режим дня школьника
материал по теме
Предварительный просмотр:
Центр образования и здоровья Министерства образования РФ
Институт возрастной физиологии РАО
М.В. Антропова,
Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева
Режим дня младшего школьника
Москва
Издательский центр «Вентана-Граф» 2002
Серия брошюр «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития» подготовлена и издана в рамках Федеральной программы развития образования Министерства образования Российской Федерации на 2002 год по проекту «Апробация здоровьесберегающих технологий обучения».
Идея серии и составление — Марьяны Михайлоены Безруких, д-ра биол. наук, чл.-корр. РАО, директора Института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья МО РФ, лауреат Премии Президента России.
Автропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М.
Режим дня младшего школьника. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 24 с. — (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет).
18ВК 5-9252-0118-3
Всем известен афоризм: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Именно так подходят проблеме здоровья детей авторы книги. Режим дня — это образ жизни, путь к здоровью. Учите детей быть здоровыми!
Для родителей.
Главный фактор здоровья
Нет сомнения, что все родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, но далеко не все знают, что главное условие сохранения здоровья — соблюдение режима дня.
«Опять про режим! Неужели это так важно? Есть более серьезные факторы, которые влияют на здоровье» — достаточно типичное мнение. Ответ на вопрос: «Нужно ли соблюдать режим дня?» — знает каждый культурный человек: «Да, нужно». Однако в жизни имеется множество поводов к его несоблюдению. И если взрослый человек может справляться с отрицательными последствиями нарушений режима дня, не замечая длительное время ухудшений своего здоровья, то дети реагируют на все отклонения от режима значительно тяжелее, и чем младше ребенок, тем необходимее для него выполнять все требования режима, т.е. здорового образа жизни.
Как правило, родители стараются, чтобы ребенок вовремя ел, гулял, играл, в одно и то же время ложился спать, не сидел часами перед телевизором. Но чем старше становится ребенок, тем труднее соблюдать распорядок каждого дня.
Конечно, для того чтобы своевременное выполнение работы, прием пищи, организация отдыха и другие режимные моменты вошли в привычку ребенка, нужны усилия, терпение, воля. Зато ребенок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел». Навыки соблюдения режима дня формируются у ребенка с малых лет и во многом определяются привычками и укладом жизни семьи.
Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.
Еще в дошкольном возрасте следует постепенно вырабатывать у ребенка привычку прислушиваться к своему организму, ритму его деятельности и обращать внимание на появившиеся изменения. Ритм жизни, режим дня помогают сформировать правильные привычки. Только необходимо помочь детям в выработке и усвоении правил режима дня. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.
Попробуем разобраться, что входит в понятие «режим дня», какие его компоненты обязательны для младших школьников и какие варианты режима можно считать оптимальными.
Что такое режим
Режим— это:
• установление оптимальных норм продолжительности различных видов деятельности и отдыха для школьников разного возраста;
• средство выработки у ребенка привычки распоряжаться собой и своим временем, умения избирать для себя наиболее приемлемый ритм жизни и труда, потребности заполнять свое время полезной деятельностью.
Режим дня детей — это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
Режим дня школьника должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности, которая зависит от интенсивности физиологических процессов.
Удивительно, но, когда речь идет о рациональной организации режима дня школьника, и родители и учителя считают этот вопрос несущественным, не требующим особого внимания. Это подтверждают специальные исследования последних десятилетий, которые показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации жизни ребенка в семье. Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делает только 42% детей, у 76% — продолжительность ночного сна сокращена на 1,5—2 часа, почти все дети проводят у телевизора от 1 до 2 часов ежедневно, 20% детей вообще не гуляют после школы.
Несмотря на то, что в первом полугодии домашние задания
первоклассникам не предусматриваются, большинство учащихся
тратят на приготовление уроков дома от 0,5 до 1,5 часа в начале
учебного года и от 1 до 2 часов — в конце.
Вместе с тем установлено, что нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.
Элементы режима дня школьника
Что же такое рационально организованный режим дня ?
Во-первых, это учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка (в период повышения работоспособности).
Во-вторых, это обязательный отдых на свежем воздухе.
В-третьих, это достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.
В-четвертых, это регулярное и полноценное питание.
Обязательна при этом и соответствующая возрасту двигательная активность ребенка.
Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны сами родители, но и учителю не следует оставаться в стороне. Он может объяснить и родителям, и детям необходимость соблюдения режима, контролировать его.
Режим дня в семье должен строиться с учетом того времени, которое ребенок проводит в школе (занятия могут быть в первую или во вторую смену). В школе ребенок может находиться до 13 часов дня или до 18—19 часов вечера (продленный день).
Если в школе нет «продленки», родители должны предусмотреть продолжительность отдыха ребенка на воздухе не менее 2,5—3 часов, суммарную длительность сна не менее 12 часов в сутки (с учетом 1,5—2-часового дневного сна), четырехразовое питание.
В зависимости от условий обучения и нахождения в школе у детей должны быть разные режимы дня. Мы приводим примерные схемы режимов дня для младших школьников, имеющих разное время обучения и присутствия в школе.
Примерная схема режима дня для младших школьников, занимающихся в первую смену
Режимные моменты | Время проведения | |
1—2 кл. | 3—4 кл. | |
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры | 7.00 | 7.00 |
Завтрак | 7.30 | 7.30 |
Дорога в школу (прогулка) | 7.50 | 7.50 |
Учебные и факультативные занятия в школе, завтрак на большой перемене | 8.30 | 8.30 |
Дорога из школы домой (прогулка) | 12.30 | 13.30 |
Обед | 13.00 | 14.05 |
Послеобеденный отдых (сон для первоклассников и ослабленных детей) | 13.30 | |
Пребывание на воздухе | 14.30 | 14.30 |
Приготовление уроков (каждые 35—45 минут занятий перерыв на 5—10 минут) | 16.00 Во время первого перерыва всем учащимся дается полдник | 17.00 |
Пребывание на воздухе | 17.30 | - |
Ужин и свободные занятия | 19.00 | 19.30 |
Сон | 21.00 | 21.00 |
Утренняя зарядка
Особое внимание родителей хотелось бы обратить на важность и оздоровительное значение утренней гимнастики. Она помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. Для занятий утренней гимнастикой можно пользоваться комплексом упражнений, рекомендованных учителем или врачом. Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те, которые пренебрегают ею.
Наиболее благоприятное влияние на организм ребенка оказывают физические упражнения, выполняемые при открытой форточке, в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе — на балконе, в саду, во дворе. Такие занятия несут элемент закаливания. Организм испытывает комплексное воздействие воздушной ванны, прямой и рассеянной солнечной радиации в сочетании с мышечными движениями. Выполнять упражнения нужно в свободном костюме, не стесняющем движений. Для занятий в помещении в любое время года лучше оставаться в майке и трусах. Этот костюм наиболее целесообразен также для занятий на воздухе в теплые весенние и осенние дни. При температуре воздуха ниже + 14 °С следует надевать легкий тренировочный костюм.
Режим питания
Перед тем как ребенок пойдет в школу, ему необходим горячий завтрак из двух блюд (и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе).
Занятия в школе приходятся, как вы помните, на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается ее спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо непременно пообедать.
Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах. Эти продукты должны всегда присутствовать в детском меню. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3 — 4 часов. Большие перерывы между приемами пищи неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья ребенка, вызывают утомление, снижение работоспособности и головную боль. Не допускается пища урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могу привести к угасанию пищевого рефлекса и расстройству пищеварения.
Режим питания зависит от расписания занятий в школе и внешкольных занятий. Горячий завтрак учащиеся младших классов получают во время большой перемены, обед проходит с 13 до 14 часов. Находящиеся на продленном дне дети (занимающиеся в первой смене) получают обед после прогулки, обязательной по окончании учебных занятий; учащиеся второй смены — перед учебными занятиями. Полдник организуется с 16 до 16 часов 30 минут. Учащиеся, занимающиеся в первую смену, получают полдник перед началом выполнения домашних заданий или во время перерыва в их приготовлении. Учащиеся второй смены полдник получают на большой перемене.
При определении калорийности питания младших школьников необходимо учитывать следующие физиологические особенности этого возраста
• у детей обмен веществ более интенсивен, чем у взрослых;
• ребенок непрерывно растет и прибавляет в весе;
• дети расходуют очень много энергии, что обусловлено их большой двигательной активностью и подвижностью.
По действующим возрастным нормативам суточная калорийность питания детей 6—10 лет должна составлять 2000—2400 ккал. В тех случаях, когда ребенок очень худенький, питание должно быть более калорийным. Наоборот, в случаях чрезмерного превышения веса по сравнению с нормой калорийность питания должна быть снижена. Для ослабленных детей устанавливается более высокая калорийность питания (до 3500 ккал). Калорийность может распределяться следующим образом: завтрак — 25—25%, школьный завтрак —10—15%, обед — 30—35%, полдник — 15—20%, ужин-20-25%.
Для того чтобы ребенок получал полноценное питание, необходимо помнить об усвояемости пищевых веществ. Лучше всего усваиваются (на 96—98%) углеводы и белки (мясо, рыба, яйца). Усвоение пищевых белков повышается при замене круп овощами, которые к тому же содержат различные витамины, минеральные соли. Небезразлично для усвоения пищи соотношение отдельных пищевых веществ — белков, жиров и углеводов. При избыточном количестве жиров в пище ее усвояемость снижается. Вместе с тем снижается и усвояемость белка. Наилучшее усвоение пищи у детей наблюдается при таком соотношении соответственно белков, жиров и углеводов: 1:1:4.
Пища, богатая белками, повышает возбудимость нервной системы, поэтому ее дают детям в первой половине дня, в период их наиболее активной деятельности. Возбуждение же нервной системы перед сном нежелательно, так как оно препятствует быстрому наступлению глубокого сна. Употребление перед сном пищи, богатой белками, неблагоприятно и для пищеварения. Белковая пища дольше задерживается в желудке. А так как в период сна физиологические процессы в организме замедляются, то пища хуже переваривается. Поэтому ужин детей должен состоять из легких овощных и молочных блюд и давать его нужно не позднее, чем за 1,5—2 часа до отхода ко сну.
После обеда школьник должен обязательно отдохнуть — ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (последнее, к сожалению, бывает часто). Желательно, чтобы отдыхал ребенок, не лежа у телевизора или за просмотром очередного мультфильма, а на воздухе, в активных играх, в движении. Занятия в школе в основном связаны с умственным напряжением и сидением за партой. Значит, лучший отдых после школы — прогулки, игры, спортивные занятия и физический труд.
Активный отдых на открытом воздухе
Большое место в режиме дня школьника отводится пребыванию на свежем воздухе. Это укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ и т.п. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов — 3—3,5 часа в день. Однако столько времени на воздухе проводит лишь 21% всех детей младшего школьного возраста. Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки. Подобные «воспитательные» меры не только вредят здоровью ребенка, но и не позволяют ему как следует отдохнуть, а значит, лучше учиться.
Сельские дети в силу их уклада жизни больше времени проводят на воздухе, занимаются физическим трудом, а потому более выносливы, меньше болеют так называемыми простудными заболеваниями, имеют более высокие показатели силы, выносливос-ти, жизненной емкости легких, содержания гемоглобина в крови, чем их городские сверстники. Зимой городские дети большую часть времени проводят в закрытых, душных помещениях школ и квартир, лишая себя благотворного влияния свежего воздуха, света и особенно ультрафиолетовых лучей. Даже плохая погода не причина для отмены прогулки. Только одеться надо правильно. Если идет дождь, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не промокли ноги; если холодно, то оденьте его потеплее, но и кутать излишне тоже не стоит, так как ребенок может перегреться во время бега и движений, а постояв на ветру, переохладиться и в результате простудиться и заболеть.
Лучшим отдыхом для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой является 1,5-часовой дневной сон. Большинство детей нарушают рекомендуемую норму продолжительности сна. Систематически недосыпая, ребенок становится раздражительным, плаксивым, его внимание и память снижаются, отмечаются отклонения в состоянии здоровья, пассивность на уроках, снижение успеваемости. Поэтому для таких детей необходимо организовать дневной сон.
Дневной сон хорошо проводить в проветренной комнате, а если есть такая возможность, то и на воздухе. Сон на воздухе лучше всего восстанавливает работоспособность, снимает усталость опорно-двигательного аппарата и поэтому является хорошей профилактикой нарушения осанки.
После сна ребенку нужно дать легкий полдник, состоящий из фруктов, молока, киселя или компота, хлебобулочных изделий.
Домашние учебные занятия
Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой стороны — неофициальными рекомендациями учителя потренироваться в чтении, письме, счете. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать всё в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30—45 минут занятий должны 10—15-минутные паузы, физкультминутки под музыку. Они восстановят внимание, отдалят утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к наиболее сложным и заканчивать легкими,
Когда лучше делать уроки? Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 16 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18—19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности. Вот и сидит ребенок, мучается вместе с мамой, переписывая с новыми ошибками задание с черновика на чистовик.
Следует помнить, что для малышей 6—7 лет да и для других учащихся младших классов очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7—8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как и в школе, не должна быть больше 8—10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев. Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом можно продолжить чтение. В процессе выполнения домашних заданий ослабленных и отстающих в физическом развитии детей нельзя «подгонять». Это крайне отрицательно сказывается на результате их работы и приводит к более быстрому утомлению ребенка.
Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15—20 раз в течение 3 минут) перевода взора с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7—10 м от глаз. Очень важно родителям следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.
Свободное время
Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, просмотр телепередач и т.п. Кстати, о телевизоре. Исследованиями гигиенистов установлено, что дети проводят у телевизоров в среднем до 1,5 часа в день, а третья часть их тратит на просмотр телепередач до 3 часов в сутки. Чрезмерное увлечение телевизором пагубно влияет на состояние здоровья, в первую очередь на органы зрения, вызывая их перенапряжение. Кроме того, просмотр эмоциональных телепередач перед сном вызывает его нарушения: ребенок долго не может заснуть, сон становится неглубоким, организм ребенка отдыхает недостаточно. Как правило, просмотр телепередач проходит в плохо про ветреной комнате, в полной темноте, дети располагаются близко к экрану. Младшим школьникам не стоит сидеть у телевизора более 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным — еще меньше. О чем следует помнить родителям, чтобы просмотр телепередач не навредил здоровью ребенка?
• Смотреть телевизор следует сидя (ни в коем случае не лежа!) на расстоянии 2—5,5 м от экрана.
Обязательна подсветка сзади телевизора, чтобы уменьшить контрастность экрана, а следовательно, снизить нагрузку на зрение.
СОН
Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5—12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна.
Почему полноценный сон так важен для сохранения высокой работоспособности? И что такое полноценный сон?
Людей всегда интересовало, для чего нужен сон, что чувствует человек во сне, что такое сновидения. Известно, что длительное лишение сна приводит к расстройствам психики человека.
Исследования физиологов показали, что сон бывает разным — медленным и быстрым. Во время «медленного» сна активность всех процессов снижается, расслабляются мышцы, становится ровным и более редким дыхание, снижается частота сердечных сокращений, практически исчезают движения глаз. Во время «медленного» сна обычно не бывает сновидений.
«Медленный» сон — это глубокий сон, когда не только происходят восстановительные процессы в организме, но и упорядочивается вся поступившая за день информация, устраняется умственная перегрузка.
«Быстрый» сон — это своеобразный период активного сна, когда наблюдаются работа мозга, напряжение мышц, движения глазных яблок. Поэтому так важно, чтобы период «медленного» сна был достаточным для восстановления сил начинающего ученика. Родителям следует стремиться создать все условия, чтобы сон ребенка был полноценным, с точно установленным временем засыпания и пробуждения. Если ребенок ежедневно недосыпает, отмечаются нарушения в деятельности его нервной системы, происходит резкое падение работоспособности. Напомним, что дети 6—7 лет должны спать 10,5-11 часов. Вместе с тем продолжительность сна зависит от индивидуального состояния здоровья и физического развития школьника.
Чтобы ночной отдых ребенка был глубоким и спокойным, ему нужно соблюдать перед сном элементарные гигиенические правила:
- не играть в шумные и азартные игры;
- не заниматься спортом;
- не смотреть «страшные» фильмы и т.п.
А родителям советуем не устраивать перед сном «разборок» с ребенком, чтобы он не уходил спать в слезах.
Важно, чтобы время, когда ребенок ложится спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же.
Тихие игры, прогулки, чтение создают ровное и спокойное настроение, способствуют быстрому засыпанию. Комната, где спит ребенок, должна быть хорошо проветрена, еще лучше спать при открытой форточке. Свежий воздух, прохладная температура (не выше 18 °С) делают сон более спокойным и глубоким, а значит, наиболее полезным. Кроме того, вдыхание прохладного воздуха способствует снижению температуры в воздухопроводящих путях. Это, в свою очередь, ускоряет и улучшает процесс поглощения кислорода кровью.
Исследования показали, что, к сожалению, среди первоклассников выдерживают необходимые нормативы ночного сна только 24% детей (опросы проходили в разных регионах нашей страны), остальные недосыпают от 0,5 до 1,5 часа. Естественно, такое недосыпание не может не сказаться отрицательно на функциональном состоянии организма ребенка и его работоспособности.
Продленный день
Рассматривая условия рационального режима дня школьников и сохранения высокой и устойчивой работоспособности, следует коснуться и проблемы организации второй половины 'дня в шкале («продленка»).
Закончился учебный день, но большая часть детей остается в школе на «продленке» — так пренебрежительно называют эту форму работы школы с детьми и родители и учителя. Что же, такое отношение не лишено оснований.
Ребенку, особенно первокласснику, непросто целый день находиться в коллективе (большом, шумном, активном), сложно весь день «соответствовать» необходимым требованиям. Расслабляться нельзя — нужно играть, быть может, в то, что совсем неинтересно, есть то, что не хочется. Это трудно даже тогда, когда условия идеальны и соответствуют всем необходимым требованиям. А если не соответствуют? Тогда вынужденное пребывание после уроков в школе превращается в каторгу.
Организация режима дня в условиях группы продленного дня имеет свою специфику. Но прежде чем рассказать о влиянии на функциональное состояние организма ребенка «продленки», поговорим о тех детях, кому она противопоказана. О таких учениках много говорят, но почти ничего не пишут. Дети, не достигшие к моменту поступления в школу необходимого уровня готовности, но зачисленные в первый класс, часто и длительно болеющие или имеющие ослабленную нервную систему, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении и в организации так называемого щадящего режима.
Таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им показаны 2-часовой дневной сон, 3-4-часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности (до 11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости проведение лечебнооздоровительных мероприятий. Такие дети успешно работают в малых группах, так как им требуются индивидуальное объяснение и помощь при усвоении учебного материала.
Малейшие нарушения условий обучения и жизни таких детей, превышение школьной и внешкольной нагрузок, несоответствие этих нагрузок возрастным возможностям детского организма приводят к резкому ухудшению их здоровья, развитию хронических заболеваний, что в свою очередь усугубляет трудности обучения.
Несомненно, дети «группы риска» требуют такого же щадящего режима, внимания и индивидуального подхода, как и дети, имеющие хронические заболевания. Здесь особенно велика роль и ответственность родителей, так как только они могут заметить подчас незначительные изменения в состоянии ребенка, свидетельствующие о том или ином неблагополучии в его здоровье. Но важно при этом не просто заметить их, но и правильно понять, оценить и принять своевременные меры.
Что же создает особые трудности для ребенка, занимающегося в группе продленного дня? Прежде всего, длительное пребывание в большом коллективе, необходимость постоянно действовать «как все», часто вопреки своим интересам и желаниям, минимум возможностей уединиться, просто отдохнуть от шума. Все это может стать причиной нарушений психического здоровья ребенка.
Следует отметить, что достаточно редко (в идеальных случаях) класс является и группой продленного дня, а учитель — воспитателем. Значительно чаще в группе собраны ученики нескольких начальных классов, а воспитателями работают несколько попеременно сменяющихся педагогов. Различие требований и подходов к учащимся в этих случаях создает дополнительные проблемы.
Задача воспитателей — присмотр за детьми, выполнение режимных моментов: отдых, обед, самоподготовка, прогулка, в отдельных школах сон (только для учащихся первых классов), под-готовка к урокам, прогулка. Если отсутствуют специальные игровые помещения и комнаты отдыха и дети постоянно находятся (исключая прогулки) в одном и том же классе, продленный день мало чем отличается от учебного. Это трудно и психологически, и физически.
Режим продленного дня только тогда не будет оказывать отрицательных воздействий на функциональное состояние организма школьников и их здоровье, когда будет строиться в соответствии с определенными гигиеническими и педагогическими требованиями, при строгом нормировании всех нагрузок и чередовании различных видов деятельности. Поэтому родители обязательно должны ознакомиться с режимом продленного дня и условиями, в которых будут находиться их дети.
Варианты оптимальных режимов организации продленного дня могут быть различными, но их структура, как правило, включает следующие элементы: двухразовое горячее питание (обед и полдник), обязательный сон для первоклассников и желательный — для ослабленных второклассников, самоподготовку, активный отдых, внеурочную (внеучебную) деятельность по интересам.
И хотя в первом классе (первое полугодие) нет домашних заданий, а значит, и самоподготовки в прямом смысле слова, хорошо, если воспитатели продленного дня выделяют 35—40 минут для проведения разнообразных дидактических игр и тренировочных упражнений с обязательными перерывами после каждых 15—20 минут умственной работы. Очень полезны эмоциональные музыкальные паузы, во время которых детям дается возможность подвигаться, потанцевать.
Тренировочные упражнения особенно необходимы детям, испытывающим, например, трудности при обучении письму. Совсем необязательно, чтобы это была работа по прописям или механическое выписывание букв и их элементов. Можно предложить детям специальные графические задания, конструирование букв из элементов, игры по звукобуквенному анализу и т.п.
Такие игровые занятия во второй половине дня, проводимые педагогом с учетом индивидуальных особенностей ребенка, темпа его продвижения, позволят не только значительно повысить эффективность учебного процесса, но и приучить школьников к самостоятельному выполнению определенных заданий в определенное время. Ведь нередко родители, помогая детям выполнять домашние задания, делают это без учета их сил и возможностей.
Выполнение заданий в одно и то же время в условиях продленного дня в школе способствует формированию привычки готовить уроки, которая в младшем школьном возрасте возникает сравнительно быстро и обладает относительной устойчивостью.
Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, неформальном общении, т.е. школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Обычно это игровые и самодеятельные формы занятий, физические упражнения, прогулки. Желательно, чтобы дети имели возможность переодеться в удобную одежду, а главное — предоставить им большую свободу выбора и вида деятельности, и формы ее проведения.
Активный отдых в паузе между уроками и самоподготовкой полезнее всего на воздухе. Это могут быть игры на школьной спортивной площадке, прогулки, физический труд на пришкольном участке. И только в случае неблагоприятных погодных условий этот отдых можно организовать в помещении. Одни дети любят поиграть на полу, поваляться, побороться, а другие — уединиться, посидеть в сторонке. При оборудовании игровой комнаты желательно выделить отдельные, отгороженные мебелью «кабинеты», в одном из которых будут собираться любители электронных игр, в другом — играть в куклы, в третьем — читать, в четвертом — работать и т.д. Пол необходимо покрыть войлочным материалом или застелить ковром; окраска стен, освещение, шторы на окнах, цветы должны создать уют, спокойную обстановку. Детям в таких условиях будет по-домашнему свободно, каждый сможет найти занятие по душе. Такая организация свободного времени позволит ребятам объединиться в группы с общими интересами и увлечениями. Внеучебная деятельность может включать как эпизодические разовые мероприятия, так и регулярные (например, кружковые) занятия.
Во время занятий и отдыха во второй половине дня дети не должны быть чересчур «зарежимлены». Не нужно заставлять их ходить парами и строем, ставить оценки за поведение и выполнение заданий, пусть каждый ребенок будет свободен в выборе занятий. Важно создавать ситуации, обогащающие и усложняющие межличностные связи всех членов коллектива, качественно изменяющие характер их общения.
Дети, неформально общающиеся на «продленке», начинают лучше понимать и правильнее оценивать друг друга. Продленный день позволяет перенести часть учебной нагрузки на вторую половину дня. Чередуя разные виды деятельности, увеличивая двигательную активность, можно существенно повысить работоспособность ребенка, облегчить его адаптацию к требованиям школы.
Примерная схема режима дня младших школьников в школах продленного дня
Режимные моменты | Время проведения | |
1—2 классы | 3 — 4 классы | |
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры | 7.00 | 7.00 |
Завтрак | 7.30 | 7.30 |
Дорога в школу (прогулка) | 7.50 | 7.50 |
Учебные и факультативные занятия в школе, завтрак на большой перемене | 8.30 | 8.30 |
Окончание трех уроков | 10.25 | 11.05 |
Большой перерыв и горячий завтрак, отдых на открытом воздухе | 10.25-11.25 | 11.05-12.05 |
Продолжение уроков, самоподготовка. | 11.25-13.00 | 12.05-13.50 |
Обед | 13.00-13.30 | 13.50-14.20 |
Сон для учащихся первых классов и для детей с ослабленным здоровьем; свободное время | 13.30-14.30 | 14.20-15.30 |
Прогулки, игры, общественно полезный труд на открытом воздухе | 14.30-16.00 | 15.30-16.00 |
Работа кружков, резервное время для самостоятельных учебных занятий | 16.00-17.30 | 16.00-18.00 |
Свободное время, прогулки, игры, уход домой | 17.30-18.30 | 18.00-18.30 |
Пятидневка и шестидневка
В связи с тем, что одни школы работают по шестидневной, а другие по пятидневной недели (при сохранении количества учебных часов), необходимо остановиться и на этом. При пятидневной неделе, с одной стороны, каждый рабочий день школьника увеличивается на час, с другой стороны, появляется дополнительный день отдыха, больше времени для общения с родителями и домочадцами, для посещений театров, выставок, прогулок на природе и для выполнения определенных домашних обязанностей. Но это происходит лишь при условии правильной организации режима дня. На самом же деле дополнительный выходной день нередко воспринимается лишь как возможность подольше посмотреть телевизор в пятницу и попозже встать в субботу. А если родители в субботу работают, ребенок в это время либо целый день бегает, предоставленный самому себе, либо сидит у телевизора. И в результате за два выходных дня ребенок так устает, что в понедельник о полноценной работе в школе говорить не приходится. К тому же уменьшение рабочей недели с 6 до 5 дней, естественно, приводит к увеличению умственной и статической нагрузки на школьника. Поэтому так важно поговорить о режиме в каникулы и выходные дни.
Каникулы и выходные дни
В каникулы и выходные дни рекомендуется внести определенные изменения в режим дня. Время приготовления ко сну, приема пищи, гигиенических процедур остается тем же, что и в будни. Все остальное время должно быть максимально использовано для пребывания на воздухе (спортивные игры, развлечения), а также для посещения театров, музеев, туризма и т. п. Кроме того, детям необходимо предоставить время для занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям и интересам. Выходные дни и каникулы — лучшее время для совместных прогулок по родному городу, экскурсии в зоологический или ботанический сад, походов в лес, зимой — для лыжных вылазок. Можно затеять с детьми динамичные игры, позволяющие им утолить жажду движений, выплеснуть накопившуюся энергию. Особенно старайтесь расшевелить лежебок и домоседов, развивайте потребность в деятельном отдыхе, укреплении своего тела. Но только надо не командовать, не одергивать ребенка, а, напротив, ободрять и хвалить за старание. Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, бывает на воздухе, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. В режиме воскресного дня, как, впрочем, и в будни, должно быть время для выполнения определенных домашних обязанностей (для детей 6—9 лет — 1-1,5 часа).
Увеличивая время на дополнительный сон и прогулки в выходные дни, следует помнить, что «отоспаться» и «нагуляться» впрок на всю неделю вперед нельзя. Поэтому важно соблюдать установленную регулярность отдельных режимных моментов в течение суток. Соблюдение этих условий будет способствовать укреплению здоровья маленьких учеников, повышению их работоспособности и успешности обучения. И, конечно же, большое значение для самочувствия ребенка имеет его хорошее настроение, которое поддерживают положительные эмоции. Поэтому старайтесь создавать и сохранять в семье добрый психологический климат. Раздоры между родителями или их упреки, ругань в адрес ребенка крайне отрицательно влияют и на его состояние, и на успехи в школе. Наши дети должны расти здоровыми и сильными, жизнерадостными и бодрыми. Тогда любой труд будет им по силам, и учиться они станут охотно и с удовольствием.
Десять советов родителям
Совет 1. Режим дня школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей.
Совет 2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма ребенка.
Совет 3. Большая учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности ребенка: в первой половине дня — с 9 до 12 часов, после полудня — с 15 до 16 часов.
Совет 4. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.
Совет 5. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
Совет 6. Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребенка.
Совет 7. Пребывание на продленном дне в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
Совет 8. Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательными дневным сном (1—1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3—3,5 часа).
Совет 9. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребенка и его неблагоприятным реакциям,
Совет 10. Не забывайте чаще хвалить ребенка за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия: Режим дня школьника.
Занятие было прведено в группе продлённого дня 1 классов....
Презентация Режим дня школьника
В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование....
Режим дня школьника.
Необходимо использовать на родительских собраниях....
Урок образовательного модуля "Введение в школьную жизнь". Тема урока:" Режим дня школьника".
Образовательный модуль "Введение в школьную жизнь" по новым ФГОС ведется в первые две недели обучения первоклассников с целью адаптации к школе. Урок "Режим дня школьника"- это второй урок модуля...
Оптимальный режим дня школьника.
Оптимальный режим дня школьника....
Режим дня школьника (стихотворная форма)
Простое бы казалось домашнее задание по курсу "Окружающий мир" (2 класс), стало итнересным и занимательным, благодаря изложению материала учащимся в стихотворной форме....
Режим дня школьника.
К родительскому собрания...