Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе Эльконина-Давыдова на тему "Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Скитская Елена Васильевна

Данный урок, является вторым уроком в изучении темы "Беглые гласные". Урок составлен по учебнику русского языка, автор Л.И.Тимченко. Есть презентация. Кого заинтересует пишите в коментариях.

Тема урока: Беглый [о]. Проверка орфограмм слабых позиций в словах с беглыми гласными [о], [е] по специальному правилу.

Цель и задачи :

  •  Уточнить правило обозначения беглого гласного на письме в основе слова
  • Закрепить и отработать последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций с помощью специального правила
  • Учить применять правило обозначения беглых гласных на письме.
  • Дифференцировать различные способы проверки безударных гласных в основе слова: ударением и по правилу беглых гласных.
  • Продолжать учиться работать в парах

Литература:

  1. С.В.Ломакович, Л.И. Тимченко Русский язык. Рабочая программа. Изд. Дрофа, 2012г.
  2. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Русский язык. Учебник. В 2 частях. Часть 1. Изд .Вита Пресс
  3. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Русский язык. Методическое пособие. Изд .Вита Пресс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beglye_glasnye.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Беглый [о]. Проверка орфограмм слабых позиций в словах с беглыми гласными [о], [е] по специальному правилу.

Цель и задачи :

  •  Уточнить правило обозначения беглого гласного на письме в основе слова
  • Закрепить и отработать последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций с помощью специального правила
  • Учить применять правило обозначения беглых гласных на письме.
  • Дифференцировать различные способы проверки безударных гласных в основе слова: ударением и по правилу беглых гласных.
  • Продолжать учиться работать в парах

Планируемые результаты:

Личностные:

  • способность оценивать такие личностные качества одноклассников, как аккуратность, организованность, товарищество, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность;
  • способность понимать другого человека, становиться в его позицию и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человека;

 Метапредметные :

  • умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта, планировать последовательность собственных действий с изучаемым объектом;
  • работать с информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей, алгоритма;

    Предметные:

  • владение способом определения значимых частей слова окончания, основы, корня;
  • постановка орфографических задач по ходу письма;
  • владение способом проверки орфограмм слабых позиций с помощью специального правила,
  • Наблюдают за чередованием гласного звука с нулем звука в основе слова.
  • Находят в чужой и собственной работе орфографические ошибки, выясняют их причины.

Универсальные учебные действия:

 Личностные: 

  • осознавать единство и целостность русского языка;

Регулятивные:

  • планировать свою деятельность;

Познавательные:  

  • обобщать, классифицировать, сравнивать;  моделировать  способ проверки орфограмм слабых с помощью беглых гласных
  • выделять причины и следствия для получения необходимого результата;

Коммуникативные: 

  •     умение точно выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

Преобладающие методы:

  • проблемно-поисковый метод обучения;
  • исследовательский ;
  • учебные дискуссии;

Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:

  • учебный диалог;
  •  работа в парах;

Техническое оборудование:

  • ИКТ;
  •  презентация к уроку (мультимедийное сопровождение);
  • листы с заданиями;
  • модели;
  • раздаточный материал(карточки с деформированным текстом);

Литература:

  1. С.В.Ломакович, Л.И. Тимченко Русский язык. Рабочая программа. Изд. Дрофа, 2012г.
  2. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Русский язык. Учебник. В 2 частях. Часть 1. Изд .Вита Пресс
  3. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Русский язык. Методическое пособие. Изд .Вита Пресс

Интернет рессурсы:

  1. http://www.liveinternet.ru/
  2. http://sur.ly/o/liubavyshka.ru/
  3. http://nsportal.ru/
  4. http://www.uchportal.ru/
  5. http://ne-proza.ru/

І. Организационное начало урока./ Слайд 1

  – Прозвенел звонок,  начался урок.  Ребята у нас сегодня не совсем обычный урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Обернитесь и поприветствуйте их.

ІІ. Создание ситуации успеха.

  –  Какое домашнее задание выполняли?

  –  Что помогало выполнять  его? Какая схема? Дежурные выберите  схему из наших «помогалочек» и вывесите на доску, а вы, ребята, откройте свои книги на нужной странице и покажите эту схему.

 – Кто прочитает эту схему?/ Слайд 2

 – Что такое беглый  гласный?

 – Какие виды чередования вы знаете?

 – К какому виду  чередования относится  чередование безударного гласного  с нулем звука?

– Расскажите, как вы выполняли задание дома.

– В каком порядке действовали?

– Помогите Незнайке выполнить задание./ Слайд 3

– А теперь самостоятельно выполните работу.

– Сверьтесь с работой на доске./ Слайд 4

На доске запись

кам_нь –

трут_нь –

сказ_к  –              Слайд 5

ІІІ. Ситуация разрыва. Расширение и уточнение представлений учащихся о беглых гласных.

 – Незнайка и  Знайка тоже выполняли это упражнение,  да вот только заспорили, когда начали работать со словом «сказ_к».

 – Что им нужно сделать? Как действовать дальше?

  – С чем встретились? Как называются гласные, которые чередуются с нулем звука?

– «Значит вставляем букву е!» - говорит Незнайка.

– Подходит нам наше специальное правило?        

IV. Моделирование. Анализ и преобразование модели.

– Что произошло в слове «сказ_к»?

– Какие буквы спорили?

– При выполнении домашнего задания встретились затруднения? (Какое слово было лишнее в домашнем упражнении?) Слайд 6

– Кто смог вставить букву в слово «лок_ть» дома?

- Кто помог вставить пропущенную букву?

 -  Какую букву вставили?

 - Какую же букву вставим в слово «сказ_к»? Слайд7

– На основе слов составим схему. Что мы сделаем так же, как в предыдущей модели? Слайд8

– Эти модели о разном или об одном и том же?

– Что объединяет эти две модели?

– Можно ли объединить эти схемы в одну модель?

– Какой вывод сделаем? Слайд9

       Минутка каллиграфии. Слайд10

– Сегодня мы с вами пропишем  буквы  О и Е в соединении.

– Как вы думаете, почему именно эти буквы мы сегодня будем прописывать?

– Прежде чем прописывать эти буквы, сделаем разминку для пальчиков. Слайд11

«Мы капустку чистим, чистим»

– Кто догадался, как будем работать? Слайд12

– Работайте.

– Кто прописал, ставим ручку на локоток.

– Сколько беглых гласных в русском языке?

– Какие гласные чередуются?

V. Проверка модели. Решение частных задач с использованием модели.

1) Вставьте пропущенные буквы.

 Фронтальная работа. Слайд13

А есть ли еще в русском языке такие слова?

Зачем мы изучаем беглые гласные?

Нам нужно еще потренироваться?

 – В какой последовательности будем выполнять действие?

На доске запись

Уг_ль –

уг_л –

нит_к

Физминутка. Слайд14

Тряпичная кукла, оловянный солдатик, ты – ученик.

2)  Работа с пословицей. Слайд15

Прочитайте пословицу.  Как вы ее понимаете?

И кам_нь лежа мхом обрастает.

Какую букву вставим на месте пропуска? Объясните свой выбор.

Есть ли еще слова с беглой гласной?

Спишите пословицу в тетрадь. Начните работать с красной строки.

3) Коррекционная работа. Слайд16(гиперссылка)

 Парная работа.

Посчитайте, сколько ошибок допущено в работе Незнайки. Работайте  в паре.  

В лису дети набрали шишик. А в соду – вишин и черешин.

VI. Рефлексия.

– Встретились ли в задании слова с беглыми гласными?

– Какую задачу мы решали на уроке?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: на карточке. Проверь ошибки запиши правильно.

– Что будете делать дома?

– Как вы думаете, нужно ли нам ещё потренироваться  в правильном написании орфограмм слабых позиций? Слайд 17

На следующем уроке нам поможет стихотворение, которое нам подготовил Знайка. Прочитаем его хором.

Дети оборачиваются к гостям и приветствуют их

  – Дома выполняли упражнение 117. В слова  нужно было вставить пропущенные буквы.

Дежурные вывешивают на доску схему:

  – Если при изменении слова звук в слабой позиции выпадает (чередуется с нулем звука), то он обозначается буквой Е.

   –  Беглый гласный – это гласный, который чередуется с нулем звука

    – Мы знаем о двух видах чередования: позиционное и непозиционное (историческое).

    –  К этому случаю относится непозиционное (историческое) чередование.

  –  Да, со словом «лок_ть».

  1. Изменить слово.
  2. Выделить основу и окончание.
  3. Определить беглую гласную.
  4. Вставить пропущенную букву.

Тру́тень — самец общественных пчёл, главным образом обыкновенной медоносной пчелы. 

  1. Изменить слово.
  2. Выделить основу и окончание.
  3. Определить беглую гласную.
  4. Вставить пропущенную букву.

 

– С беглой гласной.

  – Нет, за место в этом слове спорят буквы О и А .

Если при изменении слова звук в слабой позиции выпадает (чередуется с нулем звука), то он обозначается буквами Е или О.

Это беглые гласные.

Ниже запишем, как в показе, а затем продолжим по убывающей.

  1. Изменить слово.
  2. Выделить основу и окончание.
  3. Определить беглую гласную.
  4. Вставить пропущенную букву.

Пословица учит, тому, что нужно трудиться.

Камень - камни

Мхом - мох

В работе 5 ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...