Игра как средство обучения и воспитания детей с ДЦП.
методическая разработка (4 класс) по теме

Собакина Марина Александровна

Данный материал поможет учителю повысить интерес ребёнка с ДЦП к обучающему процессу, сделать урок интересным и увлекательным. Предложенные игры способствуют качественному усвоению и закреплению учебного материала, окажут более эффективное обучающее воздействие на ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx822.65 КБ

Предварительный просмотр:

          Игра  как  средство  обучения  и  

                воспитания детей с ДЦП.      

 

                                                    Дети должны жить в мире красоты,

                                                    игры, сказки, музыки, рисунка,

                                                    фантазии, творчества.

                                                                              В.А.Сухомлинский  

          Ведущей деятельностью у учащихся начальных классов, страдающих детским церебральным параличом, является игровая деятельность.  Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе и создании условий для их личностного развития.

         В процессе занятий с ребёнком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать  мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

        Именно в игре они знакомятся с окружающей действительностью, приобретают знания, умения, обучаются. У них развивается восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, развиваются все функции речи.

        Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

        А.С.Макаренко подчёркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности.

        У детей с ДЦП отсутствует стойкий интерес к обучению, низкая мотивация. У них с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, ролевое поведение отличается импульсивностью. Слабо  сформирована и совместная деятельность, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети недостаточно ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

        Именно в игровой деятельности самые большие коррекционные возможности для социально-личностного, эмоционального, умственного развития ребёнка с детским церебральным параличом. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психофизические свойства, человеческие личностные качества.

         Игра – это:

- деятельность;

- мотивированность, отсутствие принуждения;

- развитие и коррекция психических функций и способностей;

- «учение с увлечением!» (С.Л.Соловейчик).

          Игра как ведущая деятельность у детей с ДЦП имеет особое значение для развития рефлекторного мышления, т.е. способность анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, действиями, поступками, мотивами других людей. В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс обучения.

       Огромное значение имеет игра и в развитии всех функций речи.

       В сюжетно-ролевой игре ребёнок учится общаться. В этих играх он представляет себя каким-либо лицом – так тренируется и развивается воображение.

       Следует расширять и обогащать опыт детей с ДЦП, чтобы у них накапливались чёткие, яркие, эмоционально окрашенные представление, которые могли бы отражаться в играх. Нужно научить детей при помощи ролей выражать те впечатления, которые они почерпнули в окружающей жизни.

        Ребёнок в играх подражает только тем действиям, явлениям, которые производят на него наиболее сильное впечатление и которые ему понятны.

       Предлагаемые игры:

                       Игра – инсценировка с игрушками «Фантазёр»

Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки-экспромты.

       Сначала читают сказку, затем идёт совместный пересказ, затем инсценировка. В знакомых сказках изменяется сюжет или его окончание, включаются новые персонажи. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.

                                               Игра «Забавные этюды»

Цель: научить детей выражать разные эмоции в различных ситуациях .

         Детям предлагаются ситуации, с последующей инсценировкой. Рекомендуется передавать эмоции используя, мимику и жесты.

 В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Играя, он совместно решает разнообразные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

       Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания.

       Речевые игры способствуют и выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной, спонтанной речи вообще.

       Предлагаемые игры:

                                              Игра «Наоборот»

Цель: научить детей соотносить  слова – антонимы. Правильно употреблять их в речи.

                         И наш с тобой пришёл черёд

                         Сыграть в игру «Наоборот».

                         Скажу я слово «высоко»,

                         А ты ответишь……… (низко).

                         Скажу я слово «далеко»,

                         А ты ответишь…………(близко).

                          Скажу я слово «потолок»,

                          А ты ответишь ………….(пол).

                          Скажу я слово «потерял»,

                          И скажешь ты………….(нашёл).

                                              Игра «Дополни слово»

Цель: обогатить лексический запас детей, приучить быстро находить нужные слова.

         Кидая мяч, детям называют часть слова (кни…), а те в свою очередь дополняют его (…га).

                                               Игра «Составь слова»

 Цель: научить детей составлять слова из предлагаемого набора букв.

         Детям предлагается набор букв: а, к, с, о, и, м, р, т, ш, а, н, ы, и, г, р. Нужно как можно больше составить слов.

         Одним из путей повышения активности и побуждения интереса у детей с детским церебральным параличом к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.

       Дидактическая игра даёт возможность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность, развивать память, мышление.

        Все дидактические игры условно можно разделить на 3 группы:

1. Игры с предметами

2. Настольные печатные игры

3. Словесные игры

         Предлагаемые игры:

                                        Игра «Весёлая таблица»

Цель: в игровой форме помочь детям усвоить таблицу умножения.

         Дети читают весёлое стихотворение несколько раз, рассматривают картинки, соотносят их с ответами. Затем начинают последовательно заучивать, соблюдая рифму стихотворения.

2   1 = 2   попугая  

 2   2 = 4   ножками болтали

2   3 = 6голубей на ветке сидели 

 2   4 = 8   детей громко запели  2   5 = 10  капель дождя упали      

2   6 = 12  роз расцветали

  2   7 = 14  лучиков у солнца  

2   8 = 16  в доме оконцев  

2   9 = 18  деревьев стояли

                                        

2   10 = 20 китов проплывали 

                                             

                                   Игра «Приключения предлогов в сказке»

Цель: научить детей соотносить предлоги с существительными.

          Детям предлагаются сюжетные картинки из известных сказок. Проговаривается называние сказки, описывается сюжет и происходит соотнесение нужного предлога с существительным в заданном предложении.

Вся работа словесно обыгрывается.

                                                                                                                  

                                         Игра «Сказочный магазин»

Цель: с помощью игры научить детей счётным навыкам. Работа с двузначными числами.

           С детьми обыгрывается сцена посещения магазина, оговаривается товар, который они будут покупать, раздаются символические купюры достоинством, соответствующим заданию.

                                        Игра «Золотой ключик»

Цель: обучение детей таблице умножения.

            Детям предлагается путешествие в посёлок «Посчитайка», где много домов с сюрпризами. Что бы попасть в эти дома, нужны «волшебные» ключи. На каждом ответы к таблице, а с обратной стороны записана сама таблица умножения.

           

        Дидактические игры в коррекционной школе чаще всего применяются с целью закрепления знания, получения на уроках и активизации познавательной деятельности.

                Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие детям с детским церебральным параличом. Игра, если она организована правильно, положительно влияет на весь организм ребёнка. Дети становятся радостными, бодрыми, движения их – более ловкими. Игра развивает ребёнка физически, корректирует работу анализаторов, развивает инициативу, воображение, создаёт благоприятные условия для обогащения речи.

            В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...