Доклад “Общение как основной фактор воспитания в семье»
материал (4 класс)
Доклад на тему: “Общение как основной фактор воспитания в семье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_obshchenie_kak_osnovnoyfaktor_vospitaniya_v_seme.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: “Общение как основной фактор воспитания в семье»
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде.
Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.
Малыш, придя в этот многогранный мир, не имеет ни малейшего представления об окружающей его среде: как общаться, как взаимодействовать с миром и жить в нём. Всему этому ребёнок учится в семье, где он приобретает опыт социального общения и познаёт нормы и правила жизни людей.
Семейное общение можно сравнить с огромной рекой, которая меняет цвет воды в зависимости от «погоды в доме».
В пасмурную погоду вода становится серой и мутной, в такой реке не хочется купаться. Лучше посидеть на берегу и посмотреть на реку со стороны, при этом в душе тревожно и беспокойно.
А если началась гроза, то хочется вообще уйти и больше не возвращаться сюда.
Зато как притягивает река в жаркую солнечную погоду: прозрачная вода ласкает тело, придаёт силы, успокаивает душу, вселяет радость и уверенность в себе и в завтрашнем дне.
В каждой семье устанавливается свой тип семейного общения, который создаёт атмосферу определённого цвета.
Если при общении чаще всего используются упрёки или обвинения, то в семье преобладает пасмурная погода и внутреннее пространство становится серым.
Если царят угрозы, то в атмосфере сгущаются оттенки чёрного.
Если общение излучает тепло и нежность, пространство семьи заполняется ярким оранжевым цветом.
Любое общение строят и создают сами люди. И в итоге у них получается или роскошь человеческого общения, или ужас человеческого общения, или что-то другое. Семьи как раз и различаются тем, общение какого качества они создают в своих семейных домах. И то, как складывается семейная жизнь , какими вырастают дети во многом зависит от качества внутрисемейного общения.
А оно может быть:
• невротическим
• обыкновенным
• роскошным.
Предлагаю вам посмотреть фрагменты из фильмов и попробовать определить, какое общение преобладает в каждой семье.
Невротическое общение.
Это – бурная и нервная коммуникация людей друг с другом, когда все её участники всё время на что-то жалуются, во всём обвиняют друг друга, что-то постоянно друг от друга требуют и друг друга критикуют. Невротическое общение людей наполнено обидами, претензиями, оскорблениями и пронизано негативом, большой напряжённостью, а порой ненавистью и даже откровенными страданиями. Каждый настаивает на своём, и все хотят друг друга переговорить, переспорить, перекричать. И толком никто никого не слышит и не понимает, а главное – не принимает как личность.
Обычное общение.
Участники обычного общения почти всегда разговаривают друг с другом, по крайней мере, постоянно бросая «Как дела?», «Что будешь есть?» или «Что случилось?» Они могут слушать друг друга, но не всегда выслушивать. Они могут беседовать друг с другом, но не всегда понимать и принимать. При обычном общении люди могут соглашаться друг с другом и не соглашаться, спорить и обижаться, а ещё обсуждать и критиковать, указывать и приказывать, просить и требовать. Ещё много чего могут делать участники обычного общения, но наслаждаться внутрисемейным межличностным общением у них не получается.
Общение получается пресным, невыразительным, обычным и обыденным. Что-то типа такого:
- Здравствуй, Маша. Как твои дела в школе?
- Здравствуй, мама. В школе всё хорошо.
- Что будешь есть?
- Сосиски с картошкой.
- Не забудь потом помыть посуду.
- Ладно.
Обмен информацией в общем-то состоялся, а общение – нет. Но, ответы на все заданные вопросы получены. А чего же вы ещё хотите? В том-то и дело, что душа человеческая не удовлетворяется лишь получением и обменом информацией, а неуклонно просит чего ещё. А получить это таинственное и почти неуловимое «что-то ещё» можно лишь в роскошном общении.
Роскошное общение
Участники роскошного общения строят его не только из вопросов-ответов и обмена информацией. Они непременно добавляют в общение что-то ещё. И это тонкое и едва уловимое «что-то ещё» делает общение человеческим и человечным, душевным и задушевным, а также позитивным, вдумчивым, искренним и неспешным.
Такое общение несёт детям не только информацию и ответы на вопросы, а положительную эмоциональную энергию взрослых, их доброту и абсолютный позитив, давая детям радость бытия и счастье детства. Дети, пожалуй, не смогут описать этого словами. Они просто чувствуют ласковый шёпот благородства души. Души взрослого любящего человека, находящегося рядом. И от этой роскоши человеческого и человечного общения детские души начинают излучать бархатные лучики любви к этим феноменальным взрослым, находящимся рядом с ними и создающим такую роскошь вокруг. Дети самозабвенно купаются в этой роскоши, а из детских глаз разлетаются во все стороны задоринки детской радости и искорки неподдельного счастья. Всем участникам роскошного общения отчего-то хорошо. Просто хорошо и всё. А от чего именно и почему, не всегда можно объяснить словами. Но зато очень даже можно почувствовать и ощутить.
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что
основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.
Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Принятие ребенка - это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.
Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.
Признание - это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений, похвальных грамот и благодарственных писем.
Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям. Многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.
Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным — это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Роскошное внутрисемейное общение создаёт в семейном доме пространство любви, в котором радостно растут дети и счастливо обитают взрослые. И тем, и другим хорошо вообще, а тем более хорошо друг с другом.
Желаю вам в общении с людьми настоящей роскоши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной учебной мотивации, как основного фактора успешной деятельности школьника.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная мотив...
Презентация. Основные условия воспитания детей в семье.
Данный материал поможет педагогам провести родительское собрание (1 - 4 кл.)...
Основные концепции и модели воспитания в семье.
О моделях семейного воспитания....
Формирование основ толерантного сознания и поведения, как основного фактора улучшения психологического климата
Проект для улучшения психологического климата в классе...
консультация для родителей. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машин...
Основные условия воспитания детей в семье
Воспитание детей – это самая важная область нашей жизни.Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут ...
Содружество семьи и школы как основных институтов воспитания подрастающего поколения
В работе содержатся формы, приёмы и методы организации учебной и воспитательной работы в начальной школе в сотрудничестве семьи и школы....