Правило
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Гласные и согласные звуки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nado_znat_dlya_foneticheskogo_razbora_slov_v_nachalnoy_shkole.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
- А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч'], [щ'] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч'ащ'а], часы [ч'асы].
- Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м'ата], тёрка [т'орка], мюсли [м'усл'и], мел [м'эл], лес [л'эс], жир [жыр], ширь [шыр'], цифра [цыфра].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё– [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м'ач], тёрн [т'орн], тюль [т'ул'], пена [п'эна]. - Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й'] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: яма [й'aма ], ёлка [й'олка], юла [й'у ла ], ель [й'э л'];
- после гласных: маяк [май'ак], поёт [пай'от], поют [пай'ут], поел [пай'эл];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д'ир'эв'й'а ], объём [абй'ом], вьюга [вй'уга], съезд [сй'эст].
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч'й'и], лисьи [лис'й'и]
- [й'] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б'], [в'], [г'], [д'], [ж'], [з'], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
- Глухие
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С - глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п'], [ф'], [к'], [т'], [ш'], [с'], имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ - [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
- Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ш].
- Мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'],[й'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ц], [ч'], [щ']. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком ['].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол'], угол [угол] – уголь [угол'], нос [нос] – нёс [н'ос].
- Л, М, Н, Р, Й - всегда звонкие.
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
- Ж, Ш,Ч, Щ - шипящие.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
- Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
Примеры
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. | ||
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Л | [л'] | согл., звон., мягк. |
Е | [э] | глас, удар. |
Ч | [ч'] | согл., глух., мягк. |
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв. | ||
Е | [й'] | согл., звон., мягк. |
[э] | глас, удар. | |
Л | [л'] | согл., звон., мягк. |
Ь | [-] | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
Обратите внимание !
- Для гласных.
- Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён - [л' о н] - 3 буквы, 3 звука.
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ иЬ знаков, то они дают 2 звука:
- Я – [й'а], Ё – [й'о], Ю – [й'у], Е – [й'э]: Ёлка - [й' о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай'о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч'й'и], лисьи [лис'й'и];
- после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
- зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
- гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
- кОтик – [ кОт ' и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
- гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
- лес [л'эс], лесА [л'исА] (см. лисА [л'исА]), весна [в'исна];
- в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
- кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл'];
- гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
- мяч – [м'ач'], рябина – [р'эб'ина], пятно – [п'итно].
- Для согласных.
- парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
- гриб – [гр' и п], лавка – [л а ф к а];
- Й, Ч, Щ - [й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие;
- Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
- Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, тпишутся:
- чувство [ч'Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с'Эрцэ], радостный [рАдасный'].
- сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]:
- звёздный – [з в' о з н ы й'], лестница – [л' эс 'н'и ц а].
- иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
- когти - [к о к т' и], мягкий - [м' ах ' к ' и й'];
- иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
- сделал – [з' д' э л а л].
- между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
- зонтик – [з о н' т 'и к];
- иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
- стаканчик – [с т а к а н' ч' и к], сменщик – [см'э н' щ' и к];
- Удвоенные согласные располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м'ил'иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал'Эй'а] ;
- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
- бриться – [бр' иц:а];
- иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:
- конечно – [ кан ' эшна ], скучно – [ скушна ], что - [ш т о], чтобы - [штобы];
- буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ']:
- щавель [щ 'ав ' эл ' ],
- счастливый [ щ 'асливый],
- извозчик [извощ 'ик],
- перебежчик [п 'ир 'ибещ 'ик];
- в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
- белого – [б е л а в а].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имею право на права!"
Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....
«Имею право на права»
презентация к классному часу...
Классный час на тему: «Помни правила ГАИ, это правила – мои».
Классный час позволяет закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах; воспитывать сознательность в испол...
10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.
10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Классный час "Права ребёнка - это ваши права"
Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....
В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.
Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....