Коррекционно-развивающие игры и упражнения в обучении и воспитании детей с ОВЗ
консультация (1 класс) по теме

Коррекционно-развивающая игра – средство воспитания и  обучения, поэтому она может быть использована в  усвоении любого программного материала и проводиться как на уроках, так и на занятиях воспитателя, а так же родителями в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kor._uprazhneniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Валерия Ивановна

Муниципальное автономное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

 с ограниченными возможностями здоровья,

«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат  VI вида «Надежда»

г.Нижнекамск Республика Татарстан

учитель начальных классов

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Самая главная задача в воспитании детей с ОВЗ  – это подготовить их к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей. Дети с нарушениями в развитии еще большей мере, чем нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Для организации обучения и воспитания таких детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление  отклонений в развитии, активизацию их познавательной деятельности.

        Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют коррекционно-развивающие игры. Игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Т.о. коррекционно-развивающая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

      Коррекционно-развивающая игра – средство воспитания и  обучения, поэтому она может быть использована в  усвоении любого программного материала и проводиться как на уроках, так и на занятиях воспитателя, а так же родителями в домашних условиях.

Игровое упражнение «ЗАПОМНИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: Развитие логической, и смысловой памяти учащихся

    Ребенку взрослый  читает три слова, объединенных по смыслу, при этом  нужно обратить внимание на логическую связь, существующую между словами.

НАПРИМЕР: лес – медведь – берлога.

а) весна – солнце – ручей                        

дуб – желудь – свинья                          

река – рыболов – уха                                                    

праздник – песни – веселье

пчела – улей – мед

мост – река – вода

    прочитав в слух 6 строк, взрослый предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен написать второе и третье слово в строке.

 Пример карточки:

              весна…                         мост…                                                дуб…

             пчела…                          река…                                      праздник…

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»

Цель: развитие объема памяти, развитие слуховой памяти

          Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже 2 предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т.е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

Игра «ЧИСЛА».

Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания.

    Ведущий говорит: «Сейчас будем все вместе считать числа от 1до30. Будьте внимательны, т.к. числа,  содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо хлопнуть. » Вариантов этой игры много.

 

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ».        

Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания

    Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. При этом один хлопок – начинаем петь. Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок снова поем вслух. И так несколько раз, то кто ошибается, выбывает из игры.

 

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИ».

Цель: Развитие произвольности внимания

   Дети за ведущим повторяю все движения, кроме одного н., руки вперед. Можно ускорять темп.

Игровое упражнение «НАЙТИ СПРЯТАННОЕ СЛОВО»

Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания

   Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти их и подчеркнуть.

НАПРИМЕР:

Бсолнцерпавекиропсаустолдовкасмивакупдеревопрдщацокноноваперсмвлрозаитрсвысоньблддевочкамиторавуыюдкнигаольбюмячвсмнртболотонгорпвавсмикарандашоьбдкамирвмидшльек

Игра «МУХА».

Цель: Развитие устойчивости и концентрация внимания.

    На игровом поле из 9 клеток следует перемещать «муху» (для начала фишку), с одной клетки на другую вверх-вниз, вправо-влево по заданию ведущего. Исходное положение – центр, перемещение – по одной клетке, ведущим подается 5-7 команд. Затем ребенок должен указать на какой клетке оказалась «муха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Игра как средство обучения и воспитания детей с ДЦП.

Данный материал поможет учителю повысить интерес ребёнка с ДЦП к обучающему процессу, сделать урок интересным и увлекательным. Предложенные игры способствуют качественному усвоению и закреплению учебн...

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

Экспериментальная коррекционно-развивающая программа "Применение активных методов обучения детей с ЗПР"

Предложенная экспериментальная программа позволяет учителям начальной школы, работающим с детьми с ЗПР, развивать мелкую моторику рук детей  во время уроков, т.к. все упражнения  связаны с т...

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

Коррекционно-развивающие технологии при обучении и воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

  Целью надомного обучения с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие  психических и физических функций аномального ребенка в процессе...

(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...