"Имею право на права!"
методическая разработка по теме

 

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_klassnyy_chas.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час: «Имею право на права»

1, 4 классы , учитель Швидкая И.А.

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах  

    ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, выставка детских рисунков о добре и зле, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, глобус.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен

               важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.

               Давайте прочитаем, как он называется (доска) «Права и обязанности ребёнка»  

Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Учитель:  Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

                 (Земля).

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

                (Глобус).

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как

                называется страна, в которой мы живем?

                (Россия).

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

                (Россияне).

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу

                нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство.

                А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

                Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имею

                разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они  исповедуют разную религию. А помогают им жить

               мирно правила, которые  люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

                           

(Ответы детей)

Учитель:  Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и

            свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но

            все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек

           должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники

           документов. Сегодня ребята 4 класса продолжат знакомство с данными документами, а ребята 1

           класса только начнут изучение прав.

1 ученик:

Первый документ, о котором я расскажу – это «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

2 ученик:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

                        (Мультимедийная доска) Ученики зачитывают права детей:

-каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

-дети имеют право жить с родителями;

-дети имеют право на медицинскую помощь;

-дети имеют право на обучение;

-дети имеют право на отдых;

-дети имеют право на охрану и защиту.

1 ученик:

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

III. Игра «Разрешается – запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы

                сегодня говорили.

Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть

                 стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному

                отношению».  Ребята, кто-нибудь из вас сталкивался с такой проблемой? …

IV Работа с пословицами:

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». 

               

                А как вы представляете себе доброго человека?

               Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Как он себя ведет?

Задание: Давайте мы сейчас нарисуем доброго или злого человека на бумаге (по усмотрению уч-ся)

                А ребята пусть угадают, какого человека вы нарисовали.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит». 

(Ответы детей)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Ответы детей.

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко.

                Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде.

                Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому

                давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

V. Обязанности

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях.

               А обязанности у вас есть?

                                                             (Ответы детей)

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». 

                Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы

                сейчас запишите на бумаге.

(Работа в группах).

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

                        Соблюдать законы.

                        Охранять природу.

                        Защищать отечество.

                        Заботиться о родителях.

                        Получить образование.

Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

VI. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение)

Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

VII. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.

                А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы,

                в том числе о том, как защитить свои права.

Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти ребят на сцену.

1 ученик

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

2 ученик

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик

Не отнимешь у ребенка

Права вечного на отдых,

Есть в Конвенции об этом

Специальная статья.

4 ученик

Папа, мама, ты и я –

Называется «Семья».

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

Песня «Мир ребенка»

Приложение № 1: Презентация «Имею право на права» (13 слайдов, объем 3,4 МБ)

Приложение № 2: Проверочные задания «Занимательное правоведение» (19 слайдов, объем 0,4 МБ)

Использован материал из интернета. Авторы:

Лариса Юрисовна Хусаинова, учитель начальных классов поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности – 1 год.

Евгения Михайловна Тютрюмова, учитель начальных классов 1 квалификационной категории поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности – 23 года.

Об авторах: Классный час «Имею право на права» мы проводили в рамках городского конкурса, где заняли призовое место. В нашей школе активно используется ИКТ во всех видах деятельности, что очень нравится ученикам и учителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имею право на права»

презентация к классному часу...

Классный час для 1 класса: «Имею право на права»

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...

Классный час с презентацией "Имею право на права"

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах....

Классный час: «Имею право на права»

Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...

Классный час "Имею право на права"

Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...

Классный час: «Имею право на права»

Классный час: «Имею право на права»Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с...

Классный час «Имею право на права»

Цель:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить примен...