Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс (Б.М. Неменский )
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Антонова Александра Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе Программы Б.М. Неменского Изобразительное искусство для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_a_klass_izo.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство и художественный труд. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» разработана на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.

           Цель школы: формирования у учащихся МАОУ СОШ № 32 творческой активности как показания творческой компетенции в разных видах деятельности;

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре  народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания  и  умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства  и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.  

Общая  характеристика учебного предмета

Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам  освоения основных образовательных программ  начального  общего образования (стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

           Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

 Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

           Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

 При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

 Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в начальной школе отводиться 1 час в неделю, в 3 классе - 35 часов в год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Универсальные учебные действия:

 Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса «Изобразительное  искусство»

        Тема 3 класса  - «Искусство вокруг нас». Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

          Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров  Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

           В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

             В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.

        Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

        Основные формы художественной деятельности учащихся: изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, по представлению);декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;  обсуждение работ  товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изученным темам; прослушивание музыкальный и литературных произведений.

 Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование
  5. Анализ и оценка учебно- творческих работ

         


Учебно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание урока

Характеристика учебной деятельности

Материально – техническое обеспечение

Домашнее задание

1

Твои игрушки придумал художник. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов Росии

1

Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера – Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа – это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготовляются игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.

Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

-Таблица «Загорская резная скульптура из дерева»;

-Таблица «Дымковская глиняная расписная игрушка»;

- русская народная музыка;

- П.Чайковский Детский альбом

- пословицы, поговорки, сказки

Подобрать иллюстрации игрушек ( современные и народные)

2

Посуда у тебя дома

1

Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее назначением. Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды – конструкция – форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.

Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке. Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая).

Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм,

объединённых общим, образным решением.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды с изображением посуды, разной формы;

Рассмотреть форму и украшения посуды

3

Мамин платок

1

Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначение :праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

-Таблица «Узор в квадрате»;

- Таблица «Пример сетчатого узора»;

- русская народная музыка с разным настроением

Рассмотреть узоры на платке

4

Обои и шторы в твоем доме

1

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначение: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроение комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев – Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнаметн для украшения комнаты

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты , имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

-Таблица «Применения орнамента в быту»;

Подобрать разные обои

5

Твои книжки

1

Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Шрифт, буквица.

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки.

Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы (для учащихся);

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Овладевать навыками коллективной работы.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

-книги для примера;

- текст выбранной сказки

Рассмотреть составляющие книги

6

7

Поздравительная открытка

2

Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открытки. Роль выдумки и фантазии.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- открытки;

Подобрать открытки

8

Что сделал художник в нашем доме

1

Учебная беседа, обучающая игра, выставка  и  обсуждение детских работ за период четверти

Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

9

Памятники архитектуры – наследие веков. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира

1

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник- архитектор придумывает дома, определяет какими им быть. Лучшие произведения архитектуры – это достояние народа, их надо беречь и охранять, это эстафета культуры, которую поколение предают друг другу.

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

 Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды архитектурных построек;

Подобрать иллюстрации архитектурных памятников

10

Парки, скверы, бульвары

1

Архитектура садов и парков. Художник- архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки- музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там где мы живем.

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа).

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы , клей.

Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды парков, бульваров, скверов;

Подобрать иллюстрации парков

11

Ажурные ограды

1

Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве, их назначение и роль в украшение города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы,

бульвары».

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды оград;

-Таблица «Ажурные конструкции из металла»;

Подобрать иллюстрации оград

12

Фонари на улицах и в парках

1

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари- украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы , клей.

Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды изображения фонарей;

Понаблюдать за формой фонарей на улице

13

Витрины магазинов

1

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.

Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы клей.,

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды городских витрин;

Рассмотреть витрины

14

Транспорт в городе

1

Роль художника с создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: графические материалы , белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать. создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды транспорта;

Понаблюдать за транспортом

15

16

Что сделал художник на улицах моего города

2

Обобщающий урок

Осознавать и уметь объяснять важную и всем  нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

17

18

Художник в цирке

2

Роль художника в цирке. Цирк – образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности – веселая тема детского творчества.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- фотографии , слайды и видеофрагменты циркового представления;

Подобрать фотографии клоунов

19

20

Художник в театре. Взаимосвязь  изобразительного искусства и театра

2

Спектакль - вымысел и правда театральной игры. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания  театрально- сценического оформления.

Задание: театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в

спектакль.

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды, эскизы театральных художников;

Объяснит роль художника в театре

21

Маска

1

Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- фотографии масок разных народов и театральных масок;

- работы детей;

Подобрать иллюстрации масок

22

Театр кукол

1

Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.

Задание: создание эскиза перчаточной куклы

Материалы: бумага, цветные карандаши , фломастеры

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу);

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды с изображением театральных кукол;

Подобрать иллюстрации афиш

23

24

Афиша и плакат

2

Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- театральные и цирковые афиши;

- работы детей;

Наброски

25

26

Праздник в городе

2

Роль художника в создание праздничного облика города. Элементы праздничного украшения :панно, транспаранты,  декоративно- праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги.

Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. Варианты заданий: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)».

 Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- фотографии праздничного оформления города;

Эскизы к теме «Школьный праздник – карнавал»

27

Школьный праздник - карнавал

1

Обобщающий урок

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т.д.

Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- работы детей;

Объяснить что такое музей

28

Музей в жизни города.  Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

1

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музей родного города.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды зданий и интерьеров крупнейших музеев;

Объяснить что такое пейзаж

29

Изобразительное искусство. Картина – пейзаж. Произведения русских и зарубежных художников: И.И. Левитан, И.И. Шишкин, А. Саврасов. Н.Рерих, А. Куинджи, Ван Гог, П.Коро, Грабарь, К. Моне

1

Что такое картина? Картина- пейзаж.  Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые пейзажи И.Левитан, А. Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В. Ван Гога, К.Коро и т.д. Образ родины в картинах- пейзажах.

Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).

Материалы: тушь, кисти или пастель, белая бумага.

Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- пейзажи И.Левитана, А. Саврасова, А.Рылова, А. Куинджи;

Объяснить что такое портрет

30

Картина- портрет. Произведения русских художников: И.Репин, Ф.Рокотов, В.Серов, В.Тропинин

1

Знакомство с жанром портрет. Знаменитые картины- портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению.

Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- портреты Ф. Рокотова, В.Серова, И.Репина, В. Тропинина;

- работы детей;

Объяснить что такое натюрморт

31

Картина- натюрморт. Произведения русских художников К.Петрова- Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В Стожарова;

1

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).

Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- натюрморты К.Петрова- Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В Стожарова;

- работы детей;

Объяснить что такое бытовой жанр

32

33

Картины исторические и бытовые. Произведения русских художников А. Рябушкина, З.Серебрякова, В. Перова, А.Пластова;

2

Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота в повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.

Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

 Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- репродукции картин художников А. Рябушкина, З.Серебрякова, В. Перова, А.Пластова;

Объяснить что такое скульптура

34

Скульптура в музее и на улице

1

Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов : камень, металл, дерево , глина

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

- слайды изображения с известными скульптурными памятниками;

Наброски

35

Художественная выставка

1

Выставка работ учащихся за учебный год. Анализ работ.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса;

наброски

 

Планируемые результаты

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Список используемой литературы

Учебно- методический комплект : Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса (2010), Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса (2010);

- Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»;

- Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;

-Программа по изобразительному искусству Б. М. Неменского « Изобразительное искусство 1- 9 класс», М.:«Просвещение» 2011 г

-Изобразительное искусство. Методическое пособие 1- 4 классы;

 - Н.Н. Ростовцев, Методика преподавания изобразительного искусства в школе;

-Н.П. Костерин, Учебное рисование;

- О.В. Свиридова, Изобразительное искусство, 1-4 классы, упражнения, задания, тесты;

-М.А. Габова, Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6- 7 лет;

-В.Б. Косминская, Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью;

-Е.И. Ткаченко, Таинственный мир цвета;

-И.Д. Агеева, Занимательные материалы по изобразительному искусству;

-А. Степанчук, Изобразительное искусство , 1- 8 классы, опыт творческой деятельности учащихся;

-М.Рахно «Учимся рисовать»;

- Д.Браун  Дикие животные»;

- Д.Браун «Кошки;

-Д.Браун  «Птица»;

- Н.М. Сокольникова Краткий словарь художественных терминов;

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

  • Таблица «Элементы цветоведения»;
  • Таблица « Работа акварелью»;
  • Таблица «Применение орнамента в быту»;
  • Таблица «Узор в круге»;
  • Таблица «Цветовой  тон, светлота и насыщенность»;
  • Таблица «Светотень в сюжетных композициях»;
  • Таблица «Цветовая композиция»;
  • Таблица «Типы смешения красок»;
  • Таблица «Теплые и холодные цвета»;
  • Таблица «Колорит»;
  • Таблица «Значение цвета»;
  • Таблица «Цвета и акварель»;
  • Таблица «Гармонизация цвета»;

Информационно – коммуникационные средства:

www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования».Официальный журнал Министерства образования и науки РФ.

http://www.library.ru/- информационно-справочный портал;

http://www.gnpbu.iip.net- библиотека им. Ушинского;

http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;

www.mega.km.ru/-  Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»

www.ug.ru- Учительская газета;

www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;

www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;

www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;

www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

Сайты музеев:

www.getty.edu/art/exhibitions/devices/

www.hermitage.ru

www.rusmuseum.ru

www.artsedge.kennedy-center.org/

-Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

-Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

-Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

-Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

-Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm 

Учебно- практические оборудование:

- краски акварельные;

- краски гуашевые;

- альбом для рисования А-4;

- кисти «Белка» № 3,5,7;

- уголь;

- цветные карандаши;

- емкость для воды;

- палитра;

- простые карандаши;

- картон;

- природный материал;

- цветная бумага;

Специализированная учебная мебель:

- стулья;

- ученический стол;

- доска;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская.

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы:  Б.М Неменский, Л.А. Неменская....