Логопедическое занятие для детей с ОВЗ 4 класс по теме: Однокоренные слова.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Закрепление темы. Отработка подбора однокоренных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_4_klasse.doc | 505.5 КБ |
naglyadnosti.doc | 1.3 МБ |
otkrytoe_zanyatie_4_klass.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
по коррекции формирования процессов письма и чтения
у обучающихся 4 класса с ОВЗ. Тема: «Однокоренные слова»
ГБОУ № 509 Красносельского района
г. Санкт-Петербург
учитель-логопед Кожевникова Татьяна Сергеевна
Цель: уточнение и закрепление понятия «однокоренные слова».
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
- закрепить и уточнить знания об однокоренных словах;
- формировать умение находить и выделять корень в словах, образовывать однокоренные слова;
- обогащать словарь учащихся путем формирования семантических полей: подбора родственных слов.
2.Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза;
- развивать память, внимание, логическое мышление и восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней;
- воспитывать познавательный интерес к занятиям.
4. Здоровьесберегающие:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Оборудование: ПК и колонки (фонограммы + презентация), глобус, индивидуальные карточки с заданиями (билеты, звезды, рыбы, кораблик), магниты, клавесы (ритмические палочки).
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие обучающихся и гостей.
- Сядет тот, кто: - назовет, какой сегодня день недели?
- назовет дни недели в обратном порядке,
- назовет все времена года,
- какое сегодня число и месяц?
- какой день был вчера, если сегодня…? и т.д.
II. Основная часть.
- Актуализация знаний. Определение деятельности.
ФОНОГРАММА
- Послушайте звуки. Что они вам напоминают? (фонограмма - звуки моря)
- Приглашаю вас и наших гостей в морское путешествие. Вы знаете, сколько морей на нашей планете? (Показать глобус. 63 моря и 4 океана).
- А вот и билеты. Но вот незадача, в типографии допустили ошибку, пропустили букву. Помогите восстановить в слово.
1 слайд.
- Как вы догадались, что должна стоять буква О? (подобрали проверочные, однокоренные слова).
- Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (об однокоренных словах)
- Впишите букву в слово. Раздайте билеты нашим гостям.
2. Поисковый этап.
- На уроке нам необходимо вспомнить, какие слова называют однокоренными родственными? Что такое корень? Как пишется корень в однокоренных словах? Для чего нужны однокоренные слова в русском языке?
- Я – капитан, а вы моя команда. Перед отправлением в путешествие проведем небольшое исследование. У вас на столах лежат карточки, в которых записаны 3 группы слов. Вы поработаете в парах и ответите на вопрос, можно ли эти слова назвать однокоренными и почему?
Можно ли эти слова назвать однокоренными и почему? 1. нос, носки, носильщик. 2. друг, приятель, товарищ. 3. море, морской, мореплаватель. |
Проверяем.
- Читаем слова 1 группы. Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Нет, так как разное лексическое значение, хотя есть общая часть)
- Читаем слова 2 группы. Можно ли их назвать однокоренными? (Нет, у этих слов хоть и общее лексическое значение, но нет общей части, разный корень)
- Читаем 3 группу слов. Можно ли эти слова назвать однокоренными? Докажите. (Общее лексическое значение, общая часть)
- Можем ответить на вопрос, какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие общую часть - корень и общее лексическое значение называются однокоренными)
3. Работа над значением слова «корень», правописанием корня в однокоренных словах.
- Итак, мы отправляемся в морское путешествие. За бортом слышен плеск воды. А под водой можно увидеть разнообразный животный мир. И следующее задание для моей команды: игра «4 лишний».
- Перед вами морские звезды с заданиями. Выберите себе сами звезду по уровню сложности: красная – задание сложное, но я попробую справиться. Желтая – задание средней сложности, я должен справиться. Зеленая – я точно справлюсь с выполнением задания.
- Вычеркните лишнее слово в ряду предложенных. Объясните свой выбор.
Зеленая звезда. Гора, гореть, горнолыжник, горняк.
Выделите корень. Слово гореть лишнее. Все слова связаны со словом гора (форма рельефа), а гореть - поддаваться воздействию огня, уничтожаться огнём.
Жёлтая звезда. Бедняк, бедро, беднеть, бедняжка.
Выделите корень. Слово бедро лишнее. Все слова связаны с неимущим человеком, а бедро – часть ноги.
Красная звезда. Варвар, сварить, варенье, варёный.
Выделите корень. Слово варвар лишнее. Все слова связаны с приготовлением пищи, а варвар – у древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца.
- А теперь сравните написание корня в однокоренных словах. Кто может ответить на вопрос, как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
- Поставьте ударение в однокоренных словах. Какая орфограмма встретилась в словах? (безударная гласная, которую надо проверить).
- Как же проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - однокоренное родственное слову с безударной гласной).
- Подберите к своим словам на звездах проверочное слово.
- Мы выполнили еще одно сложное задание, и пришло время отдохнуть.
2 слайд. Физ. минутка.
Музыкально-ритмическое упражнение по показу «Песня новозеландских моряков-китобоев» Nathan Evans – Wallerman (Sea Shanty).
4. Работа над разбором слова по составу (подбором однокоренных слов).
- Прежде чем перейти к выполнению следующего задания, вспомним разбор слова по составу. Т.е. что мы будем определять в составе слова? С чего начинаем разбор слова?
3 слайд.
Схема разбора слова: окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс.
- Откройте тетради. Подпишите число.
- Запишите и разберите слово звезда по составу. Поставьте ударение. (Работа по подбору однокоренных слов, разбор слова с комментированием, 1 чел у доски).
- Как вы думаете, для чего еще нужны однокоренные слова в русском языке? (Для проверки безударных гласных в корне слова, помогают правильно выделить корень в слове).
5. Работа по актуализации знаний (подбору однокоренных слов).
- Измените слово звезда так, чтобы оно обозначало признак предмета. (Звёздный).
– Как вы думаете, какая буква пропущена в этом слове? (Карточка на доске со словом – звёзДный и пропущенной буквой Д).
- Вопрос, а как же нам не ошибиться и правильно написать это слово? (Подобрать проверочное однокоренное слово – звёзды, звезда. (Некоторые слова – словарные, надо запомнить. Например, праздник).
- Когда мы произносим это слово, звук [д] пропускаем (звёзный). Такие слова называются слова с непроизносимой согласной.
Итак, еще раз повторим: однокоренные слова – это слова, имеющие одинаковый корень и общее лексическое значение.
6. Работа по самостоятельному подбору однокоренных слов.
- Наше путешествие продолжается. Приближается время обеда. Главный на камбузе – так называется кухня на корабле – кок. Повар-кок. Он хочет приготовить уху. Что это? (рыбный суп).
- Наловим рыбы. (Обучающиеся берут картинки рыб, читают слово с пропущенной гласной и подбирают проверочное. Размещают картинки на магнитной доске).
Слова: силач, травяной, кормушка, слониха, часовой, котята, листовой, зеленеет.
- Мы в нетерпении, повар готовит уху, постучим «ложками» по столу.
4 слайд. Музыкально-ритмическое упражнение с клавесами «Яблочко».
7. Подбор слов в рифму в стихотворении.
- Уха готова, обед славный. А почему бы не отдохнуть с пользой. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму (карточки). Выдаются блокноты на обложке словарное слово корабль.
Плавники у нас росли бы, |
- Путешествие подошло к концу. Итак, давайте подведём итог.
- Какая была тема урока? (Однокоренные слова)
- Однокоренные слова – это слова …
5 слайд.
Рефлексия.
- Молодцы! Вы отлично работали. Оцените себя на уроке. (Волна)
- Что тебе понравилось больше всего?
- Какое задание было интересным?
- Какое задание было сложным для тебя?
- Из путешествий мы всегда стараемся привезти с собой памятные сувениры. И сегодня вам за прекрасную работу я дарю приятные подарки – ракушки. Говорят, если приложить их к уху, то можно услышать море. Приятных вам воспоминаний!
Доп. Игра «Да-Нет».
- Я вам буду зачитывать утверждения, если согласны, то будете говорить «да», если нет, то – «нет».
1. Общая часть родственных слов называется корнем? (да)
2. Слова зима и зимушка – однокоренные? (да)
3. Слова брат и сестра – однокоренные? (нет)
4. Слова школа и школе однокоренные? (нет). Ребята, это изменение формы слова, а не однокоренные слова.
5. Слова быстрый и скорый – однокоренные? (нет)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Однокоренные слова» Водный транспорт России Серия 04. Номер 20.11.2024 М_рское путешествие О
Музыкально-ритмическое упражнение по показу «Песня новозеландских моряков-китобоев» Музыкальная композиция: Nathan Evans – Wallerman (Sea Shanty)
Разбор слова по составу: 1 2 5 4 3
Музыкально-ритмическое упражнение «Яблочко»
Справился самостоятельно. Могу объяснить и помочь. Были затруднения, но я справился. Нужна помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...
Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"
Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...
Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"
Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...
Конспект фронтального логопедического занятия по устранению дисграфии для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Однокоренные слова»
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 4-5-х классах для детей VII видаУчитель-логопед Оганесян С.Г. Логопедическая тема: Однокоренные слова.Лексическая тема: Зима.Цель: Закрепить ...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»
Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...
Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (с использованием здоровьесбергающих технологий) "Слово и слог"
Тема: Слово и слогЦели: 1. Дать понятие «слога»;2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»задачи:- обучающие:1. Формировать у учащихся представл...