Значение логопедических занятий для детей поступающих в первый класс
консультация (1 класс) по теме

Хамзина Татьяна Юрьевна

В данной статье рассматривается совместная работа логопеда и учителя с детьми поступающими в первый класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_1_klass.docyyy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение логопедических занятий для детей поступающих в первый класс

Работая в дошкольном учреждении воспитатели часто задаются вопросом как же влияет развитие речи на психологическую готовность к школе? И один из ответов на этот вопрос нашли , разработав технологию «Коррекции и развития речи детей средствами малых фольклорных форм- скороговорок».

Почему именно скороговорок? Скороговорки созданы детям для забавы. Однако эта забава приносит очень большую пользу. Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения, что способствует подготовки детей к школе.

Дети, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений, навыков. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. У многих детей ограничено представление об окружающем мире, определённый уровень речевого развития. Нарушение речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. В начале учебного года, выявляются дети не только с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, но и те, которые при относительно сохранном звукопроизношении и правильном лексико- грамматическом строе речи, имеют выраженное фонематическое недоразвитие. В дальнейшем, в школьном возрасте, это приводит к стойким нарушениям чтения и письма. Поэтому они нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда.

Работа с такими детьми направлена на преодоление у них речевых   нарушений путем проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий. Учиться говорить правильно и красиво – тяжелый труд. Поэтому в основе  занятий необходимо использовать комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Традиционная учебно-дисциплинарная модель обучения  не подойдет. Необходим личностно-ориентированный подход к обучению. Все занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном обучении с ребенком. Необходимо разнообразное построение занятий: игра, спектакль (дети и участники, и зрители), они учителя, а не ученики и т.д. Используются литературные персонажи, специально изготовленные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно - дидактической игры, сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержание интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, так как дети 1 класса обладают пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Во время занятия в работу нужно включать все анализаторные системы.

Постановка звука: сказка о веселом язычке, профиль на рисунке, акустические признаки (спит, или не спит голосок), поется или не поется каждый звук – песенка  водички, шарика и т. д . Используем 3 города «Звукограды»(синий, красный и зеленый)

Закрепление : слоги, чистоговорки.

 Развитие слухового внимания и зрительного сосредоточения: игры «Что звучит?» , «Чего не стало?» и т.д.

Сейчас много электронных игр, которые можно использовать как часть занятия.

При занятиях у логопеда, родители учащихся часто задают вопрос: «Почему необходимо развивать мелкую моторику рук?»

В 1928г. В. М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движения рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени  сформированности  тонких движений пальцев рук .

М. М. Кольцова (1973г) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание Ц.Н.С. и ускоряют развитие речи ребенка. Т. о., постоянная стимуляция зон коры головного мозга ,отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Это дополнительная  энергия коры головного мозга. Нормализация темпа и ритма общих  движений способствует четкости и точности речевых движений. Умение быстро воспринимать и воспроизводить различные риторические структуры помогают ребенку правильно оформить речь.

Необходима работа в комплексе с учителями, родителями, ведь для родителей вопрос о том, правильно ли говорит ребёнок  является одним из самых волнующих. Эмоционально - положительные контакты ребёнка со взрослыми (прежде всего матери) оказывают стимулирующее влияние на становление вербальной функции, вызывает у ребёнка желание говорить так, как это делает взрослый.

Учитывая быструю утомляемость, необходимо проводить частую смену видов деятельности (Динамика занятий) и постепенное усложнение материала. Активная, творческая работа со словом  - цель игр и упражнений. Ни в коем случае не предлагать ребенку механически повторять за учителем! Творческая работа необходима.

Систематические, последовательные занятия с детьми, которым требуется логопедическая помощь, обеспечивают прочную основу для овладения грамотой.

Таким образом, исходя из вышесказанного, я могу с уверенностью сказать что занятия с логопедом для учащихся поступающих в первый класс является необходимой частью учебно- воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для поступающих в первый класс.

Всегда бывает трудно повести первое, ознакомительное собрание для родителей будущих первоклассников. Детей еще не знаешь, с родителями не знакома, классы до конца не набраны. О чем можно поговорить? В...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."

В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР (2 класс, АООП 5.1) Обучающее изложение «Зима в лесу»

Конспект подгруппового логопедического занятия (с дидактическим материалом), посвященный обучению написания изложения. Предназначен для  младших школьников с ТНР....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс. Тема :" Дифференциация звуков [с]- [з] ".

Практический материал представлен в игровой форме для автоматизации свистящих звуков....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс.Тема :" Путешествие в сказку".

Практический материал по дифференциации мягкого звука [т] и звука [ч]....