Программы по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского (2-7 класс), О.Л.Куревиной, Е.Д.Ковалевской (2-4 класс)
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Краткое описание программ по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" (2-4 классы); О.Л. Куревиной, Е.Д.Ковалевской "Изобразительное искусство" (2-4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany.docx | 58.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программы по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского (2-4 классы); О.Л.Куревиной, Е.Д.Ковалевской
I. «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://moikompas.ru/tags/plastilin
http://art.melib.ru/culfere/pictures/iskusstvo_yaponii.html
http://www.orientmuseum.ru/art
www.ellada.spb.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki
2 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
• три сферы художественной деятельности и их единство;
• роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
• роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
• многообразие природных форм, их рациональность и красота;
• основные и составные цвета;
• цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
• имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
• уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
• иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
• иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
• иметь навыки построения композиции на всем листе;
• уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
• учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
• развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
• совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,
• свободно заполнять лист цветовым пятном;
• уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
• уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
• уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
• творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Чем и как работают художники | Три основные краски, строящие многоцветие мира | 8 |
Пять красок - все богатство цвета и тона | |||
Пастель И цветные мелки, акварель - выразительные возможности | |||
Выразительные возможности аппликации | |||
Выразительные возможности графических материалов | |||
Выразительность материалов для работы «'объеме | |||
Выразительные возможности бумаги | |||
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти) | |||
2 | Реальность и фантазия | Изображение и реальность | 7 |
Изображение и фантазия | |||
Украшение и реальность | |||
Украшение и фантазия | |||
Постройка и реальность | |||
Постройка и фантазия | |||
«Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе (обобщение темы) | |||
3 | О чем говорит искусство | Выражение характера изображаемых животных | 11 |
Выражение характера человека в изображении; мужской образ | |||
Выражение характера человека в изображении; женский образ | |||
Образ человека и его характер, выраженный в объеме | |||
Изображение природы в разных состояниях | |||
Выражение характера человека через украшение | |||
Выражение намерений человека через украшение | |||
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | |||
4 | Как говорит искусство | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 8 |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета) | |||
Линия как средство выражения: ритм линий | |||
Линия как средство выражения: характер линий | |||
Ритм пятен как средство выражения | |||
Пропорции выражают характер | |||
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение) | |||
Обобщающий урок года |
3 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
• основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• названия наиболее крупных художественных музеев России.
Обучающиеся должны уметь:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И. И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Серова);
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, пластилин)?
• уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать собственное мнение).
Учебно-тематический план
№ n/ii | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Искусство на улицах твоего города | Твои игрушки | 2 |
Посуда у тебя дома | 1 | ||
Мамин платок | 1 | ||
Обои и шторы в твоем доме | 1 | ||
Твои книжки | 1 | ||
Поздравительная открытка | 1 | ||
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) | 1 | ||
2 | Искусство на улицах твоего города | Памятники архитектуры - наследие веков | 1 |
Парки, скверы, бульвары | 1 | ||
Ажурные ограды | 1 | ||
Фонари на улицах и в парках | 1 | ||
Витрины магазинов | 1 | ||
Транспорт в городе | 1 | ||
Что сделал художник на улицах моего города (в моем селе) | ■ | ||
3 | Художник и зрелище | Художник в цирке | 1 |
Художник в театре | 2 | ||
Театральные маски | 2 | ||
Театр кукол | 2 | ||
Афиша, плакат | 2 | ||
Праздник в городе | 1 | ||
Школьный праздник-карнавал (обобщающий урок) | 1 | ||
4 | Художник и музей . | Музеи в жизни города | 1 |
Картина-пейзаж | 1 | ||
Картина-портрет | |||
Картина-натюрморт | 1 | ||
Картины исторические и бытовые | 1 | ||
Скульптура в музее и на улице | 1 | ||
Художественная выставка | 1 |
4 класс
Знания и умения учащихся начальной школы
В результате изучения программы учащиеся:
• осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
• приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
• развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли - значение в жизни человека и общества;
• учатся анализировать произведения искусства; овладевают знаниями о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
• овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
• приобретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
• приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
• приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Истоки родного | Пейзаж родной земли | 1 |
искусства | Гармония жизни с природой. Деревня - деревянный мир | 3 | |
Образ красоты человека | 2 | ||
Народные праздники | 2 | ||
2 | Древние города | Древнерусский город-крепость | 1 |
нашей земли | Древние соборы | 1 | |
Древний город и его жители | 1 | ||
Древнерусские воины-защитники | 1 | ||
Города Русской земли | 1 | ||
Узорочье теремов | 1 | ||
Праздничный пир в теремных палатах | 1 | ||
3 | Каждый народ - художник | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 3 |
Искусство народов гор и степей | 1 | ||
Образ художественной культуры Средней Азии | 2 | ||
Образ художественной культуры Древней Греции | 2 | ||
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | 2 | ||
Многообразие художественных культур в мире (обоб- щение темы) | 1 | ||
4 | Искусство объеди- | Все народы воспевают материнство | 1 |
няет народы | Все Народы воспевают мудрость старости | 1 | |
Сопереживание - великая тема искусства | 1 | ||
Герои, борцы и защитники | 2 | ||
Юность и надежды | 2 | ||
Искусство народов мира (обобщение) | 1 |
Программа под редакцией О.Л. Куревиной, Е.Д. Ковалевской
Предметные результаты в начальной школе:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
2 класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
- знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
- знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
- уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
• учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
- рисования цветными карандашами;
- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
- аппликации;
- гравюры;
- построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
- различных приёмов работы акварельными красками;
- работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы (городецкая роспись).
- Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
Учебно-тематический план
N п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Виды изобразительной деятельности: архитектура,скульптура, живопись, графика. | 1 |
2 | Рисуем цветными карандашами.Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов. | 1 |
3-4 | Аппликация. | 2 |
5-6 | Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины. | 2 |
7-9 | Иллюстрация.Композиция иллюстрации. Эскиз композиции. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность:наброски. | 3 |
10-11 | Гравюра. Фактура. Из истории гравюры. | 2 |
12 | Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства. | 1 |
13-14 | Рисунок.Штриховка. | 2 |
15-16 | Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. | 2 |
17-18 | Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца. | 2 |
19-21 | Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? | 3 |
22-23 | Народные промыслы России. Городецкая роспись. | 2 |
24-26 | Весенние впечатления. Твоя мастерская: Работаем акварелью, рисуем пейзаж. | 3 |
27 | Колорит – душа живописи. | 1 |
28 | Бытовая живопись. | 1 |
29-30 | Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. | 2 |
31-34 | Проекты | 4 |
3 класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискателъ, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
- чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
- рисования цветными карандашами;
- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
- выполнения декоративного панно в технике аппликации;
- выполнения декоративного панно из природных материалов;
- выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
- выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
- работой гуашевыми красками;
- постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы (хохломская роспись).
- Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Учебно-тематический план
N п/п | Тема | Кол-во час- ов |
1-2 | Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит. | 2 |
3-4 | Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. | 2 |
5-7 | Цветовая гамма. Твоя мастерская :штриховка и цветовой тон. Работа цветными Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. | 3 |
8-10 | Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала. | 3 |
11-13 | Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 3 |
14-16 | Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. | 3 |
17-18 | Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 2 |
19 | Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | 1 |
20 | Волшебство акварели. Совмещение не-скольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: Техника отпечатка. | 1 |
21-23 | Мастер иллюстра ции И. Билибин. Билибикский стиль. Иллюстрации к сказкам. | 3 |
24-25 | Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. | 2 |
26-29 | Для любознательных: художник и театр | 4 |
30 | Учимся видеть. Русский музей. | 1 |
31-34 | Проекты | 4 |
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
- иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
- понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства
используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
- рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
- рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
- разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
- работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
- графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели),
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
в. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во час-ов | |
1-2 | Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | 2 |
3 | Русская икона.3венигородекая находка. | 1 |
4 | Монументальная скульптура. , | 1 |
5 | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | 1 |
б | На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора») | 1 |
7 | Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. | 1 |
8-9 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. | 2 |
10-11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | 2 |
12-13 | 3арисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | 2 |
14 | Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. | 1 |
15-16 | Композиция и её основные законы. | 2 |
17 | Родная история и искусство. Народные промы-слы: нижегородская резьба по дереву. | 1 |
18-19 | Линейная перспектива. | 2 |
20-21 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дей-неко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). | 2 |
22-25 | Фигура человека. Пропорции. | 4 |
26 | Для любознательных: китайский рисунок кистью. | 1 |
27-30 | Для любознательных: родная история и искусство - русский народный театр. | 4 |
31-32 | Учимся видеть: Эрмитаж | 2 |
32-34 | Проекты | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" .
Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" в соответствии с методической разработкой, в которой представлены цели и задачи урок...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Б.М.Неменский
Календарно-тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство»в рамках УМК «Школа России» 3 класс 1 час в неделю – 34 часа в годпредметная линия учебников под редакцией Б.М.Не...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Б. М. Неменский)
Рабочая программа по изобразительному искусству для преподавания в 1 класс. Составлена на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Неменский Б. М. в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс VII вид, Неменский
Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству для 2 класса УМК «Школа России».Автор Б.М.Неменский и др. М. «Просвещение» 2009...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс (Б.М. Неменский )
Рабочая программа составлена на основе Программы Б.М. Неменского Изобразительное искусство для 3 класса....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс (Б.М. Неменский )
Рабочая программа составлена на основе Программы Б.М. Неменского Изобразительное искусство для 4 класса....
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Б.Н.Неменский (УМК "Школа России")
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения....