальных инструментов) 5. ВОСПРИЯТИЕ НА ФОНЕ ПОМЕХ (восприятие речевых сигналов на разном акустическом фоне - шум, речь, музыка, а также в УСЛОВИЯХ конкуренции - одновременное произнесение слов разными дикторами),
Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы Пример «Меню пользователя» для выбора режима прослушивания (обучение, тестирование) и направления тренинга (Блок упражнений)
Латеральная схема для размещения источника звука (тренинг ориентации) П, Л - «Правый» и «Левый» динамики (относительно пациента). П – Л и Л – П направление движения источника звука. Очень важный и оригинальный по исполнению раздел системы представлен блоком занятий по развитию навыков пространственной ориентации. В этой части тренинга объединены занятия по различению речевых сигналов в условиях изменения положения диктора и по определению направления на источник (локализация источника звука или речи) для фронтальной (впередисзади) и латеральной (справа-слева) схемы размещения излучателей звука.
Еще одним важным положительным моментом выступает возможность системы обеспечить объективный контроль за ходом обучения. Основой для этого служит сравнение показателей (число правильных ответов, повторов и пропуска сигналов, время реакции), зафиксированных во время занятий на разных этапах обучения обучающегося. Такой анализ помогает выявить и оценить динамику и эффективность всего процесса реабилитации, а также скорректировать дальнейшую программу занятий.
Программно-аппаратный комплекс для тренажерной системы Применение систем такого типа в специализированных образовательных учреждениях также будет способствовать повышению уровня абилитации и образования слабослышащих детей, эффективности их подготовки к самостоятельной и полноценной жизни в окружающем, полном звуков, мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Презентация "Рассказ "Заяц" предназначена для проведения урока чтения и развития речи в 1 классе для учащихся с нарушением слуха.
Презентация "Рассказ "Заяц"предназначена для проведения урока чтения и развития речи в 1 классе для учащихся с нарушением слуха....
Особенности развития внимания и восприятия у младших школьников с нарушением слуха.
Выступление на родительском лектории...
Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...
"Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи."
Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Работу по развитию моторной активности нужно начинать с самого раннего возраста. Своевр...
"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись....