Ителлектуально-речевая среда на уроках русского языка как условие всестороннего развития личности ребёнка
статья по русскому языку по теме
" Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им с изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка" К.Д.Ушинский
Данный опыт формировался на основе применения системы Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" в творческой переработке и дополнении данной работы. Основная задача опыта заключается в том, чтобы создать на уроках русского языка условия для всесоронннего развития личности ребёнка, активизации его умственной деяельности и возможности полноценного развития его речевых способностей. А что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития лчности ребёнка...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально – речевая среда на уроках русского языка, как условие всестороннего развития
личности ребёнка
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова
и не получило навыка распоряжаться им в изустной
и письменной речи, всегда будет страдать от этого
коренного недостатка».
К.Д.Ушинский
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Именно интеллектом в первую очередь задаётся масштаб, глубина и многогранность личности. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом становления и развития интеллекта является дошкольный и младший школьный возраст. По данным психологов, к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти.
Широкое признание в научных исследованиях последних лет получил вывод о том, что каждой возрастной ступени ребёнка присуща своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Так, детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. В эти годы они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, успешно пополняют свой лексический багаж. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако, предрасположенность к языку – явление временного порядка. Данная возможность быстрого овладения языком с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким – либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Аналогичным образом обстоит дело с развитием восприятия, внимания, овладения разными формами мышления.
Последние три года я работаю над темой по самообразованию «Интеллектуально – речевая среда на уроках русского языка, как условие всестороннего развития личности ребёнка». Данный опыт формировался на основе применения системы Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» в творческой переработке и дополнении данной работы. Основная задача опыта заключается в том, чтобы способствовать расширению кругозора учащихся, углублению их знаний и представлений об окружающем мире, благоприятствовать развитию ребёнка как личности, активизировать умственную деятельность детей и дать возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребёнка. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – всё это задачи, прежде всего уроков русского языка и литературного чтения. Результат достигается за счёт:
- введения дополнительной лексики во время словарно – орфографической работы;
- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;
- расширения объёма работы с понятиями и терминами;
- включение в содержание уроков различных текстов воспитательного и познавательного характера.
В первом классе закладываются основы речевого навыка: именно здесь маленькие ученики впервые сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью совершенствовать свою речь. На первом году обучения использую относительно простые речемыслительные упражнения, направленные преимущественно на развитие речи, внимания, умения сравнивать сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях; упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, интуиции и сообразительности. Каждый урок начинаю с чистоговорок, фонетической зарядки, которые помогают прочному усвоению знаний о звуках и буквах.
Дети с удовольствием и интересом декламируют, заучивают стихотворения:
- Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки под окном у бабушки.
- Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
- Ля – ля – ля, ля – ля – ля, расцвела кругом земля,
Ла – ла – ла, ла – ла – ла, в лесу ягодку нашла.
На уроках обучения грамоте знакомство со звуками, буквами, словами
осуществляется в процессе активной речемыслительной деятельности.
Прочитайте слова. Назовите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.
Орёл Малина Самолёт
Комар Дуб Поезд
Муха Сирень Автобус
- Даны слова: мрамор, ремни, армия, норма, умение, Ира, море, нора, рана.
Задание: прочитайте слово, которое обозначает имя девочки; водное пространство; камень, который используют в строительстве; вооружённые силы государства; длинная полоска кожи, которую носят на поясе; повреждения на теле; количество работы, которое надо выполнить; способность делать что-нибудь.
Какое слово не прочитано? Что оно обозначает?
- Как меняется смысл слова при изменении формы слова (он или она)
Шура говорила с мамой. Шура говорил с мамой. Шура говорит с мамой.
Александр говорит с мамой. Саша говорит с мамой.
- Дополни предложение.
Работа сделана (как?) – хорошо, аккуратно, наспех, кое – как, небрежно, плохо и т.д.
(какая?) Игрушка сломана – маленькая, любимая, чужая, дорогая, старая и т.д.
- Ответь, одним словом на вопрос: «Ты кто?»
Ребёнок, дочь, сын, внук, мальчик, девочка, шалун и т.д.
- Назови по-разному одну и ту же игрушку.
Заяц, зайчонок, заинька, зайчишка, косой, малыш, длинноухий и т.д.
С целью обогащения словарного запаса, после изучения определённой буквы,
включаю в урок работу с речевыми оборотами.
Например, буква Б
Бить баклуши. (Праздно проводить время, бездельничать);
буква В
А Васька слушает, да ест. (Так говорят, когда один говорит, а другой не обращает
внимание);
буква Ж
Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-то, не предпринимая ничего).
Работу с подобными речевыми оборотами (пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами) продолжаю на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе, так как она позволяет осваивать учебный материал, совершенствовать орфографический навык в процессе активной умственной деятельности, заставляет задуматься детей над тем, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень мыслительной способности. Таким образом, с первых дней обучения в школе, приучаю детей пробовать, подбирать, сравнивать слова, не бояться ошибок, потому что одним из важных показателей интеллектуального развития школьника является аналитико-синтетический характер мышления. При этом очень важно научить ребёнка сравнивать, группировать, классифицировать и обобщать.
- Так, например, во время словарно – орфографической работы при знакомстве со словарным словом сапоги учитель предлагает детям задание. В левой стороне написаны фразеологические обороты со словом сапоги. В правой – значения данных оборотов, но не по порядку. Соотнеси обороты со словом сапоги по их значениям.
1. Сапоги каши просят. 1. Похожие люди, особенно по недостаткам.
2. Быть под сапогом. 2. Чепуха, бессмыслица.
3. Лизать сапоги. 3. Быть в полном подчинении у кого-либо.
4. Два сапога пара. 4. Заискивать, угодничать, унижаться.
5. Сапоги всмятку. 5. Продырявились, износились, требуют ремонта.
6. Стлаться под сапог.
- Почему оборотов со словом сапог - шесть, а их значений - пять?
- Ещё пример задания, осуществляемого в рамках темы: «Парные звонкие и глухие согласные». На доске записаны пословицы.
Старый дру(г,к) лучше новых двух.
Тру(т,д) кормит, а лен… портит.
Не бр(а,о)сай друга в б…де.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Прочитайте. Из данных пословиц выберите те, которые имеют общий смысл. Напишите их, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов.
Одним из основных вопросов методики обучения русскому языку является словарная работа. Через словарно – орфографическую работу происходит знакомство детей с языком. Задания, предлагаемые на этом этапе урока, прививают интерес к русскому языку, раскрывают его секреты, вводят в мир науки о языке, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка. Методов словарно – орфографической работы, в процессе, которой дети усваивают слова с непроверяемым и трудно проверяемым написанием, очень много, и их использование способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов. Это благодатная почва для поиска и творческой фантазии учителя. Я расскажу о тех, которые больше всего заинтересовали моих учеников.
Важной инновацией в содержании словарно – орфографической работы является то, что в ней лексическое значение слова осваивается как понятие. Для этого процесс ознакомление с лексическим значением слова проходит в два этапа. На первом этапе (уровень представлений) учащиеся формулируют значение слова, исходя из имеющихся у них на данный момент знаний. На втором этапе (понятийный уровень) школьники получают более глубокие, систематизированные знания, оформленные в виде определения понятия. На уроке эта работа проходит как беседа – рассуждение учителя и учащихся и детей друг с другом, в процессе которой осуществляется поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце такого общения кто - либо из детей, а затем сам учитель формулирует полное лексическое значение слова.
- Так, например, при знакомстве со словом барабан беседа может иметь такой вид:
1-й этап (уровень представлений)
Учитель: Скажите, что такое барабан? Учащиеся поочерёдно высказываются, сообщая своё представление о данном музыкальном инструменте.
2-й этап (понятийный уровень)
Учитель: Подберите более общее по значению слово или словосочетание к слову барабан?
Ученик: Музыкальный инструмент.
Учитель: Верно, но гитара, балалайка – это тоже музыкальные инструменты. Чем они отличаются? Чем обтянут верх и низ барабана?
Ученик: Барабан – ударный музыкальный инструмент, а гитара, балалайка – струнные.
Учитель: Скажите, что же такое барабан?
Ученик: Ударный музыкальный инструмент верх и низ, которого обтянут кожей.
Учитель: Найдите слово в орфографическом словаре. Что можно сказать о его
правописании?
Таким образом, такая последовательность вопросов учителя подводит школьников
к самостоятельному формулированию ими определения понятия.
Для введения нового слова в активный словарь детей я предлагаю детям во время
словарно – орфографической работы упражнения, которые совершенствуют
определённую сторону мышления.
На доске учитель пишет пары слов и предлагает детям задание.
Учитель: Вы сможете назвать новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.
М…г…зин - прод…вец
Б…льница - врач
Т…атр - …ктёр
Космический к…рабль - ?
Учитель: Скажите, какая имеется смысловая связь между ними и с каким словом мы познакомимся на уроке?
Ученик: В каждой паре слов первое слово обозначает работу, второе – связанную
с ним основную профессию. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре –
актёр, в космическом корабле – космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся
со словом космонавт.
В целях формирования орфографической зоркости учащихся даю задание:
Учитель: Вставьте в данных словах пропущенные буквы и сгруппируйте их
по орфограммам.
Применение таких упражнений позволяет учителю на уроках русского языка систематически ставить и решать вместе с детьми определённого рода лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуется рассуждение, доказательство и конкретное решение.
В словарной работе на уроках русского языка нам помогали словарики. Слова мы записывали группами, они объединены одной орфограммой или определённым смыслом. Работа с группой слов проходила творчески. После объяснения лексического значения слов, их написания, учащимся предлагалось составить рассказ, в котором все данные слова были бы объединены общей темой. Вот что у нас получалось.
- 3 класс
Квартира, комната, картина, завтрак.
Мы живём в большой квартире. В квартире три комнаты, и в каждой комнате висит
картина. В доме есть просторная кухня, где каждое утро мы собираемся за
круглым столом и завтракаем.
Здание, здесь, здоровье, здравствуй.
Здание санатория « Жемчужина» расположено на берегу Чёрного моря. Сюда
приезжают люди из разных уголков России, чтобы восстановить своё здоровье. «Да
здравствует здоровый образ жизни!» - гласит лозунг при входе в санаторий.
Электростанция, электричество, электровоз.
В городе сроится новая электростанция. Она обеспечит электричеством все районы
города. Электровоз перевозит все необходимые материалы для строительства
новой станции. Скоро мы всем классом пойдём туда на экскурсию.
- 4 класс
Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, Москва, столица, метро.
В самом центре России находится главный город страны, его столица – Москва. В
города, на Красной площади расположен красивый Кремль. Именно здесь
работает правительство нашего государства. А добраться сюда можно на метро.
Сегодня, налево, направо, сверху, снизу, слева, справа.
Сегодня ясный солнечный день. Я пошла в школу. Перед тем как перейти дорогу,
я посмотрела сначала налево, потом направо. Настроение было прекрасное. Откуда
сверху из окна звучала весёлая мелодия знакомой мне песни.
Праздник, лестница, здравствуй.
Сегодня праздник – 8 марта. Лера поднялась по лестнице и у дверей своей
квартиры столкнулась с соседкой. «Здравствуйте, Любовь Андреевна, с праздником
Вас», - сказала девочка и протянула скромный цветочек тюльпана.
При отработке написания словарных слов и выполнении лексико-орфографических упражнений подбираю задания таким образом, чтобы в ходе выполнения этой работы у детей не только в максимальной степени активизировалась речевая деятельность, но при этом формировалась речь доказательная, аргументированная и логичная, а вместе с ней развивались и другие интеллектуальные качества личности (внимание, наблюдательность, умение осуществлять операции сравнения и сопоставления и т.д.)
- Например, город и деревня. В чём сходство слов? В чём смысловое различие?
Составьте предложение, в котором эти слова объединялись бы между собой, добавьте два других словарных слова.
Такие виды заданий помогают учителю творчески оживить словарную работу на Приведу пример упражнения, выполняемого во время изучения темы «Правописание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной».
На доске запись:
- М..л..ко, к…р…ва, тр…ва;
- Простуда, хол…д, б…лезнь;
- Д…ма, стр…итель, к…рп…чи.
Учитель: Прочитайте написанные цепочки слов. Напишите их в смысловой закономерности. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
Ученик: Я написал слова первой строки в таком порядке: трава, корова, молоко, потому что сначала корова должна съесть траву и только после этого она может дать молоко. В словах молоко и корова пишется непроверяемая безударная гласная - о. В слове трава - проверяемая безударная гласная – а. Проверочное слово травы.
Эффективное стимулирование интеллектуального развития на уроках русского языка в значительной степени обеспечивается за счёт использования частично – поисковых и проблемных методов обучения. Ясно, что работа над решением проблемной ситуации в процессе изучения нового материала, требует от учителя дополнительного времени и усилий при подготовке к занятию и забирает лишнее время непосредственно на уроке. Однако велика и отдача. Дети становятся активными участниками учебного процесса, у них стимулируется интерес к учебной деятельности, вселяется уверенность в собственные силы. Участие в поиске требует от учащихся повышенного внимания к учебному материалу, максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, серьёзной работы памяти и умения правильно, и логично выражает свои мысли. Данные методы активизируют познавательный процесс, приучают детей самостоятельно «добывать» знания, формируют готовность применять их в новых условиях, обучают логике рассуждения.
Большое внимание на уроках русского языка и литературного чтения уделяю написанию сочинений. На таких уроках предоставляю возможность детям выразить свои мысли, чувства и переживания. Систематическая работа с данным видом творчества позволяет развивать языковое чутьё, внимание к правильному употреблению слов и словосочетаний в предложении. Дети с удовольствием высказывают своё мнение по темам: « Моя любимая игрушка», «О чём я мечтаю», « Что бы я рассказал о зиме африканскому мальчику», «Путешествие в прошлое» и т. д. Творческие задания – одна из форм работы, позволяющая решать задачи интеллектуального развития. В сочинениях по прочитанным произведениям дети учатся отстаивать свою точку зрения, оценивают тот или иной поступок героя, событие, размышляют о себе, о своих поступках.
Чтобы помочь учащимся полнее и точнее воспринимать тексты на уроках литературного чтения и русского языка, глубже вникать в их содержание, развивать у них познавательный художественный интерес, активизировать работу творческого воображения, устойчивую потребность к наблюдению и осмыслению прочитанного, я использую картины известных художников. Рассматривая их, дети получают новые представления, а, следовательно, осмысливают новые слова и выражения (сравнительные обороты, образные выражения), вводят их в свой активный словарь. Безусловно, я стараюсь внимательно относиться к речи учащихся и в свою очередь, образцом правильной, точной, ясной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к каждому уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок, уточняю произношение слов. Все задания из учебника Поляковой (Система развивающего обучения Занкова Л.В.) и упражнения подобранные мною к уроку прививают интерес к русскому языку, раскрывают его секреты, вводят в мир науки о языке, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.
Анализ проделанной работы по данной методической теме показал, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной речемыслительной деятельности. Это в свою очередь активизирует работу таких важнейших для обучения психологических качеств, как внимание, память, мышление, и непосредственно влияет на результат обучения русскому языку. Его можно проследить по итогам срезовых контрольных работ за 2008-2010 уч. год ( входная, полугодовая, годовая). Показательно, что у школьников высокий уровень грамотности: 3 класс качество - 74%, обученность – 68%; 4 класс качество – 68%, обученность – 66%. Они овладели правильной, логичной устной речью. Их письменная речь в творческих работах стала более образной, последовательной, верно построенной. У детей заметно вырос интерес к русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка как условие их интеллектуального развития
Согласно стандартам второго поколения важно развивать у детей умение учиться. Развитие интеллекта происходит на многих уроках. Я расскажу об уроках русского языка....
Создание условий для развития личности ребёнка в образовательном учреждении.
Создание условий для развития личности ребёнка в образовательном учреждении.Выступление на форуме. ...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....
Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....
Презентация по теме:«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно н...
Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".
Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....