Компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся как залог всестороннего развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью
статья
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся как залог всестороннего развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Компетентностный подход – это проблема, которая приобретает в последнее время значимый характер для современной, в том числе и для коррекционной школы.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.
Концепция деятельности школы-интерната должна основываться на социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, формировании у них социально-значимых умений и навыков, воспитании духовно-нравственных качеств. Школа создаёт условия для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью и нарушением эмоционально-волевой сферы, всестороннего их развития на основе создания оптимальных условий для развития механизмов продуктивного общения у учащихся и освоения ими моделей коммуникативного поведения, позволяющих решить проблему социальной адаптации и дальнейшей интеграции обучающихся в современное общество.
В связи с существенными изменениями в общественной, политической ситуации в нашей стране все настойчивее проявляются тенденции коренного переустройства специального образования. Дети с нарушениями интеллекта должны быть наравне со своими ровесниками. Как следствие, признается необходимость перестройки образовательного процесса. Во главу угла ставится освоение коммуникативных моделей поведения, позволяющих учащимся сформировать социально-нормативное поведение.
В настоящее время в нашем обществе сложилась неблагоприятная ситуация с социальной адаптацией выпускников специальных коррекционных школ вообще и детей с нарушениями интеллекта, в частности. Поэтому для решения проблемы социальной реабилитации и трудовой адаптации требуется переориентация учебно-воспитательного процесса школы с опорой на ряд приоритетов: ранняя диагностика, коррекционно-воспитательная работа для уточнения характера нарушения, подготовка ребенка к последующему школьному обучению, создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и психологического развития ребенка с учетом его особых образовательных и социальных потребностей; адаптация ребенка в социальной среде; практическая подготовка учащихся на основе формирования социально-значимых, трудовых навыков; социализация детей с ограниченными возможностями здоровья – это организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную, социальную адаптацию личности, проявление её социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку с ОВЗ выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, а так же способствующие ребёнку с ОВЗ установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие, сформировать жизненную компетентность.
Педагогический процесс для детей с ОВЗ направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие интеллектуальной, сенсорной культуры, формирование коммуникативно-речевой компетенции. Создание и выполнение данных условий необходимы для полноценной интеграции детей с ОВЗ в общество. Для овладения детьми с ОВЗ образовательными и трудовыми знаниями, умениями и навыками необходимо широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, для активизации познавательных и психических процессов, расширения представлений об окружающем, обогащения активного и пассивного словарного запаса, формирования произносительной стороны речи.
Компьютерное обучение значительно расширяет возможности детей с нарушением интеллекта, усиливает мотивацию учения, качественно изменяет контроль за их познавательной и трудовой деятельностью, даст возможность успешно решать задачи на моделирование различных жизненных ситуаций, на планирование и т.д. Однако наличие специального компьютерного оборудования и программного обеспечения для детей с интеллектуальной недостаточностью на сегодняшний день в школе недостаточно. В связи с этим необходимо совершенствование материально-технической и учебно-методической базы коррекционно-образовательного процесса.
Переоснащение школы-интерната даст возможность проводить уроки и занятия с использованием современных компьютерных средств, в том числе интегрированные уроки и занятия, внедрять новые дополнительные модули (графические редакторы, компьютерную верстку, фото и видео монтаж, звукомонтаж). Использование прикладных программ, пользовательских пакетов дадут возможность учителям качественно перестроить образовательный процесс, реализовать потенциальные возможности детей с ОВЗ в социальном, экономическом, интеллектуально-личностном становлении. Использование ИКТ способствует творческому развитию воспитанников и педагогов.
Предполагается, что опыт межличностного общения детей с ОВЗ обогатится и в результате включения в учебно-коррекционную работу возможностей сети Internet через поиск и определение своего информационного - виртуального пространства, своего индивидуального круга общения.
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшим требованием. Это в первую очередь связано с системными изменениями, произошедшими в жизни. Чтобы быть состоявшимся, грамотным, нужным человеком, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность образовательного процесса, а стало быть, успешность выпускников зависит не от обладания информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, брать на себя ответственность и принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в группах на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для конкретной проблемы.
Поэтому компетентностный подход в обучении сосредотачивается не на том, чтобы увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те умения, которые помогают людям ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть ключевыми компетенциями.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять определенные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных, организационных, коммуникативных, оценочных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.
Сегодня, входя в компетентное образование, начальная школа продолжает инновационную деятельность. Трудно выделить виды работ, формирующие какую-либо определённую компетентность, так как обучение-процесс многогранный и целостный. Сочетая фундаментальность образования и прикладной характер предметных знаний в учебной и воспитательной работе, необходимо уделять большое внимание развитию учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, социально-трудовой и информационной компетентности.
Интегрированные уроки помогают лучшему усвоению материала, способствуют большей заинтересованности обучающихся в творческой деятельности, повышают их познавательную активность. В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение: большое количество иллюстраций, художественные и «наложенные на изображение» музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения учебного материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно.
Вряд ли кто-то будет опровергать мысль, что помогать ребёнку в его формировании как компетентной личности может только компетентный педагог. Для этого созданы все условия. А именно: сложилась система деятельности и мероприятий, способствующих повышению профессионального уровня и педагогического мастерства учителя (научно – методические советы, педагогические советы, обучающие семинары, методическая учёба). И так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог должен уметь эту деятельность правильно организовать.
Используя новые подходы, учителя помогают обучающимся самостоятельно находить решения возникающих коллизий, руководят процессом самопознания, направляют обучающихся; ребёнок является равноправным участником образовательного процесса. Такая организация деятельности помогает обучающимся чувствовать себя, свою неповторимую индивидуальность и значимость среди сверстников. Наша задача – не только развивать обучающихся, а помогать им развиваться самим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...
Мастер – класс Тема: « Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»
Выступление на РМО. Полезные правила-советы которые способны облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности....
«Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»
laquo;Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»...
Рабочая программа предпрофессионального развития для детей с интеллектуальной недостаточностью 2022-2023 уч. г.
Многоуровневая программа для развития творческих способностей детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа предпрофессионального развития для детей с интеллектуальной недостаточностью 2023-2024 уч. г.
Многоуровневая программа для развития творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью...