Экспериментальная коррекционно-развивающая программа "Применение активных методов обучения детей с ЗПР"
рабочая программа (2 класс) по теме

Предложенная экспериментальная программа позволяет учителям начальной школы, работающим с детьми с ЗПР, развивать мелкую моторику рук детей  во время уроков, т.к. все упражнения  связаны с темой текущего урока. Это экономит время учителя, развивает познавательные процессы учеников и облегчает усвоение учебного материала.

В данной программе использованы разные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Упражнения, предложенные в программе, можно использовать на разных этапах уроков по литературному чтению, русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром и др., на индивидуальных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно- развивающая программа

Пояснительная записка

       Детям с ЗПР в начальной школе трудно овладеть всеми навыками и умениями, успешно усваивать программу из-за своих особенностей развития. У большинства детей с ЗПР младшего школьного возраста низкий уровень развития  мелкой моторики рук, а значит и общего интеллектуального развития.  Именно поэтому проблема  является актуальной.

 Наша  задача так построить процесс обучения, чтобы помочь ребёнку с ЗПР овладеть учебным материалом в более доступной форме. В данной экспериментальной программе представлены пальчиковые игры с предметами и без них, игры с песком, направленные на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание, развивают все познавательные процессы, что влияет на успешность в обучении.

      Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи, для успешного усвоения учебного материала.

В программе последовательно выстроены занятия в определенную методическую последовательность с учетом особенностей  развития учеников.

Содержание программы  позволяет детям развивать мелкую моторику рук, усваивать и закреплять материал в игровой форме, стимулирует познавательную активность учащихся с ЗПР, вызывает положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

В основе данных занятий лежит творческая практика (игра «Геометрик», игры с песком, игры с прищепками и др.) и закрепление пройденного программного материала. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа занятий оказывает содействие развитию мелкой моторики ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительные задания могут осуществляться  в игровой форме, по желанию детей. Необходимое педагогическое условие - диалогические отношения, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.

Цель занятий:  развитие мелкой моторики ребенка.

Основные задачи:

1.Развитие мелкой моторики рук учеников с ЗПР на основе закрепления программного материала.

2.Развитие интереса к учебным дисциплинам.

3.Развитие старания, аккуратности, опрятности.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук, используются на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающий мира, как отдельный этап. Эти упражнения предусматривают не только развитие мелкой моторики рук, но и усвоение теоретических знаний.

Экспериментальная программа  взаимодействует с другими образовательными программами. Именно открытость  данной программы позволяет ей развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие мелкой моторики рук школьников.

2. Умение применять теоретические знания на практике.

3. Умение пользоваться предложенным материалом.

После отобранной и изученной методической литературы, был продуман и составлен перспективный план.

Для лучшей эффективности уроков и индивидуальных занятий мы придерживались следующих требований:

– каждое занятие экспериментальной программы должно иметь четко сформулированную тему, цель, задачи.

– методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать мелкую моторику рук и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий.

– урок должен быть оснащен наглядными пособиями и дидактическим материалом.

– каждый урок должен отличаться организованной четкостью, правильным распределением времени между каждой структурной частью урока.

Содержание программы нацелено на развитие мелкой моторики.

Занятия используются на 2-х уровнях:

1)занятия, включённые в урок;

2)индивидуальная работа с детьми.

Упражнения, используемые на уроках русского языка.

Тема

Задачи

Упражнения

1

Слово и его лексическое значение (этап урок)

Умение грамотно писать слова на песке. Объяснять лексическое значение слов, составлять предложения с данными словами.

1.Учитель называет лексическое значение слова, ученик на песке пишет данное слово.

2. Ребёнок устно составляет с данным словом предложение.

2

Однозначные и многозначные слова.

1.Учитель называет слова, дети распознавают многозначные слова и записывают их на песке.

2. Ребёнок устно составляет с написанными  словами предложения.

3

Родственные слова и синонимы.

Учитель раскладывает карточки со словами по разные стороны коробки с песком, ребёнок соединяет дорожкой из песка слова-синонимы.

4

Корень слова.

Ученик читает задание из учебника, на песке пишет только корень всех родственных слов.

5

Ударение

Учитель читает слова, ребёнок на песке записывает ударный слог.

6

Перенос слов по слогам.

Учитель раздаёт карточки со словами, ребёнок делит слово на слоги с помощью песчаных дорожек.

7

Звуки и буквы.

Находить в слове согласные звуки и писать их на «Геометрике» с помощью резинок.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Учитель произносит слово, дети на «Геометрике» записывают первый звук.

8

Русский алфавит или Азбука.

Дети записывают букву алфавит, соответствующую названному числу.

9

Гласные звуки.

Дети записывают буквы, обозначающие 2 звука в названных словах.

10

Правописание слов с безударным  гласным звуком в корне.

Дети записывают безударную гласную.

11

Согласные звуки.

 Используя упражнения в учебнике, ребёнок находит согласные звуки, с помощью резинок изображает эти звуки и произносит их.

12

Слова с удвоенными согласными.

Запись детьми удвоенной согласной.

13

Твердые и мягкие согласные звуки

Учитель произносит слова , ученик записывает только твёрдые согласные, затем только мягкие.

14

Звонкие и глухие согласные звуки.

Запись звонких согласных звуков, затем глухих, из названных учителем слов.

15

Разделительный мягкий и твёрдый знаки.

Учитель произносит слова, если в них есть Ь или Ъ знак дети его записывают

16

Части речи.

Учитель зачитывает предложения, у названного слова ученики определяют часть речи и записывают его на «Геометрике».

17

Числа и величины

Умение выполнять  сложение и вычитание чисел, основанное на разрядном составе слагаемых.

Учитель показывает пример, ребёнок ищет ответ в контейнере, где лежат различные карточки с геометрическими фигурами и с ответами, достают правильный ответ с помощью пинцета.

                       Упражнения, используемые на уроках математики.

1

Арифметические действия

Умение выполнять арифметические действия,  различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, используя «Геометрик», пособия с прищепками,  пинцет.

1.Учитель задаёт примеры, дети на «Геометрике» пишут ответ.

2.Учитель записывает на доске варианты ответов, дети выбирают номер правильного ответа и записывают на «Геометрике».

2

Пространственные отношения

Учитель раздаёт индивидуальные карточки с заданиями, ученики с помощью пинцета достают карточки с ответами и выкладывают их справа налево.

3

Геометрические фигуры

1.Учитель просит на названную геометрическую фигуру, прицепить столько прищепок, сколько в ней углов.

2. Выполнить задание из учебника, посчитать, сколько геометрических фигур спряталось в рисунке, прицепить такое же количество прищепок к фигуркам, лежащим на столе.

Упражнения, используемые на уроках окружающего мира.

21

Природа живая и неживая.

Умение детей классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы. Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять Сопоставлять иллюстрации с описанием тех или иных явлений с помощью сыпучих веществ (песок, крупы), «Геометрика», прищепок.

Детям раздаются предметные карточки, дети делят их на группы живая и неживая природа, выкладывая контур картинок крупой.

22

Явления природы.

Дети на песке пишут явления природы, о которых спрашивает учитель.

23

Звёздное небо.

Ученики, используя клей и крупу, рисуют созвездия.

24

Какие бывают растения.

Дети на песке зарисовывают растения.

25

Какие бывают животные.

На картинки с животными, которые обитают в названных местах, дети прикрепляют прищепки.

26

Комнатные растения и уход за ними.

Дети на песке пишут название показанного растения.

27

Какой бывает транспорт.

Поверхность песка делят на части  (воздух, суша, вода) и располагают макеты транспорта в нужной зоне.

28

Все профессии важны.

На «Геометрике» пишут первую букву, загаданной профессии.

29

Домашние опасности.

С помощью пинцета выбирают и выкладывают картинки с изображением опасностей.

30

На воде и в лесу.

На песке рисуют воду или лес, отвечая на вопросы учителя.

Упражнения, используемые на уроках литературного чтения.

31

Устное народное творчество.

Соотносить содержание произведения и рисунок, выполнять творческую работу по раскрашиванию рисунка  песком. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

1.Ученик находит из нескольких предложенных рисунков тот, который соответствует содержанию произведения.

2. Ребёнок выполняет творческую работу по раскрашиванию рисунка с помощью присыпания песка на намазанную клеем поверхность.

32

Русские писатели.

Ученики пишут фамилию автора названного произведения на песке.

33

О братьях наших меньших.

Рисование на «Геометрике» главного героя названного произведения.

34

И в шутку и всерьез.

Нарисовать героя названного произведения, присыпая контур песком.

35

Литература зарубежных стран.

Вытянуть фамилия автора названного произведения с помощью пинцета.

36

Итоговое занятие

Рисование на свободную тему , используя  песок.

Предложенная экспериментальная программа позволяет учителям начальной школы, работающим с детьми с ЗПР, развивать мелкую моторику рук детей  во время уроков, т.к. все упражнения  связаны с темой текущего урока. Это экономит время учителя, развивает познавательные процессы учеников и облегчает усвоение учебного материала.

В данной программе использованы разные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Упражнения, предложенные в программе, можно использовать на разных этапах уроков по литературному чтению, русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром (ознакомления с новым материалом, закрепление пройденного материала) и на индивидуальных занятиях.

При использовании упражнений по развитию мелкой моторики рук обязательно соблюдение следующих условий:

 - соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

- доступность для учащихся данного возраста;

-умеренность в использовании игр на уроках.

Мы использовали игры с песком, прищепками, с пинцетом, «Геометрик».  Все эти игры интересны и увлекательны.

Цель игр: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, воображения и активизации работы мозга для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР.

Задачи (соответственно предмету):

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3.        Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.

4.        Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.

5.        Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

6.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

7.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

 8.        Закрепить представления об окружающем мире.

           9.       Снижение психофизического напряжения.

10.        Актуализация эмоций.

11.       Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

1 методика.   Упражнения с песком.

Песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием, развивают мелкую моторику рук.

При выполнении упражнений с песком следует обратить внимание на правила работы:  

  1. Нельзя брать песок в рот.
  2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
  3. Нельзя   бросать песок в лицо.
  4. Нельзя  вдыхать песок.
  5. После игры с песком – помой руки.

2 методика. Игры с прищепками.

Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие и укрепление зоны руки, проблемной для начального  школьного обучения овладения навыком письма.
Цель: развитие и укрепление зоны руки, проблемной для овладения письмом.

При выполнении упражнений с прищепками следует обратить внимание на правила работы: 

1. Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе.

2. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

3 методика. Игры с пинцетом.

При выполнении упражнений с пинцетом следует обратить внимание на правила работы: 

1. Использовать пинцет только для выполнения данных упражнений. 

2. Работать с пинцетом  двумя пальцами указательным и большим.

Упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, умения доставать нужную карточку из коробки с помощью пинцета, например: «Достань из коробочки карточки с правильными ответами, выложи их в ряд».

4 методика.  Игра «Геометрик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, логику, усидчивость,  

  пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать, закреплять умение ориентироваться на плоскости, умение различать цвета.

При выполнении заданий следует обратить внимание: 

  1. Аккуратно надевать резинки на палочки, сортировать их по цветам, размещать по указанным позициям;
  2. Выполнять задания по образцу (цифрыбуквы, простые формы, животные, предметы);
  3. Придумывать собственные картинки;
  4. Создавать рисунок по предложенному заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры и упражнения в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающая игра – средство воспитания и  обучения, поэтому она может быть использована в  усвоении любого программного материала и проводиться как на уроках, так и на занятиях ...

Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)

Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма допол...

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

Применение в учебной деятельности активных методов обучения у детей с нарушением слуха.

Статья посвещена активным методом обчения, которые можно эффективно применять при обучении детей с нарушением слуха....

Активные формы и методы обучения детей со слабо сформированными навыками учебной деятельности

Активные   формы  и   методыобучения   детей  со  слабо  сформированными  навыкамиучебной  деятельности...

Доклад на тему: "Метод проектов как активная форма обучения детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Метод проектов как активная форма обучения детей с ОВЗ"...