Воспитание культуры общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте.
материал на тему
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_obshchenie.docx | 14.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры общения детей со сверстниками
в дошкольном возрасте
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами марали.
Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности. Один из компонентов общения выступает культура общения.
. Формирование у детей знаний норм и правил общения;
. умение общаться с окружающими;
. желание ребёнка вступать в контакт;
. предупреждает негуманное проявление эмоций.
Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения ребёнка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать особенности себя и других людей и участвовать их в ходе общения. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь такая предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, доброжелательность. В интересной насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность.
Педагог использует различные приёмы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Каждый день дети здороваются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребёнку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определённые нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здоровиться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад. Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация»! норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться. Не редко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются к воспитателя, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т.д.; только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу. Умение без крика ссоры договариваться, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумные вторжением.
Игра – самоценная деятельность для детей дошкольного возраста, обеспечивающая ему ощущение свободы подвластности вещей, действий, отношений, стать причастным к детскому обществу.
Сюжетно- ролевая игра как одна из видов игр детей дошкольного возраста является одним из средств воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно – ролевой игры развиваются речевые способности: духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В совместной игре дети учатся культуре общения, взаимопониманию, взаимопомощи, участия подчинять свои действия, действию других игроков. В сюжетно-ролевой игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Сюжетно- ролевая игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры поведения детей 9-10 летнего возраста в социально-культурном событии.
Актуальность исследования связана с увеличением пространства свободы современного человека.Разрушаются традиции,стереотипы,меняются нормы поведения.Культура поведения современного человека становится ...
Методики для детей младшего школьного и дошкольного возраста
Представлен диагностический материал для детей младшего школьного и дошкольного возраста...
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...
Воспитание межнационального общения детей дошкольного возраста
В современном обществе тема межнационального общения всегда была и будет актуальной, как никогда. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Развитие науки и глобализация постепе...
Методическое пособие для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты - витаминные продукты"
Методическое пособие для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты - витаминные продукты"...
«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»
Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня, все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...
Беседа на тему "Предметы, требующие осторожного обращения" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Формирование представлений об опасных для человека предметах и способах обращения с ними....