Логопедическое занятие для детей с ОВЗ 4 класс по теме: Однокоренные слова.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Кожевникова Татьяна Сергеевна

Закрепление темы.  Отработка подбора однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_4_klasse.doc505.5 КБ
Microsoft Office document icon naglyadnosti.doc1.3 МБ
Office presentation icon otkrytoe_zanyatie_4_klass.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

по коррекции формирования процессов письма и чтения  

у обучающихся 4 класса с ОВЗ. Тема: «Однокоренные слова»

ГБОУ № 509 Красносельского района

г. Санкт-Петербург

учитель-логопед Кожевникова Татьяна Сергеевна

Цель:  уточнение и закрепление понятия «однокоренные слова».

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- закрепить и уточнить знания об однокоренных словах;

- формировать умение находить и выделять корень в словах, образовывать однокоренные слова;

- обогащать словарь учащихся путем  формирования семантических полей: подбора родственных слов.

2.Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза;

- развивать память, внимание, логическое мышление и восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать воображение.

3.Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней;

- воспитывать познавательный интерес к занятиям.

4. Здоровьесберегающие:

- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Оборудование:  ПК и колонки (фонограммы + презентация), глобус, индивидуальные карточки с заданиями (билеты, звезды, рыбы, кораблик), магниты, клавесы (ритмические палочки).

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие обучающихся и гостей.

- Сядет тот, кто: - назовет, какой сегодня день недели?

                     - назовет дни недели в обратном порядке,

                     - назовет все времена года,

                     - какое сегодня число и месяц?

     - какой день был вчера, если сегодня…?  и  т.д.

II. Основная часть.

  1. Актуализация знаний. Определение деятельности.

ФОНОГРАММА

- Послушайте звуки. Что они вам напоминают? (фонограмма - звуки моря)

- Приглашаю вас и наших гостей в морское путешествие. Вы знаете, сколько морей на нашей планете? (Показать глобус. 63 моря и 4 океана).

- А вот и билеты. Но вот незадача, в типографии допустили ошибку, пропустили букву. Помогите восстановить в слово.

1 слайд.

Picture background

- Как вы догадались, что должна стоять буква О? (подобрали проверочные, однокоренные слова).

- Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (об однокоренных словах)

- Впишите букву в слово. Раздайте билеты нашим гостям.

2. Поисковый этап.

- На уроке нам необходимо вспомнить, какие слова называют однокоренными родственными? Что такое корень? Как пишется корень в однокоренных словах? Для чего нужны однокоренные слова в русском языке?

- Я – капитан, а вы моя команда. Перед отправлением в путешествие проведем небольшое исследование. У вас на столах лежат карточки, в которых записаны 3 группы слов. Вы поработаете в парах и ответите на вопрос, можно ли эти слова назвать однокоренными и почему?

Можно ли эти слова назвать однокоренными и почему?

1. нос, носки, носильщик.

2. друг, приятель, товарищ.

3. море, морской, мореплаватель.

 

Проверяем. 

- Читаем слова 1 группы. Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Нет, так как разное лексическое значение, хотя есть общая часть)

- Читаем слова 2 группы. Можно ли их назвать однокоренными? (Нет, у этих слов хоть и общее лексическое значение, но нет общей части, разный корень)

- Читаем 3 группу слов. Можно ли эти слова назвать однокоренными? Докажите. (Общее лексическое значение, общая часть)

- Можем ответить на вопрос, какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие общую часть - корень и общее лексическое значение называются однокоренными)

3. Работа над значением слова «корень», правописанием корня в однокоренных словах.

- Итак, мы отправляемся в морское путешествие. За бортом слышен плеск воды. А под водой можно увидеть разнообразный животный мир. И следующее задание для моей команды: игра «4 лишний».

- Перед вами морские звезды с заданиями. Выберите себе сами звезду по уровню сложности: красная – задание сложное, но я попробую справиться. Желтая – задание средней сложности, я должен справиться. Зеленая – я точно справлюсь с выполнением задания.

- Вычеркните лишнее слово в ряду предложенных. Объясните свой выбор.

Зеленая звезда. Гора, гореть, горнолыжник, горняк. 

Выделите корень. Слово гореть лишнее. Все слова связаны со словом гора (форма рельефа), а гореть - поддаваться воздействию огня, уничтожаться огнём.

Жёлтая звезда. Бедняк, бедро, беднеть, бедняжка. 

Выделите корень. Слово бедро лишнее. Все слова связаны с неимущим человеком, а  бедро – часть ноги.

Красная звезда. Варвар, сварить, варенье, варёный. 

Выделите корень. Слово варвар лишнее.  Все слова связаны с приготовлением пищи, а  варвар – у древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца.   

- А теперь сравните написание корня в однокоренных словах. Кто может ответить на вопрос, как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

- Поставьте ударение в однокоренных словах. Какая орфограмма встретилась в словах? (безударная гласная, которую надо проверить).

- Как же проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - однокоренное родственное слову с безударной гласной).

- Подберите к своим словам на звездах проверочное слово.

- Мы выполнили еще одно сложное задание, и пришло время отдохнуть.

2 слайд.   Физ. минутка.

Музыкально-ритмическое упражнение по показу «Песня новозеландских моряков-китобоев» Nathan Evans – Wallerman (Sea Shanty).

4. Работа над разбором слова по составу (подбором однокоренных слов).

- Прежде чем перейти к выполнению следующего задания, вспомним разбор слова по составу. Т.е. что мы будем определять в составе слова? С чего начинаем разбор слова?

3 слайд.

Схема разбора слова: окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс.

- Откройте тетради. Подпишите число.

- Запишите и разберите слово звезда по составу. Поставьте ударение. (Работа по подбору однокоренных слов, разбор слова с комментированием, 1 чел у доски).

- Как вы думаете, для чего еще нужны однокоренные слова в русском языке? (Для проверки безударных гласных в корне слова, помогают правильно выделить корень в слове).

5. Работа по актуализации знаний (подбору однокоренных слов).

- Измените слово звезда так, чтобы оно обозначало признак предмета. (Звёздный).

– Как вы думаете, какая буква пропущена в этом слове? (Карточка на доске со словом – звёзДный и пропущенной буквой Д).

- Вопрос, а как же нам не ошибиться и правильно написать это слово? (Подобрать проверочное однокоренное слово – звёзды, звезда. (Некоторые слова – словарные, надо запомнить. Например, праздник).

- Когда мы произносим это слово, звук [д] пропускаем (звёзный). Такие слова называются слова с непроизносимой согласной.

Итак, еще раз повторим: однокоренные слова – это слова, имеющие одинаковый корень и общее лексическое значение.

 

6. Работа по самостоятельному подбору однокоренных слов.

- Наше путешествие продолжается.  Приближается время обеда. Главный на камбузе – так называется кухня на корабле – кок. Повар-кок.  Он хочет приготовить уху. Что это? (рыбный суп).

- Наловим рыбы. (Обучающиеся берут картинки рыб, читают слово с пропущенной гласной и подбирают проверочное. Размещают картинки на магнитной доске).

Слова: силач, травяной, кормушка, слониха, часовой, котята, листовой, зеленеет. 

- Мы в нетерпении, повар готовит уху, постучим «ложками» по столу.

        4 слайд.  Музыкально-ритмическое упражнение с клавесами «Яблочко».

7. Подбор слов в рифму в стихотворении.

- Уха готова, обед славный. А почему бы не отдохнуть с пользой. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму (карточки). Выдаются блокноты на обложке словарное слово корабль.

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как __________________.
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно__________________.
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ______________________.
Выплывает, корм ища,
Пребольшая _______________________.
Эх, сорвался мой улов!
Рассердился _______________________.
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой ____________________.
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день __________________ .
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась ______________________.

Picture background

- Путешествие подошло к концу.  Итак, давайте подведём итог.

- Какая была тема урока? (Однокоренные слова)

- Однокоренные слова – это слова …

5 слайд.

Рефлексия.

- Молодцы! Вы отлично работали. Оцените себя на уроке. (Волна)

- Что тебе понравилось больше всего?

- Какое задание было интересным?

- Какое задание было сложным для тебя?

Picture background

- Из путешествий мы всегда стараемся привезти с собой памятные сувениры. И сегодня вам за прекрасную работу я дарю приятные подарки – ракушки. Говорят, если приложить их к уху, то можно услышать море.  Приятных вам воспоминаний!

Доп.  Игра «Да-Нет».

- Я вам буду зачитывать утверждения, если согласны, то будете говорить «да», если нет, то – «нет».

 1. Общая часть родственных слов называется корнем? (да)

2. Слова зима и зимушка – однокоренные? (да)

3. Слова брат и сестра – однокоренные? (нет)

4. Слова школа и школе однокоренные? (нет). Ребята, это изменение формы слова, а не однокоренные слова.

5. Слова быстрый и скорый  –  однокоренные? (нет)

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: «Однокоренные слова» Водный транспорт России Серия 04. Номер 20.11.2024 М_рское путешествие О

Слайд 4

Музыкально-ритмическое упражнение по показу «Песня новозеландских моряков-китобоев» Музыкальная композиция: Nathan Evans – Wallerman (Sea Shanty)

Слайд 6

Разбор слова по составу: 1 2 5 4 3

Слайд 8

Музыкально-ритмическое упражнение «Яблочко»

Слайд 10

Справился самостоятельно. Могу объяснить и помочь. Были затруднения, но я справился. Нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"

Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Дифференциация Ч и Щ в словах и предложениях"...

Конспект фронтального логопедического занятия по устранению дисграфии для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Однокоренные слова»

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 4-5-х классах для детей VII видаУчитель-логопед Оганесян С.Г. Логопедическая тема: Однокоренные слова.Лексическая тема: Зима.Цель: Закрепить ...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (с использованием здоровьесбергающих технологий) "Слово и слог"

Тема: Слово и слогЦели: 1. Дать понятие «слога»;2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»задачи:- обучающие:1. Формировать у учащихся представл...