Учим читать много
статья по теме

Устенко Елена Петровна

Материалы статьи можно использовать на родительском собрании. Здесь вы найдёте анкеты для учащихся и родителей на выявление читательского интереса и отношения к книгам в семье; советы родителям по привитию детям желания читать книги; правила чтения для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_chitat_mnogo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Устенко Елена Петровна

Место работы: ГБОУ СОШ № 461 г. Санкт-Петербурга

Должность: учитель начальных классов

Учим читать много

Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса
Анкета для  учащихся:
Любишь ли ты читать? Да - нет
Что ты больше любишь? Читать самостоятельно - слушать чтение
Какие книги читаешь? Сказки - стихи - рассказы -  книги о природе - фантастику
Как часто? Каждый день -  2-3 р. в неделю - 1р. в неделю - только на каникулах - не читаю совсем
Родители: хвалят - ругают
Читают ли родители книги вслух? Да - нет
Кто тебя заставляет читать? Никто - учитель - родители
Где берёшь книги? Покупают родители - в библиотеке - меняюсь с друзьями
Можешь назвать книгу, которую недавно прочитал? Да - нет



Анкета для родителей:
1. Любит ли ваш ребенок читать?
а) читает охотно        б) не очень            в) не любит
2. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
а) читать сам        б) слушать чтение взрослых        в) по-разному
3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
а) хвалите            б) ругаете             в) как получится, слушаю, поправляю
4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
а) да                б) нет
5. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
а) да                б) нет
6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу?
а) да                 б) иногда                 в) нет                 г) по вопросам
7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу?
а) очень часто              б) иногда               в) очень редко
8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера?
а) очень часто                б) иногда                    в) очень редко

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг.

Все родители хотят, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми и эрудированными людьми. Однако желаний, равно как и надежд только на школьное образование, недостаточно.

Необходимо, чтобы ребёнок сам стремился к знаниям. А что является источником знаний? Конечно, книга! Дети, которые любят читать, быстрее развиваются, у них лучше поставлена речь, шире кругозор, им легче общаться и поддерживать беседу.

Книга – это та вещь, которая может пробудить фантазию, развлечь, воспитать и научить. Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения. 
       Кроме этого, книга может быть полезна и с практической точки зрения. Если человек читает книги, то он может узнать новые слова, а значит, повысит уровень своей грамотности. 

Все педагоги, воспитатели и любящие своих чад родители единогласны в том, что большое значение в жизни каждого ребенка имеет любовь к чтению книг. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением. Но ничто не приходит само собой. И каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием. 
       Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если Вам удалось сделать это, знайте, что Вы одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? 

Вот несколько простых советов, как воспитать  и поддерживать в детях привычку к чтению.                                                                
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию. 

- Читайте детям вслух с самого раннего возраста. 

- Оставляйте «печатные материалы» везде, где дети смогут их увидеть. 

- Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь , заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п. 

- Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться её фондами. 

-Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. 

-Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. 

-Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.) 

-Читайте детям волшебные сказки. 

-Читайте детективы, и пусть дети пытаются угадать, кто преступник.

 

-Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. 

-Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать. 

-Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, подарочный купон из книжного магазина, принадлежности для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать. 

-На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении( сколько книг прочитано и за какой срок). 

-Пусть дети следят за опечатками и отмечают их в книге. 

-Повесьте дома карту мира или страны и проводите среди детей соревнование, кто больше прочитает книг о различных странах, городах и т.д. 

-Сделайте «шкалу времени» и пусть дети отмечают на ней исторические периоды, о которых они прочитали. 

-Купите исторические карты и книги, описывающие различные исторические периоды. 

-Заведите «семейный каталог», в котором будете отмечать, что прочитал каждый из членов семьи. 
-Пусть дети «заведуют» рецептами и, когда вы готовите, читают Вам вслух. 

-Пусть они сами выбирают из книг рецепты, понравившихся им блюд, а затем вместе с Вами воплощают их в жизнь. 

-Просите детей, чтобы они читали вам этикетки на продуктах. Превратите это в игру, спросите : «Ну-ка, кто скажет, что содержит больше калорий?» 

-Пусть дети сами готовят пирожки или другие вкусности с запеченными в них «счастливыми билетиками», на которых они напишут «предсказания». 

-Проведите соревнование, кто придумает рецепт самого невкусного блюда. 

-Напишите собственную семейную поваренную книгу. 

-Пусть дети читают каталоги и выбирают товары для себя и других.

 

-Пусть дети помогают делать покупки, проверяют чеки и оплачивают их. 

-Пусть они составляют списки покупок. 

-Если вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете( и до, и после поездки). 

-Фрагменты из книги Венди Уильямс «Нерадивый читатель: как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению». 

-Во время поездки на машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений. 

-Пусть дети читают карту и помогают ориентироваться на местности. 

-В дороге пусть дети придумывают слова, начинающиеся с разных букв: по слову на каждую букву алфавита. 

-Пусть дети помогают издавать «семейный журнал» или «летопись путешествий». 

-Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи. 

-Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение. 

-Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.) 
-В доме должна быть детская библиотечка. 

-Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (оставляйте в доступном месте газеты). 

-Пусть дети напишут семейную телефонную и адресную книги.

Правила чтения для учащихся 
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учись читать.

Дидактический материал для первоклассников. При помощи этой презентации ребёнок учится читать по слогам....

Родительское собрание "Ребёнок учится читать"

Данное родительское собрание может быть проведено во 2-4 классах с целью развития у родителей интереса к формированию у детей желания читать....

"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.

Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...

Классный час "Кто читает - много знает"

Тема: «Кто читает – много знает»Цель: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а сред­ством удовлетворения св...

Конспект по обучению грамоте: «Учим буквы, учимся читать».

Конспект по обучению грамоте. Для 1 класса....