Роль внеклассной работы по предмету в формировании всесторонне развитой личности школьника
учебно-методический материал по математике на тему
выступление на заседании МО учителей математического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vneklassnoy_raboty_po_matematike.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность школьника. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично -добыто на всю жизнь.
Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах- математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе.
На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математики, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.
Общая характеристика внеклассной работы по математике
Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.
Помогает выявить учащихся, имеющих интерес и склонности к занятиям математикой, что весьма важно для решения вопроса о подготовке большого числа новых математических и научно-методических кадров. Современная школа должна управлять воспитательным процессом. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам.
Основные цели проведения внеклассной работе по математике следующие:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе по математике.
2. Определить степень совпадения интересов педагога и учеников.
3. Определить место внеклассной работы по математике средних и старших классов в школьной жизни.
4. Определить направленность этой внеклассной работы.
Классификация внеклассной работы
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.
1. Работа с учащимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости, эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.
Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так, например:
1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.
2. Привитие им навыков исследовательской работы.
3. Воспитание культуры математического мышления.
4. Развитие представлений о практическом применении математики и т. п.
Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы учащихся.
Существуют следующие формы внеклассной работы:
1. Математический кружок.
2. Факультатив.
3. Олимпиады конкурсы, викторины.
4. Математические олимпиады.
5. Математические дискуссии.
6. Неделя математики.
7. Школьная и классная математическая печать.
8. Изготовление математических моделей.
9. Математические экскурсии.
Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.
Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.
Следует различать два вида внеклассной работы по математике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).
Роль внеклассной работы
по предмету в формировании всесторонне развитой
личности школьника
Подготовила
учитель математики
Збаранская А.Н.
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Физическое здоровье учащихся как необходимый фактор для формирования всесторонне развитой личности."
В современном учебно-воспитательном процессе огромное внимание уделяется физическому здоровью учащихся....
Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".
Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...
«РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
О роли духовно-нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника....
Выступление на МО воспитателей. Тема "Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности"
Актуальная проблема в настоящее время - это воспитатние подрастающего поколения....
"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...
"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...
Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...