«Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта»
методическая разработка
«Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта»
Автор : Афанасьева Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов.
Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий учебный характер, используемый учениками при изучении учебных предметов.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Неумение читать правильно, бегло и выразительно ведет к возникновению у младших школьников и нарушений письменной речи. Более конкретные проблемы - неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой и слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. В свою очередь, применительно к умственно отсталым школьникам это имеет катастрофические последствия - несформированные навыки чтения вызывают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, взаимоотношений с обществом, трудности в речевом общении влекут за собой нарушение коммуникативных функций. Как итог - в подростковом возрасте трудно идет процесс социальной адаптации и интеграции умственно отсталых детей. Подрыв основы формирования ребенка-читателя, таким образом, становится одновременно препятствием для саморазвития личности и ее успешной интеграции в общество.
Процессом чтения все дети овладевают по – разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении.
Умственно отсталые дети не могут приобрести навык достаточно беглого, правильного осмысленного чтения, с тем, чтобы к моменту окончания курса обучения самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы.
Нарушения чтения умственно отсталых детей носят системный характер. У умственно отсталых учащихся страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
Чтение у учащихся с нарушением интеллекта характеризуется большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Для формирования полноценного навыка чтения в своей работе использую коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности. Коррекционная работа проводилась по развитию навыков чтения- беглости, выразительности, осознанности, правильности.
1 .Упражнения для развития беглости чтения
1.Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз с обычной скоростью, а третий раз –как можно быстрее.
У тридцати трёх полосатых поросят три хвостика висят.
2.Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи её.
Как на горке , на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
Раз Егорка
Два Егорка… Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет посчитать не делая вдоха.
3.Читай скороговорку несколько раз, всё быстрее и быстрее.
Бесконечные стихи
Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
4.Чтение длинных предложений. Читай как можно быстрее.
Однажды мужик пошёл в лес.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег.
Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
5.Читай правильно, целыми словами.
Верно – вернулся – отвернулся. Диво – дивиться – удивиться.
6.Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.
Упражнения на развитие выразительного чтения
1.Упражнения на постановку логического ударения.
- Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
- О чём спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
- Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении и проследите, как изменится ответ.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру?- Да, сестру.
- Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.
Только тренеру он был обязан своими успехами.
Лишь в восемь часов работа была закончена.
Только отец сохранял спокойствие.
- Прочитайте следующие предложения, правильно ставя логическое ударение.
Под сосной Серёжа нашел гриб.
Серёжа нашёл гриб под сосной.
Гриб под сосной нашёл Серёжа.
2. Игры и упражнения на выделение пауз
- В чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!
У нас| с братом беда. У нас с братом| беда.
- Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? – Что болит?
Ну что, споем? - Ну, что споем?
Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.
- Кто быстрее?
Определить варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орёл садиться.
3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
- Прочитайте следующие предложения и скажите, в каком темпе должно произноситься каждое из них.
Работу сделали за два дня.
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
- Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»
- К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как ты будешь говорить с ней? В каком темпе?
- К остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет.
- До отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожает мама (папа, бабушка). За оставшееся время вы должны сказать маме важное сообщение.
4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
- Анализируем ситуацию.
Представьте ситуацию: мама просит сына заняться уроками.
Саша иди делать уроки!
Молчание в ответ.
Саша!...
Да иду, иду.
Ты как со мной разговариваешь?
- Определи тон.
Учитель произносит следующие фразы разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.
Мы завтра идем в поход.
В нашей школе сегодня будет концерт.
Завтра обещают дождь.
- Произнеси по-разному.
Произнеси междометие «О» с разной интонацией.
Удивительно, радостно, недовольно, испуганно.
- Попробуй произнести маленькое слово «Да» девятью разными способами.
Важно, нежно, категорическим тоном, вопросительно, задумчиво, скорбно, иронически, с сожалением.
- Произнеси данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить эти чувства. «Открой дверь!» - гневно, грустно, весело, высокомерно, раздраженно.
«Молодец!» - восхищенно, удивительно, насмешливо, угрожающе.
5.Упражнения для развития сознательного чтения.
- Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал - мял, мыл - мил.
- Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свёкла, лук, капуста.
- Какое слово лишнее и почему.
Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь.
- Чем похожи следующие слова.
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
- Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.
- Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама. Пуговица, молоток, лава. Укор, бузина, тина.
- Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё. Соломка, пора, мель. Лиса, бельмо, полёт.
- Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.
Песня – композитор, самолёт- ? Школа – обучение, больница - ?
- Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
- Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо. Лгун. Волк.
Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Что ты думаешь об этом мальчике?
6 . Упражнения для формирования правильности чтения
- Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел-мель-мыль-мыль-мал-мял. Мышка-мошка-мишка-миска.
- Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев.
Красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое.
Кукла, мама, папа.
- Повтори, что сказал учитель.
Бочка-точка, бабушка- бабочка, каша- ложка.
- Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст-стук, сосна- насос, мех-смех, мышка- камыш, марка- рамка, марш-шарм, масло-смола, мошкара- ромашка.
- Постоянное наращивание слова.
Лес-лесок-перелесок. Кот-котик-котенок. Снег-снежок-снеговик.
- «Карточки –горки»
Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем более труднее будет читать.
Уж
Нос
Рама
Кошка
Собака
Ромашка
Карусель
Крыжовник
7. Упражнения на выработку речевого дыхания.
- Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве
ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
- Ветряная мельница. Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
- Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
- Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
- Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
- Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
- Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Паровоз привез нас в лес.
Чух- чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь-
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з !
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з !
(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчелку ослик испугал:
Й-а-а ! Й-а-а !
На весь лес он закричал:
Й-а-а ! Й-а-а !
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! Г-у-у !
Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! г-у-у !
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдох, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать (дети садятся и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Рассмотренные разнообразные приемы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения. Систематическая коррекционная работа, безусловно, приносит положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Работа по развитию навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определенное место. Главной задачей уроков было-воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех вышеназванных качеств.
Положительные тенденции при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают эффективность применения коррекционных упражнений.
Разнообразные упражнения, использованные в моей работе, являются примерными, в творческой работе педагог может подбирать и другие подобные упражнения, учитывая характер и сложность нарушения чтения и психофизические возможности каждого ребенка. При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.
Проведённый эксперимент показал, что дислексии у учащихся с нарушением интеллекта успешно преодолеваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения.
Работа по самообразованию....

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Статья на тему: Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта
Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта. Маткриал будет полезен для учителей и специалистов, которые работают с детьми с нарушением интеллект...

Доклад: «Приемы формирования навыка устного счета у детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет ...

Формирование и совершенствование навыков осознанного чтения у детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.
Формирование и совершенствование навыков осознанного чтения у детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школе....