Основная концепция
статья по теме
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал в учебно-воспитательную деятельность начиная с начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_kontseptsiya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал в учебно-воспитательную деятельность начиная с начальных классов.
Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г.Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.
В рамках реализации программы развития школы мною разработана педагогическая концепция для младших школьников «Формирование экологоориентированной личности через проектную деятельность». Выбор направления деятельности обусловлен следующими противоречиями: произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Проблема: низкая школьная мотивация учащихся к учебе; пассивное отношение к самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель проекта: Формирование ответственного отношения детей к окружающей среде через проектную деятельность.
Задачи:
- привлечение внимания детей младшего школьного возраста к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой родины;
- выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности обучающихся через проектную деятельность;
- стимулирование творческой инициативы детей, изучающих вопросы взаимодействия этноса и природной среды;
- внедрение национальных здоровьесберегающих традиций в организацию учебно-воспитательного процесса.
Исходя из цели, я определила объект, предмет и гипотезу исследования.
Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий через урочную и внеурочную проектную деятельность.
Предмет: раскрытие экологических понятий через урочную и внеурочную деятельность.
Гипотеза: Если использовать проектную деятельность, то процесс формирования экологических понятий будет ли успешным.
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Без теории нет практики, поэтому мною изучен и накоплен большой материал по формированию экологоориентированной личности через проектную деятельность.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- .Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
- «Экология для начальной школы. Игры и проекты»
- «Азбуку экологии» О.Г. Завьялова
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
Инновационный поиск новых средств привело к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы учения и обучения. Среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования проектного метода обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.
Основным тезисом в проектной деятельности с учащимися являются слова: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, и данный период обучения назван «Введением в проектную деятельность». Для выяснения первоначальных знаний об экологии учащихся, мною проведено анкетирование. В анкете три первых вопроса взяли из сборника «Формы экологического воспитания детей» под редакцией А.С. Бахаревой, доцента кафедры естествознания, а остальные я составила сама. Как показали результаты анкетирования, уровень экологических знаний – средний.
За эти годы проведен ряд проектных работ. Хотелось бы познакомить вас с некоторыми проектными работами. Исходя, из программы развития школы мной разработан практико-ориентированный проект для младших школьников «Малыми тропинками к большой тропе». Уроки предполагают путешествие по родному краю по тропинкам: I тропинка – «Тоонто нютаг» (Мой родной край), II тропинка – «Я живу среди друзей», III тропинка – «Найди себя», IV тропинка – «Будь здоров». В ходе реализации проекта разработаны материалы по учебно-воспитательной работе:
а) конспекты уроков по предметам с экологическим наполнением,
б) выпущены брошюры с собранным материалом,
в) разработаны и апробированы авторские программы по факультативным курсам.
В последнее время всё большее внимание уделяется сохранению здоровья детей. Большая часть детей уже в первый класс поступают больными, поэтому об их здоровье нужно заботиться не только медицинским работникам, но и педагогам, родителям, общественности. Мной разработан проект «Путь к здоровью». Проект предполагает создание условий, позволяющих формированию духовно развитой и физически здоровой личности.
Механизмы реализации программы
- Изучение особенностей личности ребёнка.
- Разработка плана мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка.
- Составление тематического планирования занятий по ознакомлению с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.
- Изменение двигательного режима в процессе обучения.
- Поддерживание связи с родителями ребёнка.
Итогом проекта явилось, что к концу 4 класса наблюдается снижение заболеваемости простудными заболеваниями.
Хотелось бы остановиться на открытом уроке русского языка к конкурсу. Анализ программ, учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом. На уроке внедрена апробированная мною методика проведения проектной деятельности на уроках русского языка, так как она позволяет заметно повысить уровень усвоения учебного материала и интерес к изучению данной темы. Проект является недельным, по продолжительности выполнения краткосрочным. Продуктом проектной деятельности является выпуск книжки о первоцветах. При подготовке к этому уроку была проведена предварительная работа. На уроках изобразительного искусства ученики рисовали первоцветы и самостоятельно составляли рассказы о цветах, используя справочную литературу. На уроках технологии ученики выполняли аппликационные работы на тему «Первоцветы». На уроках по предмету «Окружающий мир» проводились экскурсии с целью изучения и охраны первоцветов, произрастающих в нашей местности, беседы о видах первоцветов, об охране первоцветов, о Красной книге России и нашего края. Весь накопленный материал: рисунки, работы учеников, рукописные рассказы использовались для создания печатной книги для учеников младших классов. По ходу урока составили текст-предисловие к книге о весне. Этот урок является одним из примеров практической реализации моей педагогической концепции «Проектная деятельность при формировании экологоориентированной личности на уроках русского языка».
Благодаря проектам экологической направленности мои малыши становятся пропагандистами и знатоками истории и природы родного края. Дети демонстрируют хорошие знания на научно-практических конференциях, различных конкурсах в школе и в районе.
На районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» Чодинчо Таня заняла 3 место с работой «Изучение состояния экологической культуры в начальных классах». В 2007 году на районной краеведческой конференции «Музей и дети» в секции «История школы и села» Таня заняла 2 место с работой «Национальное блюдо». Васильев Баясхалан ученик 1 класса принял участие в районной научно-практической конференции «Первые шаги» с работой «Моя родословная». В 2010 году Будожапова Сарюна участвовала в республиканской конференции «Серебряная альфа» с работой «Бурятское блюдо Боово».
Для выявления уровня экологических знаний учащихся нами проведен ряд мероприятий, проведен результирующий эксперимент на основе той же анкеты, которая использовалась при проведении констатирующего эксперимента. В ходе проведенного среза нами была экспериментально подтверждена гипотеза, лежащая в основе исследования, о том, что экологические знания учащихся можно повысить и через проектные уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Основные принципы концепции и типические свойства методической системы УМК"Перспективная начальная школа""
В докладе раскрыты основные принципы концепции и типические свойства методической системы УМК "Перспективная начальная школа"...
Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...
Основные концепции и модели воспитания в семье.
О моделях семейного воспитания....
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
От концепции «винтика» к концепции Человека!
Моя педагогическая философия!...
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности
Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности...