"Русская орфография" Тетрадь открытий.
учебно-методический материал на тему
Методическое пособие для учителей и родителей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_otkrytiy.odt | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5 городского
округа город Михайловка Волгоградской области».
« Русская орфография»
Тетрадь открытий
Методическое пособие для учителей и родителей школы.
Выполнила работу: Петрова
Валентина Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 5 городского
округа город Михайловка
Волгоградской области».
г. Михайловка 2012 год
ОРФОГРАММА.
ОРФОГРАММА — это часть буквенной записи слова (предложения), которую нельзя точно определить по произношению и правилам графики.
Общее орфографическое правило.
ФОНЕМА в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же части слова.
Ходьба — ходит
глиняный — полотняный
на парте — на стене
отпустил — отпуск
ОРФОГРАММЫ, НАРУШАЮЩИЕ ЗАКОН ПИСЬМА.
- Перед гласными и звонкими согласными фонемами
безоблачный
избрать
воздвигнуть
избежать
разгромить
Перед глухими согласными фонемами
бесконечный
исправить
воспринять
истратить
раскалить
НЕ ПУТАТЬ!
Приставки Предлоги
безграничный без границ
бесконечный бес конца
избежать из беды
исправила из правила
ОРФОГРАММЫ, ПИШУЩИЕСЯ ПО ЗАКОНУ ПИСЬМА
на грибке — гриб, грибок
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
Визг — с визгом ( не в начале корня, перед звонкими фонемами)
воск — восковой ( не в начале корня, перед глухими фонемами).
НЕ ПУТАТЬ!
Здание, здесь, (здешний), здоровый, ( здоровье, здравие, здравый, здравствуй), ни зги не видно ( в начале корня).
ЗАПОМНИТЬ!
Сбруя, сдобный ( бывшие приставки)
сапог, собака, пиджак ( словарь)
бросьте — брось (в сильной позиции только мягкий)
кость — косточка (в сильной позиции только твёрдый)
ратник — рать, ратный (в сильной позиции и мягкий, и твёрдый)
жизнь, степь ( сильной позиции нет)
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Кончик, нянчить, гонщик, но мальчик, пильщик.
Звёздный — звезда, НО грозный — гроза
грустный — грусть НО чудесный — чудеса
счастливый — счастье, НО трусливый — трус
здравствуй — здравие
ЗАПОМНИТЬ!
Чувствовать, но участвовать
лестница ( лесенка)
блеснуть (блестеть).
ОРФОГРАММЫ СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ В ОКОНЧАНИЯХ.
НАРУШАЮТ ЗАКОН ПИСЬМА:
в армии, в санатории, на здании
( основа на -ий )
кожей, рыжему ( после шипящих)
новый, злого
ОРФОГРАММЫ, ПИШУЩИЕСЯ ПО ЗАКОНУ ПИСЬМА.
ОРФОГРАММЫ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ
в печке — в стене
в городе — в столе
в поле — в окне
на ели — на ржи
в новой — в злой, в какой
с новым — со злым
столов, столами
злая,злое, злого, синего, злые
граждане, крестьяне
ОРФОГРАММЫ В ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ
1-е спряжение 2-е спряжение
пишешь — берёшь пилишь — глворишь
пишет — берёт пилит - говорит
пишем — берём пилим — говорим
пишете — берёте пилите — говорите
пишут — берут пилят — говорят
2-е спряжение
( с безударными личными окончаниями)
Все усекаемые на -ить
Все усекаемые на -еть
Усекаемые на -ать после шипящих
гнать
ПРИМЕЧАНИЕ
Усекаемые глаголы: решить -решу, видеть -вижу,
молчать -молчу
Неусекаемые глаголы: белеть -белею, читать -читаю,
брить -брею
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
Стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют ( от стлать, а не от стелить).
ЗАПОМНИТЬ!
Хочу бегу хотим бежим
хочешь бежишь хотите бежите
хочет бежит хотят бегут
пишешь пишет пишите пишут
Орфограммы, нарушающие закон письма
в армии - в стене
в санатории — в столе
в здании - в окне
НЕ ПУТАТЬ!
В окне - в здании
в окно - в здание
умный — злой
злого
межой, но кожей
кирпичом, но с плачем
плащом, но чудищем
деревцо, но платьице
отцов, но пальцев
чужому, но рыжему
Орфограммы слабых позиций в интерфиксах (в сложных словах)
ледоход, тепловоз, (после твёрдых согласных), землетрясение, пешеход, птицелов, ( после мягких согласных и Ц).
БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Сон — сна , пень — пня, окно — окон, вишня — вишен
рожок — рожка, платочек — платочка, ( ключик — ключика)
пашня — пашен, княжна — княжон,
смешной — смешон, спокойный — спокоен,
волчий — волчьего, плясуний — плясунья
запор — запереть — запирать — запру.
ОРФОГРАММЫ СИЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ
БУКВЫ А, Е, И, У ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Чаща, щука, жизнь, шесть
НО:
жюри, брошюра, парашют( заимствованные слова, словарь)
БУКВЫ О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
БУКВЫ О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЯХ
БУКВА О В КОРНЯХ СЛОВ ПИШЕТСЯ ТОЛЬКО:
В некоторых русских словах ( см. список)
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
При изменении этих слов звук О остаётся ударным.
В некоторых заимствованных словах ( см. список).
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
В корнях этих слов буква О может обозначать как ударный звук О, так и какой-нибудь безударный гласный.
БУКВА Ё В КОРНЯХ СЛОВ ПИШЕТСЯ:
В большинстве русских слов ( иск. см. в списке).
Жёлтый, желтеть, шёлк, шелка, чёрт( черти), шёпот(шептать), решётка( решето), бечёвка( бечева), дешёвый(дешевле)
В наречиях ещё, почём, нипочём.
БУКВА Ё ПИШЕТСЯ:
В окончаниях глаголов:
жжёшь, бережёт, печём,жжёте.
БУКВЫ И, Ы ПОСЛЕ Ц
Ы после Ц вместо И пишется только в следующих случаях:
В словах исключениях: цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки, цыкать
синицын, куницын, но Галицын, Ельцин (фамилии)
борцы, умельцы, куцый, синицы.
БУКВА Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОНЦЕ СЛОВА
С буквой Ь только:
рожь, дочь, мышь, вещь (сущ. Жен. Р, ед ч)
настежь, вскачь, сплошь ( наречие).
НО:
уж, замуж, невтерпёж
жечь, печься, видишь, ешь, моешься, режь, ешьте (гл.)
лишь ( частица)
ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ — БЕЗ БУКВЫ Ь
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Свеж, горяч, хорош.
ОБОЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМЫ — Э
БУКВА -Э ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ФОНЕМЫ — Э ПИШЕТСЯ ТОЛЬКО:
этот, эхо, этаж ( в начале слова, а также после приставок и в сложных словах: сэкономить трёхэтажный)
мэр, сэр, пэр, ( после согласных в некоторых заимствованных словах, словарь).
Маэстро, поэт, дуэт (после гласных в заимствованных словах)
НО:
диета, гиена( после И), проект, траектория( по словарю )
ОБОЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМЫ -ж
вожжи, дрожжи
дожди
визжать ( ср. с визгом), брызжет (ср. брызгать)
ОРФОГРАММЫ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ ФОНЕМ
ПРОПИСНЫЕ (ЗАГЛАВНЫЕ) БУКВЫ
На берегу было тихо.
Он спросил: « Ты купаться будешь?»
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
Анна, Пётр Иванович Никольский.
Наша Мурка шалунья.
На берегу Ангары стоит крупнейший город Сибири — Иркутск.
Газета « Известия», журнал «Весёлые картинки», повесть Гайдара «Дальние страны».
ПРОБЕЛ МЕЖДУ СЛОВАМИ.
ПРЕДЛОГИ
С ДРУГИМИ СЛОВАМИ
к реке, с сестрой, изо рта
НЕ ПУТАТЬ!
Без дороги — бездорожье
без конца — бесконечный
перед утром — предутренний
из деревни — издалека
от пяти, к сорока, с шестьюдесятью
ко мне, за тобой, у нас, перед вами, с ними
некого — не у кого, никем — ни с кем
ЗНАК ПЕРЕНОСА СЛОВА
ду-бовый, дубо-вый, се-стра, сес-тра, сест-ра
по-добрал, подо-брал, ( нельзя под-обрал, подоб-рал)
Япо-ния ( нельзя Я- пония, Япони-я )
бой цы, паль-цы, разъ-езд (нельзя: бо-йцы, пал-ьцы, раз-ъезд)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Кто там ходит у ворот?
Это кот.
А зачем он ходит здесь?
Хочет есть.
Что же делать мне, скажи?!
Спрячься в норку и дрожи!
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Знаки препинания в предложениях с союзами
…........... , что (потому что, если и т. п.) …...........
Узнай, почему не работает телефон.
Почему не работает телефон, не знал никто.
Завтра, если ничего не случится, он обязательно приедет.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ БЕЗ СОЮЗОВ.
…............. , …............ .
Взошло солнце, стало теплей.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ.
ТИРЕ ПРИ ПРОПУСКЕ СВЯЗКИ МЕЖДУ
ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
СУЩ. (числит., неопр. ф. ) - ( это ) сущ.
Футбол — (это ) интересная игра.
Три — (это) простое число.
Съездить в горы - ( это ) моя заветная мечта.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
С ОДНОРОДНЫМИ СЛОВАМИ.
- - - - однородные слова
-----, ------, -------
Игорь накупил себе книжек, тетрадей, карандашей.
-------- , а (но, да = « но» ) -------
Игорь купил себе не тетрадь, а блокнот.
Яблоко было красное, но кислое.
Мал золотник, да дорог.
ЗНАКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
С ОБРАЩЕНИЕМ
----------- обращение ----------- другие слова
Миша, дай мне пилу.
Миша! Дай мне пилу.
--------- , ----------.
Дай мне пилу, Миша.
--------- , ----------- , --------------
Дай, Миша, мне пилу.
О ------ !
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
ЗНАКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ.
------------- вводные слова ---------------- другие слова
-------, …... …...., -------, …....., ---------, …......
Пожалуй, мы опоздали.
Мы опоздали, пожалуй.
Мы, пожалуй, опоздали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Открытый урок в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")
Жду Вас в гости! Мой сайт: http://guru1.ucoz.ru Открытый урок русского языка был дан мной 12.12.2008 года в 3 «В» МОУ «СОШ №1» города Шебекино в рамках конкурса «Учитель года». Тема урока ...
Занимательный русский язык (открытое мероприятие, 4 класс)
Представленные конкурсные задания в игровой форме позволяют выявить и расширить знания учащихся в области русского языка....
Русский язык Открытый урок
Тема «Буквосочетания «ЧА – ЩА»...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Картины зимы в русской поэзии.Открытый урок. Презентация
Поэзия - это язык души...
Кружок русского языка Открытое занятие по теме: «Семья» «Магические слова. Путешествие в страну Грамматику»
Конспект занятия "Семья. Магические слова. Путешествие в страну Грамматику" ......