Учитель как гражданин.
статья на тему
Статья-размышление о роли учителя в современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_kak_grazhdanin.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель как гражданин
Вопрос об образовании
для современных обществ
есть вопрос жизни или смерти,
вопрос, от которого
зависит их будущее.
Эрнест Ренан
Гражданство, в такой стране как Россия – это не простой звук, не сотрясание воздуха, а глубоко заложенное внутри нас, людей, живущих на просторах этой необъятной страны, чувство любви к своей родине. Недаром именно в России великий поэт написал бессмертные строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» В последнее время мы видим, как это прекрасное чувство гражданства нивелируется к нашему глубокому сожалению. Молодёжь уже плохо знает и ориентируется в таких исторических событиях, как Отечественная война 1812 года, Смутное время, Польская интервенция и даже в таком относительно недавнем событии, как Вторая Мировая война. С большим сожалением мы констатируем, что юным гражданам нашей страны почти что чужды такие имена, как Иван Сусанин, Николай Гастелло, Пётр Багратион, Денис Давыдов, Александр Матросов, князь Минин и др..
В последние годы остро обозначилась проблема проникновения в умы молодого поколения зарубежных моральных и культурных ценностей, таких как комиксы взамен книг, гамбургеры вместо пирожков, Том и Джери вместо Чебурашки и крокодила Гены и на днях Рождениях детей всё чаще слышишь «Happy birthday to you». Однако быть гражданином своей страны, это не только огульно ругать и не принимать всё иностранное. Прежде всего, учитель, обучающий высокому чувству гражданства, сам должен знать культуру и традиции своей отчизны, такие как хохломская, гжельская и жосткинская росписи, дымковская игрушка, палехский художественный промысел и пр.. Должен разбираться в музыкальной культуре, присущей народам России, знать художественную литературу. Ему не должны быть чужды такие имена, как Ф.Достоевский, А.Пушкин, А.Чехов, М.Мусоргский, П.Чайковский, С.Рахманинов, И.Шнитке, И.Ге, М.Шагал, М.Васнецов и др..
Не последнее место в формировании гражданина занимают знания традиций, присущих народам живущим в нашей стране. Их великое множество. И невозможно их знать все полностью. Но ориентироваться в основных традициях, таких как Масленица, Сабантуй, Шабат и др. учитель обязан.
Именно знание истории, культуры и традиций помогает учителю понять кто мы такие, откуда мы и куда мы идём. Именно эти знания вызывают в учителе глубокое, неподдельное чувство любви к своей стране. Именно эта любовь позволяет учителю сформировать активную гражданскую позицию и передать её юным ученикам.
И как же учитель может воспитать чувство гражданственности, если сам не чувствует себя гражданином. Он не чувствует того, что его труд кому-то нужен. Но, ведь, он же нужен! Вы только представьте на минуточку, что произойдёт, если не будет учителя, педагога, наставника!… Задумайтесь!…
Когда я пришла работать в школу 14 лет назад, то меня удивило то, что мои коллеги, проработавшие по 25-30 лет на благо государства, на развитие нашей необъятной родины, неугомонно возмущались. Я не понимала, почему они так много говорили о том, что их труд никто не ценит. Что никому до них нет дела. Что не берётся во внимание и тот факт, что к ним в класс приходят учиться уже дети и внуки их первых учеников (а ведь это о многом говорит - ИМЯ).
И речь сейчас не о деньгах, а об ощущениях. Вы знаете, так обидно осознавать тот факт, что работать учителем - означает обречь себя на низкую заработную плату и как следствие бытовую неустроенность. Но почему?! Ведь с учителя всё начинается. Ведь учитель это, прежде всего призвание, а не погоня за высоким социальным статусом. Учитель – это основа. Учитель – это фундамент. То, что заложит в нас учитель - самое важное и прочное - то идёт с нами по жизни. Прежде всего, учитель воспитывает в нас чувство гражданственности, чувство патриотизма…
А как его воспитывать, если ко всему прочему не всегда сам учитель может позволить себе всестороннее развитие. Недавно случилось посетить Красную площадь, Кремль. По словам старожилов, коренных москвичей, в былые времена посетить территорию Кремля не составляло проблемы, т.к. вход на его территорию был бесплатным. И каково же было моё удивление, когда я увидела расценки на посещение исторического достояния нашей Родины. Выяснилось, чтобы знать историю России, родной земли необходимо платить деньги. Да к тому же, не малые.
Для того чтобы изучить более детально историю столицы нашего государства, проникнуться в её прошлое, пожалуй, одного посещения будет далеко не достаточно. Опять же, по рассказам бывалых москвичей, посещение кремлёвских стен во времена их детства, юности было само самой разумеющимся. Люди ходили туда гулять, как в парк. Они изо дня в день имели возможность соприкасаться с далёким прошлым. Я думаю, что постоянное общение с историей, с каждым разом делало современного человека ближе к тем временам, к далёкому прошлому, к нашим предкам. Мне кажется, что гуляя по улочкам Кремля, невольно в воображении, должны были всплывать картины быта, сцены семейной жизни, праздники, гуляния, тяжёлые минуты жизни (война, разруха, голод и др.). Такие прогулки не лишние для привития уважения к прошлому нашей великой Отчизны.
По своему наблюдению могу сказать, что чувство гражданственности у наших родителей развито гораздо больше, чем у сегодняшнего молодого поколения. Это связано с тем, что поколение учителей 50-60-ых годов уходит, и ему на смену приходят учителя, которые, безусловно, имеют возможность развиваться по учебникам, книгам, энциклопедиям, документальным фильмам на канале Культуры, читать статьи в Интернете. Однако этого не достаточно! Необходимо воочию соприкасаться с памятниками истории. Такие памятники существуют не только в Москве. По нашей необъятной России их достаточно много. Но, чтобы посетить их, необходимо сделать абсолютно доступными учителям и ученикам.
Задача учителя в современной школе привить, возродить в нежных душах ребят интерес к событиям, к временам и великим именам в истории Государства Российского. И начинать нужно, по моему глубокому убеждению, с первого дня пребывания ученика в стенах школы. Но, для того, чтобы решать эту непростую задачу, учитель, прежде всего, сам должен быть ГРАЖДАНИНОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которой требует особого внимания. Если его место занимают необразованные, непрофессиональные люди, страдают дети. Именно учитель должен владеть знаниями об историческом прошлом нашей Родины. Именно педагог – человек, который большую часть своего времени отводит на обучение детей, должен привить любовь и желание знать Россию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Я учитель-гражданин"
Выступление "Я учитель -гражданин"...
Я- учитель. Я- гражданин.
Выступление на кустовом конкурсе "Учитель года - 2012" по ттме " Я- учитель. Я - гражданин"....
Классный час "Солдат, Учитель,Гражданин"
КЛАССНЫЙ ЧАС РАЗРАБОТАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ. ОН ПОСВЯЩЕН УЧЕНОМУ, МАТЕМАТИКУ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ П.М.ЭРДНИЕВУ.Цел классного часа : познакомить учащихся с биографией П.М. Эрдниева, пов...
Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Педагогическая практика - изобразительная деятельность учащихся как среда становления конкурентоспособной личности гражданина России"
Актуальность этой проблемы очевидна, так как в условиях перехода к новому образованию школа должна обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям...
«Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля «Основы светской этики»».Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Доклад по теме "Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля«Основы светской этики"«Самая страшная из грозящих нам катастроф это не столько атомная, тепловая и тому подобные...
Статья "Я гражданин России" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Материал помещён в районную газету "Время Ямала" Ямальского района. Статья раскрывает ценные качества автора: любовь к своей Родине, родителям, ученикам. Формирование патриотического воспита...
"Учитель как активный гражданин"
Статья посвящена педагогическим компетенциям современного учителя....