Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Б. М. Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для преподавания в 1 класс. Составлена на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Неменский Б. М. в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl_izobrazitelnoe_iskusstvo.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012 / 2013учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 / 2013 учебный год»;
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год;
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЦЕЛИ:
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере
- эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Требования к уровню подготовки
В итоге освоения программы учащиеся должны:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса должен знать/понимать
В познавательной сфере
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
- моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования. В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
№п/п | Название блока | Количество часов |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 7 |
4. | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу | 9 |
ИТОГО | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Формы организации учебного предмета.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, развитием практических навыков, опрос.
Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема раздела. Тема урока. | Деятельность учащихся | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
I четверть (8 часов) | ||||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9часов) Виртуальная экскурсия. Игровой урок. Изображения всюду вокруг нас (постановка и решение учебной задачи; экскурсия). | Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. | ||
2 | Экскурсия. Сбор гербария. Мастер Изображения учит видеть (решение учебной задачи; экскурсия). | |||
3 | Экскурсия. Наблюдение за природой (решение учебной задачи; экскурсия) | |||
4 | Экскурсия. В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия) | |||
5 | Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи). | |||
6 | Изображать можно в объеме (решение учебной задачи). | |||
7 | Изображать можно линией (решение учебной задачи). | |||
8 | Разноцветные краски (решение учебной задачи). | |||
II четверть (8 часов) | ||||
9 | Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи | |||
10 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8часов) Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи). | Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации. | ||
11 | Красоту надо уметь замечать (решение частных задач). | |||
12 | Узор на крыльях (решение частных задач). | |||
13 | Красивые рыбы (решение частных задач). | |||
14 | Украшения птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения). | |||
15 | Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия). | |||
16 | Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний) | |||
III четверть (9 часов) | ||||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (рефлексия | Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации. Правильно определять и собирать детали. | ||
18 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (7часов) Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения). | |||
19 | Домики, которые построила природа (решение частных задач). | |||
20 | Дом снаружи и внутри (решение частных задач). | |||
21 | Строим город (решение частных задач). | |||
22 | Все имеет свое строение (решение частных задач). | |||
23 | Постройка предметов (решение частных задач). | |||
24 | Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний). | |||
25 | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (9 часов) Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи) | |||
IV четверть (8 часов) | ||||
26 | Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач). | Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации. Правильно определять и собирать детали. | ||
27 | Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач) | |||
28 | Разноцветные жуки (решение частных задач). | |||
29 | Весенний день (решение частных задач) | |||
30 | Урок любования. Умение видеть (решение частных задач; экскурсия) | |||
31 | Времена года (решение частных задач). | |||
32 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (контроль и коррекция знаний). | |||
33 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (контроль и коррекция знаний) |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособие
Таблицы по изобразительному искусству.
Технические средства обучения
- Документкамера;
- Интерактивная доска;
- Компьютерная,;
- Классная доска;
- Принтер порошковый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская.
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская....