Методическая разработка «Экспериментальная работа по нравственному воспитанию». «Культура общения»
методическая разработка по теме
Культура общения– это обязательный элемент общей культуры человека.
Культурный, образованный человек – это человек не только много знающий иумеющий, но, прежде всего, творческий.
Культура – это система достижений человека во всех отраслях жизни, которая появилась и развивается благодаря целенаправленной деятельности человека и общества в целом в материальной и духовной сферах.
Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально, то есть так же, как и речь, и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Экспериментальная работа по нравственному воспитанию».
«Культура общения»
Актуальность работы.
Культура общения – это обязательный элемент общей культуры человека.
Само слово «культура» зародилось в Древнем Риме. «Как известно, слово «культура» имеет в качестве исходного латинского «cultura», что означало обрабатывать ( землю), совершенствовать и почитать.
В современных исследования по культуре «постепенно формируется обоснованное представление о культуре, как об определенной форме человеческих отношений, определённой ценности» (А.А.Брудный).
В последнее время стали говорить об элементарном уровне культуры личности – базовой культуре личности, т.е. необходимом минимуме общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности (О.С.Газманов).
Определены и основные компоненты базовой культуры личности: комплекс знаний, умений, качеств, привычек, ценностных ориентаций.
Человек культурный – это всегда человек образованный. Но, по сути, культура предполагает не обучение, а образование личности. И оба эти слова не случайно разделяются по смыслу. В этом отношении человек, обученный от человека образованного, отличается тем, что он не знания получил, а умение добывать, применять и передавать эти знания. Он не чьи- то мысли выучил, а научился сам мыслить. Он не только может повторить, кто и что сказал и то, как нужно говорить в той или иной ситуации, но и сам в состоянии создать свою речь. Все это можно сформулировать так: культурный, образованный человек – это человек не только много знающий и умеющий, но, прежде всего, творческий. Поэтому культура личности обязательно предполагает овладение не только необходимыми знаниями, умениями, навыками, но – личностно освоенными в деятельности культурными ценностями. Следовательно, в основе образования лежит процесс познания – нахождения взаимосвязей между различными явлениями и их структурирование.
Культура в наиболее общем виде предполагает наличие индивидуальности у человека и стремления проявить эту индивидуальность. И в то же время признание этой индивидуальностью права других людей на их индивидуальность и уважение этой индивидуальности. Не обособление личности, а осознание, что эта индивидуальность – это отдельность внутри целого общества. Это предполагает умение взглянуть на ситуацию с позиции другого, понять ход его мыслей, его чувства и т.д. . Всё это проявляется в диалогической деятельности, а именно – в процессе общения.
Общая культура и общество, и коллектива, и человека не мыслимо без культуры общения.
Таким образом, культура – это система достижений человека во всех отраслях жизни, которая появилась и развивается благодаря целенаправленной деятельности человека и общества в целом в материальной и духовной сферах.
Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается многими науками. Социологи, психологи, философы, лингвисты понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М.С.Каган) или «особую форму взаимодействия людей» и так далее.
Без общения, как без воздуха, человек не может существовать.
Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.
Общение даёт человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.
Общение для человека – его среда обитания. Без общения не возможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.
Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается.
люди Очень точно выразил сущность общения академик Д.С. Лихачев: «Общаясь, создают друг друга». В этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивает обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь. Следовательно, общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально, то есть так же, как и речь, и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Общение удовлетворяет (должно удовлетворять) различные потребности личности. Эти потребности свойственны всем людям, поскольку человек – создание, прежде всего социальное. Все эти потребности носят культурный в своей основе характер: они связаны с ценностями и ценностными отношениями к себе и другим, с диалогичностью, с процессами познания и самопознания, с творческой деятельностью и так далее. Но в независимости от уровня культуры конкретного человека, те или иные социальные потребности получают первостепенное значение.
«Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и человек в человеке, как для других, так и для себя самого» (М.М. Бахтин).
Следовательно, признание необходимости «другого» для существования личности придает общению ценностный характер, делает общение частью культуры в целом.
На всех уровнях общения умение общаться обусловливается тремя основными составляющими:
- умениями, связанными с восприятием и пониманием другого человека и в то же время – умением подавать себя, самовыражаться;
- умением сближать точки зрения – свою и собеседника;
- умением управлять общением (по С.Б. Елканову).
На основании изложенного дадим определение оптимальному общению.
Оптимальное общение – это такое взаимодействия, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а так же для максимального раскрытия личности каждого.
Как добиться оптимального общения?
1. Повышать свою собственную культуру, стремиться к тому, чтобы быть высококультурным человеком. А это значит – сочетать в себе внешнюю внутреннюю культуру.
Культурный человек – это личность, сознательно идущая на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.
2. Учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас, заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.
Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые и помогают сделать общение оптимальным.
Нормы – это инструменты для достижения оптимальности общения. Одним из компонентов культуры общения является культура речи. При этом:
-- культура общения требует не только соблюдение норм и правил культуры речи (вербальной и невербальной), но и знания самих ситуаций общения в широком смысле и речевого этикета (обычаев, ритуалов и пр.);
-- культура речи учитывает и проявляет культуру личности и культуру взаимоотношений между людьми;
-- культура речи может предполагать такой прагматический эффект, который воплотится в неречевой форме культуры общения;
-- культура общения предполагает, что общающиеся могут использовать не только литературный язык, рамками которого ограничивается культура речи, но и другие разновидности языка, находящиеся за пределами литературного.
Таким образом, сама сущность культуры требует от человека владения речью, а от культурного человека – свободное владение речью, то есть знание языковых и неязыковых средств, обеспечивающих оптимальное общение, умение их варьировать и выбирать из них наиболее эффективные в соответствии со всеми слагаемыми ситуции общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа по нравственному воспитанию
Общение детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время имееет огромное значение для развития ребенка, становления его как личности, формирования самооченки....
Анализ экспериментальной работы по нравственному воспитанию личности Тема: «Культура общения»
Основополагающая цель третьего года обучения детей по теме: «Культура общения» - это развитие внутренней духовной культуры учащихся, духовное становление личности («Душа обязана трудиться»). В процесс...
Программа экспериментальной работы по естественнонаучному воспитанию младших школьников.
Презентация экспериментальной программы по естественнонаучному воспитанию младших школьников....
Воспитание культуры общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д....
Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся Занятие кружка «Светлый образ» Тема занятия "Семь+я"
Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся. Занятие кружка «Светлый образ». Тема занятия "Семь+я"....
Методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию «Секреты семейного счастья».
конспект...
Методическая разработка урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Урок позволяет обучающимся познакомиться с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивает интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащает, ак...