Формирование навыков устного счета у детей с нарушением интеллекта на уроках математики.
статья по математике
Устный счет- это одна из форм организации обучения математики, цель которой – закрепить математические понятия, нумерацию чисел, свойства действий. На этом этапе урока у нас имеется возможность охватить большой объем материала за короткий промежуток времени.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыков устного счета у детей с нарушением интеллекта на уроках математики.
Горюнова Г.М.
учитель начальных классов
ГБОУ «СКОШИ №2»
Устный счет в начальных классах является основной частью почти каждого урока математики в коррекционной школе.
Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить его к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала.
Все мы знаем, как важно, чтобы урок с самого начала удался. Если хорошо проведен устный счет, который обычно проводится в начале урока, то с известной долей уверенности можно ждать, что урок и дальше пойдет успешно, дети будут активны.
Устный счет- это одна из форм организации обучения математики, цель которой – закрепить математические понятия, нумерацию чисел, свойства действий. На этом этапе урока у нас имеется возможность охватить большой объем материала за короткий промежуток времени.
Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими , сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к опорным схемам, таблицам, рисункам и т.д.
При подборе дидактических игр и упражнений я учитываю следующие принципы их использования на уроке:
1.Осуществление индивидуального подхода к каждому ученику.
2 .Использование дидактического материала, позволяющего максимально активизировать познавательную деятельность обучающегося.
3 .Соответствие предъявляемого материала по теме конкретного урока.
4. Использование разнообразного и эстетически оформленного материала.
5. Целесообразность использования дидактического материала на конкретном уроке.
6. Предъявление материала небольшими дозами с целью предотвращения переутомления обучающихся.
7. Предъявление дидактического материала с постепенным его усложнением.
В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса; укрепляются и расширяются познавательные интересы, обеспечивается усвоение нового материала, вырабатывается четкость, точность выполнения заданий.
Занятия по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного обучающегося.
По моему мнению, каждый учитель должен ставить цели и задачи устного счета с учетом особенностей своего класса и индивидуальных особенностей отдельных обучающихся. Чтобы удержать внимание на нужном материале, вызвать положительное отношение к уроку необходимо учитывать, что дети с нарушением интеллекта лучше запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает интерес, мотивацию к обучению. Дети активнее работают на уроке, когда упражнения связаны с жизненными ситуациями.
Сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет детей со сниженным интеллектом. Он стремится тем или иным способом избавиться от неё – прекращает работу или выполняет её, не учитывая всех предложенных условий.
Правильная постановка устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от обучающихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера.
Устный счет может быть разделен на 3 группы:
1) Счет в уме, когда дети воспринимают данные числа на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями. Это слуховые упражнения.
2) Запись учителем примеров на доске, в то время как ребята решают их устно и записывают ответы в тетрадь. Это зрительные упражнения.
3) Устный счет при помощи таблиц, плакатов, фигур и других наглядных пособий, учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями. Это зрительно-слуховые упражнения.
С нашими детьми, для большей эффективности, нужно использовать именно зрительно-слуховые упражнения.
Приведу несколько упражнений, которые я использую на своих уроках при проведении этого этапа урока.
- Во время устного счета часто применяем игру «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, после чтения вопроса необходимо поднять сигнальную карточку ( на которой зеленый цвет обозначает-да, красный-нет). Вопросы могут быть такие, например, 87-это двузначное число? 55-это четное число? 32-делится на 5? и т.д.
2.Одним из самых сложных видов устного счета является решение задач. Для повышения мотивации у обучающихся текст задачи должен быть для них интересным, иногда смешным, иногда познавательным. (На сосне росло 20яблок,сорвали 5 яблок.Сколько яблок осталось? и т.д)
- Счет цепочкой, который развивает память, внимание, быстроту вычислений.
- Математические диктанты.
- При устном счёте иногда используем уже решенные примеры, но в них специально допущена ошибка, поэтому и задание называется «Найди ошибку».
- Математические кроссворды.
- Геометрический материал.
- Устный счёт целесообразно начать с коррекционного упражнения на основе цифрового материала.
- Найди лишнее. 2 4 1 6 8 + 7
Расположи числа по порядку. Почему так расположили числа? Что было лишнее? Назовите математическое действие, в котором используется знак «+».
- Разделите на группы. 4 6 10 + 7 -
Назовите их. Назовите математическое действие, которые мы изучали.
- Разделите на группы. 24 16 10 30 56 70
Назовите их.
- Назови, одним словом эту группу. 34 45 21 56 78 89 Расположи числа от меньшего к большему.
Числовой ряд прямой и обратный, его свойства.
- Вставь пропущенные числа. 1,2,…,4,…,…,7,…,…,10
20,19,…,…,16,…,…,13,…,…,10 20, 30,…,…,60,…,80,…
- Назови «соседей» чисел (предыдущее, следующее) 15 18 20
Какое число получится предыдущее или следующее, если к числу 15 прибавить 1; отнять 1.
Состав чисел однозначных или двузначных.
- Как получить число 5 (дидактические игры «Строим дом №5», «Две тарелочки» и другие).
- Найди числа, которые составляют 1 десяток, 1 сотню (дидактические игры «Листопад», «Покупаем яйца» и другие).
- Работа с абаками, счётами, разрядными таблицами.
- Дополни 56 до следующего круглого десятка; 98 до сотни.
Разнообразие видов устных упражнений бесконечное. Необходимо учитывать проблемы того или иного класса и отдельных учеников и с учетом этого выбирать упражнения необходимого вида, способствующего развитию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"
В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...

Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру
Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

Статья на тему: Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта
Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта. Маткриал будет полезен для учителей и специалистов, которые работают с детьми с нарушением интеллект...

Формирование навыков самоконтроля у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках математики
В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у школьников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у учащихся 2 и 5 классов....

Доклад: «Приемы формирования навыка устного счета у детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет ...
Формирование навыков устного счета посредством интерактивных упражнений на уроках математики во 2 классе
В современном образовательном процессе важное место занимает развитие навыков устного счета у младших школьников. Особенно это актуально для второго класса, когда дети начинают осваивать более сложные...

«Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта»
laquo;Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта»...