Визитная карточка программы Эльконина-Давыдова
материал по теме
Выступление на городском родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_kartochka_programmy_elkonina.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка программы Эльконина – Давыдова
За последнее десятилетие появилось множество новых программ и учебников, и каждый из них основывается на определенной концепции, новом взгляде авторов на то, чему и как надо обучать младших школьников. Если принять во внимание перемены, произошедшие в нашем государстве за эти десять лет, это становится понятным. У родителей часто возникает вопрос: почему бы не учить детей так, как учили нас с вами? Но давайте задумаемся: нынешнее поколение родителей младших школьников училось в 70-80-е годы. Согласитесь, это была совсем другая страна, другое государство, другие идеалы, другой уклад общества – одним словом, другая эпоха! Можем ли мы учить сейчас так же, как учили 30 лет назад? Не получится ли, что мы вырастим граждан несуществующего государства?
Чтобы более полно ответить на этот вопрос, предлагаю задуматься: в чем, на ваш взгляд, состоит главная цель современного образования?
Если понимать обучение чисто практически, т.е. как нацеленное исключительно на приобретение практических навыков (например, чтения, письма и счета), действительно, эти задачи неплохо решались и 30, и 100 лет назад. И если считать, что мы ведем своих детей в школу только для того, чтобы они научились писать без ошибок и решать примеры, то можно учить ребят методами столетней давности. Но если все-таки говорить об обучении как об источнике развития личности, надо понимать, что навыки, формируемые в начальной школе, - не самоцель. Тем более, что некоторыми из них (например, чтением) многие дети владеют еще до школы. Обучение навыкам – лишь средство развития общих способностей ребенка, благодаря которым он сможет в дальнейшем самостоятельно учиться, т.е. учить себя самого. Умение учиться – это способность к самоизменению, которая проявляется в умении ребенка ставить перед собой определенную задачу (а это предполагает видение ребенком границ своих возможностей), способности к самостоятельному поиску средств для решения этой задачи, последовательному осуществлению намеченных шагов, осознанию их результатов. Если ребенок обладает такими способностями, любые его действия (в том числе и жизненно важные решения) приобретают осознанный характер. В будущем он легко сконцентрируется на том, что ему интересно, сможет выбрать в соответствии с этими интересами профессию, совершенствоваться, а при необходимости и сменить профессию, освоить новую специальность. Это именно то, чего требует современное, быстро меняющееся общество от человека. И, на наш взгляд, подлинный смысл современного образования состоит в развитии именно таких способностей личности. Система Эльконина–Давыдова – один из возможных путей реализации такого образования.
Первый и, на наш взгляд, очень важный плюс этой системы состоит в том, что ее авторы, в первую очередь, психологи, а уж потом методисты. Это значит, что программа выстроена с учетом всех необходимых условий и предпосылок не только для обучения ребенка, но и для полноценного формирования его личности. Исследования показывают, что в начальной школе в классах с лучшими образцами РО формируется система ценностных ориентаций, где главными являются ценности познания и сотрудничества. Они определяют формирование мотивов и потребностей личности и усвоение нравственных норм поведения. Таким образом, главный результат РО – воспитательный.
Во-вторых, для того, чтобы иметь возможность формировать в ребенке все те способности, о которых говорилось выше, авторы нашей программы прежде всего кардинально меняют содержание обучения. Заглянув в наши учебники, вы не увидите в них привычных правил, нуждающихся в заучивании. Содержанием программы является система научных понятий, формирующая у ребенка основы теоретического мышления.
Нам часто говорят, что наша программа очень сложная. Но заметьте: об этом нам говорят либо родители, либо учителя, либо администраторы – т.е. говорят нам об этом только взрослые. Дети, которым адресовано наше содержание, так почему-то не говорят. И этот факт еще раз подтверждает то, что у взрослого и ребенка может быть совершенно разное восприятие одного и того же. Ведь взрослый человек любую информацию как бы «примеряет» к своему прежнему опыту, прежним знаниям, которые зачастую формализованы, стандартизированы, «заштампованы». Если новая информация, новые знания не укладываются в прежние представления человека о чем-либо, происходит ломка стереотипов. Именно это и является наиболее сложным, подчас даже болезненным процессом для человека. Вот и получается: что нам кажется чрезмерно сложным, ребенок может усвоить достаточно быстро, но при одном условии – то, что ребенок должен усвоить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и должно появиться как результат его собственных действий.
Поэтому я бы предостерегла вас, дорогие родители, решать за детей, что они могут, а что нет, что им сложно, а что нет. Наверное, вы знаете, что детские возможности намного больше, чем мы их с вами себе представляем. Пусть пробуют свои силы! И нет никакой трагедии в том, что дети усваивают один и тот же материал с разной скоростью и на разном уровне. А создать оптимальные условия для индивидуального продвижения каждого ребенка в материале – это уже задача авторов учебников и, конечно, учителя, правильно использующего эти учебники.
Именно поэтому, попав на урок к настоящему профессионалу РО, вы не увидите тихо сидящих и молча выполняющих задания ребятишек. Ведь для того, чтобы ребенок присвоил какое-то знание, он должен его открыть сам, а не повторить за учителем. А возможность такого открытия появляется только тогда, когда ребенок вовлечен в совместно-распределенную деятельность, когда над ним не довлеет страх ответственности за самостоятельно, в одиночку принятое решение, когда разделить с ним эту ответственность может сосед по парте, группа товарищей или весь класс. И тогда совсем не страшно выходить к доске, высказывать свое мнение, предлагать свою гипотезу. Поэтому оптимальной формой учебного процесса в РО является коллективный учебный диалог, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения.
Многих родителей, сознательно выбирающих систему Эльконина-Давыдова и понимающих, что в нашей системе совсем другие приоритеты образования и поэтому совсем другое содержание, пугает то, что они, ничего не понимая в наших учебниках, не смогут помочь своим детям в учебе. Это совсем не так. Вы можете помочь своим детям. Но чтобы ответить на вопрос, как это сделать, сначала нужно понять, в чем именно вы им хотите помочь. Многие родители стремятся помочь детям при выполнении домашнего задания. И понятно почему: существует установка, что ученик обязательно должен выполнить домашнее задание, и причем безошибочно. Если он его выполнить не может, родители беспокоятся – наверное, ребенок чего-то не усвоил, плохо слушал в классе и т.д.
Теперь вернемся к вопросу о том, зачем мы обучаем детей – только затем, чтобы они научились писать без ошибок и решать примеры и задачки, или затем, чтобы, осваивая элементарные навыки, дети приобретали общие способы мышления, которые позволяют им осознанно решать задачи, даже выходящие за рамки учебных ситуаций? Если именно последнее является целью обучения, тогда даже отрицательный результат – это результат. При таком подходе невыполненное домашнее задание с обоснованием, почему ребенку не удалось его выполнить (чего он не понял, в чем ему надо разобраться, что спросить у учителя и т.п.), на самом деле оказывается выполненным, потому что достигнута главная цель – самостоятельное действие ребенка. Более того, по нашим представлениям, чем старше ребенок, тем чаще должны быть домашние задания, которые носят не репродуктивный характер (повторить то, что делали в классе), а «постановочный», мотивирующий дальнейшее изучение предмета и освоение определенных умений.
Учитывая все выше сказанное, можно сказать, что лучшая помощь – это ваш искренний интерес к тому, что происходит на каждом уроке, что узнал ваш ребенок именно сегодня, какие у него возникли вопросы, может ли он применить то, что узнал сегодня на уроке при выполнении домашнего задания, а если нет, то почему. То, что вы обучались по совершенно другим программам, в данном случае только плюс – вы можете искренне удивляться тому, как известные вам вещи интерпретирует ваш ребенок. Вы можете попросить его разъяснить вам непонятные моменты, подчеркивая тем самым значимость тех знаний, которые получил ребенок в школе.
Если обобщить все, что вы сейчас услышали, то РО, меняя содержание и метод изложения учебного материала, средствами организации учебной деятельности детей создает иную среду жизнедеятельности ребенка, подлинную ситуацию развития личности. Это проявляется в том, что:
- утверждается система отношений равенства со сверстниками и взрослыми;
- складывается обстановка увлеченного интеллектуального поиска;
- снимается груз внешней социальной стимуляции, что способствует формированию чувства ответственности за свою деятельность.
Детство поднимается на новую качественную ступень. Ребенку интереснее жить, интересно ходить в школу – свой новый дом. Здесь нет страха, нет оснований для школьного невроза – для любого ребенка, способного или неспособного.
Еще один вопрос, который волнует родителей при выборе системы обучения, - будет ли она продолжена в среднем звене? Конечно, наша система должна иметь продолжение и в основной школе. В настоящее время лабораторией Психологического института РАО разрабатываются новые предметные курсы биологии, химии, физики, географии, истории, иностранного языка, а также предметы, продолжающие предметные линии начальной школы: русский язык, литература, математика, изобразительное искусство. Эти курсы апробируются в целом ряде экспериментальных школ в разных регионах России. Первые варианты учебников для 5-6 классов появятся уже, вероятно, в следующем учебном году. Поэтому у детей, которые в этом году пойдут в первый класс, есть все шансы продолжить свое обучение в среднем звене в рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
В нашем городе ведется серьезная работа по внедрению РО по системе Эльконина – Давыдова в образовательную практику. С 1998 года создано и работает ГМО учителей-эльконинцев. Оно занимается вопросами изучения содержания и технологии РО, а также вопросами повышения уровня квалификации учителей, работающих по данной системе. С 2001 года при содействии и поддержке ООА мы проходим целенаправленную курсовую подготовку в СибИРО «Пеленг» г. Томска, где осваивать содержание программы нам помогают авторы учебников. По окончании четырехгодичной переподготовки каждый педагог проходит дипломирование и получает лицензию на право работы в образовательной системе Эльконина – Давыдова.
С 2003 года школе №38, на базе которой делаются попытки внедрения данной системы в массовую общеобразовательную школу, присвоен статус городской экспериментальной площадки. Ежегодно в школе проводятся предметные методические недели, во время которых через открытые уроки, заседания круглых столов, педагогические семинары учителя делятся своими наработками в области изучения технологии РО. Организуя психолого-педагогические семинары, мы тесно сотрудничаем с доцентом кафедры психологии развития ЮУрГУ, кандидатом педагогических наук Молочковой И.В. Ведется активная подготовка педагогов среднего звена к работе с классами РО.
Так что же такое развивающее обучение? Суммируя все сказанное выше, на этот вопрос можно было бы ответить следующим образом: развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. Каждая из названных систем обучения предназначена для достижения вполне определенных, существенно отличающихся друг от друга целей образования. Именно этим следует руководствоваться, решая вопрос, какой из них отдать предпочтение. Если родители видят цель образования в том, чтобы подготовить из ребенка толкового исполнителя, успешно функционирующего в той или иной области жизни, - следует выбирать традиционную систему обучения. Если же намечаемая цель образования состоит в том, чтобы воспитать из ребенка человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные способы их решения, - следует предпочесть систему развивающего обучения. Конечно, она не гарантирует, что эта цель будет достигнута (управлять своей жизнью может и должен только сам человек), но создает реальные предпосылки и условия для ее достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для начальных классов в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Рабочая программа включает Пояснительную записку, тематическое планирование, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс....
рабочая программа по математике 4 класс программа Эльконина - Давыдова
В основу новых федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС положен культурно-исторический системно-деятельный подход (Л.С.Выготский.А.Н.Леонтьев.Д.Б.Эльконин.П.Я.Гальперин.В.В.Да...
Конспект урока по развитию речи, 4 класс, развивающая программа Эльконина-Давыдова
Урок развития речи на теме "Изложение-описание...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе Эльконина-Давыдова на тему "Беглые гласные"
Данный урок, является вторым уроком в изучении темы "Беглые гласные". Урок составлен по учебнику русского языка, автор Л.И.Тимченко. Есть презентация. Кого заинтересует пишите в коментариях....
Учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы" Программа Эльконина, Давыдова
Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы". Надеюсь, что данный материал будет ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем" (программа Эльконина - Давыдова)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверкуЗадачи урокаДидактические...
контрольная работа по русскому языку 1 класс по программе Эльконина-Давыдова
Контрольная работа по русскому языку для 1 класса по теме "Способы обозначения мягкости на письме"...