Основные концепции и модели воспитания в семье.
статья (1 класс) по теме

Полякова Елена Григорьевна

О моделях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_kontseptsii_i_modeli_vospitaniya_v_seme.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Основные концепции и модели воспитания в семье.

         Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. А также для педагога очень важно изучить каждую семью, распознать модель воспитательного процесса, чтобы внести свои коррективы, разработать концепцию воспитательного процесса, в том числе и роль семьи в этом процессе. Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель».  Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Существует несколько моделей семейного воспитания.  Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Демократический стиль характеризуется гибкостью. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

 

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

«Воспитание по типу Золушки»:родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания. Многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. «Воспитание постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле. «Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания – потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность. «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения. «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям. «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам. При таком типе воспитания дети вырастают социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы "Мы-одна семья".

Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и в...

Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...

Выступление на тему: «Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве».

Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве...

Основная концепция

Важность экологического  воспитания  детей  в  современном  мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений че...

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников/

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» - ст.7 «Федеральные государственные образовательные ст...

Модель воспитания «Наш класс - дружная семья».

Дружная семья - это все участники образовательных отношений, работающие в тесном сотрудничестве. Актуальность заключается в том, что в процессе реализации создаются условия для понимания ребёнком того...

Доклад “Общение как основной фактор воспитания в семье»

Доклад на тему: “Общение как основной фактор воспитания в семье»...