Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Б. М. Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Баркова Наталья Васильевна

Рабочая программа по изобразительному искусству для преподавания в 1 класс. Составлена на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Неменский Б. М. в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl_izobrazitelnoe_iskusstvo.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012 / 2013учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 / 2013 учебный год»;
  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год;

       

      Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЦЕЛИ:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
  • Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

ЗАДАЧИ:

  • Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
  • Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
  • Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

       Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

        Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

        Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.        Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

    Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере

  • эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям);
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере 

  • способность к художественному познанию мира;
  • умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере 

  • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование);
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Требования к уровню подготовки

В итоге освоения программы учащиеся должны:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  • развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
  • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
  • приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса должен знать/понимать

В познавательной сфере

  • понимание значения искусства в жизни человека и общества;
  • восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  • умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
  • сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.

В ценностно-эстетической сфере 

  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
  • проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере 

  • способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере 

  • умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
  • моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования. В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

№п/п

Название блока

Количество часов

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

9

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

7

4.

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу

9

ИТОГО

33

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. 

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Формы организации учебного предмета.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, развитием практических навыков, опрос.

Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п\п

Тема раздела.

Тема урока.

Деятельность учащихся

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

I четверть (8 часов)

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения  (9часов)

Виртуальная экскурсия. Игровой урок.

Изображения всюду вокруг нас (постановка и решение учебной задачи; экскурсия).

Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер.

2

Экскурсия. Сбор гербария.

Мастер Изображения учит видеть (решение учебной задачи; экскурсия). 

3

Экскурсия. Наблюдение за природой (решение учебной задачи; экскурсия)

4

Экскурсия. В гостях у Золотой осени.

В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия)

5

Изображать можно пятном (постановка и решение учебной задачи).

6

Изображать можно в объеме (решение учебной задачи).

7

Изображать можно линией (решение учебной задачи).

8

Разноцветные краски (решение учебной задачи).

II четверть (8 часов)

9

Художник и зрители (постановка и решение учебной задачи

10

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения  (8часов)

Мир полон украшений (постановка и решение учебной задачи).  

Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации.

11

Красоту надо уметь замечать  (решение частных задач).  

12

Узор на крыльях (решение частных задач).  

13

Красивые рыбы  (решение частных задач).  

14

Украшения птиц (постановка учебной задачи, поиск ее решения).  

15

Узоры, которые создали люди (поиск и открытие нового способа действия).

16

Как украшает себя человек (контроль и коррекция знаний)

III четверть (9 часов)

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (рефлексия
и оценивание способа действия).
 

Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации. Правильно определять и собирать детали.

18

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (7часов)

Постройки в нашей жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения).

19

Домики, которые построила природа (решение частных задач).

20

Дом снаружи и внутри (решение частных задач).

21

Строим город (решение частных задач).

22

Все имеет свое строение (решение частных задач).

23

Постройка предметов (решение частных задач).

24

Город, в котором мы живем (экскурсия; контроль и оценка знаний).

25

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (9 часов)

 Совместная работа трех Братьев-Мастеров (постановка и решение учебной задачи)

IV четверть (8 часов)

26

Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач).

Осуществлять поиск информации. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять качественно практическую работу. Актуализировать полученные знания. Осваивать новые приемы. Принимать учебную задачу урока. Правильно определять цвета. Анализировать форму, цвет, размер. Планировать и осуществлять. Осуществлять поиск информации. Правильно определять и собирать детали.

27

Сказочная страна. Создание панно (решение частных задач)

28

Разноцветные жуки (решение частных задач).

29

Весенний день  (решение частных задач)

30

Урок любования. Умение видеть (решение частных задач; экскурсия)

31

Времена года (решение частных задач). 

32

Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (контроль и коррекция знаний).

33

Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками (контроль и коррекция знаний)

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.

2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособие

Таблицы по изобразительному искусству.

Технические средства обучения

  1. Документкамера;
  2. Интерактивная доска;
  3. Компьютерная,;
  4. Классная доска;
  5. Принтер порошковый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская.

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы:  Б.М Неменский, Л.А. Неменская....