Доклад: «Приемы формирования навыка устного счета у детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
материал по математике

Рузалия Бикбулатова

Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития мышления и развития личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ustnyy_schet_na_urokah_matem.doc240.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУС (К)ШИ г.Сорочинска

Доклад: «Приемы формирования

навыка устного счета

у детей с нарушением интеллекта

на уроках математики»

Подготовила:

учитель математики

Бикбулатова Р.Р.

 2021-2022 учебный год

Математика является одним из важнейших предметов обучения детей с интеллектуальными нарушениями, и именно с ней они встречаются каждый день в своей жизни.

Поэтому главная общеобразовательная задача обучения математике – добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Приобретение умений считать, устно и письменно вычислять, измерять, решать арифметические задачи, ориентироваться во времени и пространстве, распознавать геометрические фигуры позволит учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.

Но у обучающихся с нарушением интеллекта в процессе усвоения программного материала возникают определенные трудности в связи с особенностями и несовершенствами восприятия (узость, фрагментарность, нецеленаправленность и слабая активность), в том числе зрительного (зрительного анализа и синтеза) и слухового, нарушениями моторики и координации движений, чрезвычайно слабо развитыми способностью к обобщению математических отношений, действий и объектов, способностью к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математической памятью (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач), такими процессами логического мышления, как анализ, синтез, сравнение.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко. Математическая память находится на низком уровне. Дети с большим трудом запоминают цифры, знаки, определения, формулировки, компоненты действий, общие схемы рассуждений, алгоритмы математических действий. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», «умножения» и «деления».

На низком уровне находится уровень развития гибкости мыслительных процессов. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой. Утомляемость этих детей повышена, поэтому нужен периодический отдых.

Учащиеся с нарушением интеллекта плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы умственно отсталого школьника ждет работа в обществе, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении.

Все эти особенности математических знаний учащихся с нарушением интеллекта подтверждают практическую значимость упражнений в устном счете на уроках математики.

Они должны служить развитию и укреплению навыков устного счета, возбуждать в детях интерес к вычислениям, воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны личности у учащихся коррекционных школ развиты очень слабо. В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса; укрепляются и расширяются познавательные интересы, обеспечивается усвоение нового материала. Устный счет также оказывает огромное влияние на продвижение умственно отсталых учащихся в общем развитии.

В задачи учителя математики, работающего с детьми с нарушением интеллекта, входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление инертности, а самое главное – помощь в социальной и трудовой адаптации.

Каждый учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала задался, и чтобы ученики были активны с первых минут урока. А задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, подготовят детей к восприятию нового материала или к решению далее предложенных задач и упражнений.

Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Устный счет может проводиться не обязательно в начале урока, но в середине, конце, в зависимости от целей устного счета на уроке.

Так как устные упражнения или устный счёт – это этап урока, то он имеет свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

3) мониторинг психологического состояния класса;

4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Устные упражнения в коррекционной школе имеют ряд преимуществ:

1. Дают возможность охватить большой объем материала за короткий промежуток времени.

2. Позволяют по реакции класса в тот или иной мере судить об усвоении материала, готовят к изучению нового, помогают выявить ошибки.

3. Если даются в начале урока, то дисциплинируют учащихся, помогают настроиться на работу.

4. Если предлагаются в середине или в конце урока, то служат переключением внимания, интересной, своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письмом или практической работой, при этом обеспечивается самостоятельность выполнения заданий.

5. Больше учащихся получают возможность ответить, проверить правильность решений.

6. Каждый ученик по мере своих возможностей может ответить на тот или иной вопрос или задание.

Устный счет тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят целью выработать беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы. Устный счет нередко ставит целью подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Устный счет включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т.д.  Длительность этого этапа урока не должна превышать 10-12 минут, т.к. устный счет требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую. Как известно, такого рода переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, но трудны для обучающихся с нарушением интеллекта.

Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в письменной форме. Нередко вместо записи на доске учитель пользуется различными таблицами с краткой записью содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, выражений. Задания для устного счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это позволит вести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность всех учащихся класса.

При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью использую различные средства, например, сигнальные карточки, «светофор», использование табличек с цифрами, из которых ученики составляют числа ответов и т.д. После проведения устного счета подводится итог, учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.

Задания по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика. В пятом и шестом классах – устный счет в пределах 100 и 1000. В седьмом классе в пределах 1000 и 10000. В восьмом и девятом классах в пределах 100000. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Есть разные взгляды на методы подбора, цели и задачи устных упражнений.

  1. Устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установке. Они должны дополнять ту часть урока, которой подчинены.
  2. Устный счет может иметь целью:
  • закрепление пройденного или нового материала;
  • актуализация знаний учащихся с целью подготовки к восприятию нового материала;
  • повторение пройденного материала.
  1. Учитель определяет цели и задачи устного счета с учетом темы урока и психо-физических особенностей учащихся класса.

Для развития интереса у детей к устному счету учитель должен разнообразить виды упражнений. Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математического содержания.

Правильное проведение устного счета немыслимо без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о величине и форме предметов, о расстоянии между ними и т. п.

При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, т.к. один ученик считает быстро и правильно, другой считает быстро, но ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.

При планировании учитель должен учитывать, что основными целями данного этапа урока является:

  1. достижение поставленных целей урока;
  2. развитие вычислительных навыков;
  3. развитие устной речи учащихся, приучение их к умению вести дискуссии;
  4. расширение знаний учащихся об окружающем мире;
  5. воспитание чувства товарищества и взаимовыручки; формирование навыков культурного поведения.

Кроме того, при проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  1. упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно;
  2. задания должны быть разнообразными;
  3. тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее;
  4. к устному счету должны привлекаться все ученики;
  5. при проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки.

Для эффективного использования устных упражнений нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.

Для проведения устного счета можно подобрать задания следующего характера.

Виды упражнений для устных вычислений:

  1. Задания на тему «Нумерация»
  • «Восстановите числовой ряд».

Назвать пропущенные в числовом ряду числа:

16,  …,  18,  19,  …,  21

54,  53,  …,  51,  …,  …,48

  • Назвать число, которое стоит перед числами:

…, 43                   …, 60                      …, 701

  • Назвать число, которое следует за числами:

13, …                 69, …                    130, …

  • Назвать состав числа:

146,                  502,                 81

  • Назовите число, в котором:

3 сотни, 2 десятка, 7 единиц

8 сотен, 5 единиц

4 сотни, 9 десятков

  • Установи закономерность и продолжи ряд на два числа:

310, 320, 330, …, …

605, 504, 403, …, …

2) Сравнение чисел и математических выражений

   Эти упражнения имеют ряд вариантов.

  1. Дан ряд чисел.

3078,   3199,  3065,  3990,  3729.

Назвать числа в порядке возрастания (убывания):

  1. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

Например:      20+7…20+5     или      20·8…18·10  

  1. Дано выражение:

38 – 7  > 25 + ?

Какое число можно поставить вместо знака вопроса, чтобы неравенство было верным?                    

Главная цель таких упражнений – способствовать усвоению    теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Нахождение значений математических выражений

  • Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать    числовые математические выражения и буквенные, при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение   полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите  сумму  чисел  100 и 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 100 минус 9; 100 минус 9;

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность;

- найти разность чисел 100 и 9

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

 Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

 Выражения могут включать одно и более действий, например:

    47 + 23 – 56=              400: 8 · 5=   и  др.

 Могут быть со скобками или без скобок: (90 – 42) : 8=  или  90 – 42 : 6=

 Также могут быть заданы выражения с разными видами чисел: с однозначными числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-400)  и т.д., с числами, полученными при измерении  2м -15см.  

  • Выражения можно давать и в форме таблицы:

Уменьшаемое

120

104

133

144

Вычитаемое

80

14

10

20

Разность

?

?

?

?

  •    Устные вычисления с использованием дидактических игр.

Игра «Какой пример решен?»

Учитель записывает примеры:

50 + 2                     68 – 8             40 + 4

  1. – 3             70 + 9            47 – 7

Затем показывает табличку с ответом к одному из них и предлагает прочитать пример. (Например, 60 (68 – 8 = 60)

  • Игра «Круговые примеры»

На доске пишут несколько примеров. Ответ первого примера служит первым числом второго, ответ второго примера – первым числом третьего и т.д.

36 : 6 = ? х4 = ? : 3 = ? : 4 = ? х  10 = ? : 5 х 9 = 36

  • Игра «Молчанка»

Цель игры: отработать навыки устного счета.

Учитель показывает число, записанное в лучах звездочки (или в лепестках цветка, в капельках дождя), а дети показывают карточку с ответом.

  • Игра «Эстафета»

На доске даны три столбика примеров. Вызываются по одному ученику от каждого ряда. Решив пример, они передают мел другому ученику своего ряда, который решает следующий пример.

Победит тот ряд, который первым и правильно решит примеры.

  • Игра «В поисках ответа»

На доске записаны примеры:

23 – 8              42 + 6                  36 – 5                67 + 5

Учитель задает задания:

1) Найдите пример, в ответе которого 7 дес. и 2 ед.

  1. В ответе какого примера не хватает 2 единиц до 5 десятков?
  2. Число 41 уменьшить на 10. Найдите пример с таким ответом.
  3. Число, которое стоит между числами 14 и 16. Найдите пример с таким ответом.
  • Игра «У кого примеров больше?»

Учитель предлагает учащимся составить и записать примеры из таблицы умножения со следующими ответами: 18, 24, 36. Далее один ученик читает примеры, а другие отмечают у себя прочитанные примеры. Выигрывает тот, кто записал больше примеров.

  • Игра «Проверь себя»

Учитель заготавливает карточки с ответами из таблицы умножения. Далее учитель поочередно предъявляет карточки, а учащиеся называют примеры с таким ответом.

  • Игра «Светофор»

Учитель предлагает учащимся решить примеры (на таблицу умножения, примеры на деление, на сложение, на вычитание). Один учение отвечает, а остальные «сигналят» светофором (показывают карточку красного или зеленого цвета).

  • Расставить знаки действий или числа:

                 20 ? 30=50                  90+?=100

                 80 ? 40=40                  70-?=40

                 30 ? 4 =120                 81 : ? = 9

Основная цель использования упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

  1.  Простые арифметические задачи

 Они  включаются в устный счет с целью выработки умений решать задачи.

Текстовые задачи

  • В парке растут 12 берез и 8 рябин. На сколько больше растет в парке берез, чем рябин?
  • Задача: В школе-интернате заготовили 775 кг квашеной капусты, а свежей на 75 кг меньше. Сколько кг свежей капусты заготовили в школе-интернате?

Задачи в стихах

  • Любит порядок мальчик Егорка.

Книги свои он расставил на полки:

Девять книжек на одной

И восемь на другой.

Сколько на двух полках

Книжек у Егорки?

Занимательные задачи

  • Повар разрезал батон колбасы четырьмя разрезами. Сколько кусков колбасы получилось?
  • В подъехавший трамвай без пассажиров села свадьба: жених, невеста и 7 гостей. Сколько человек оказалось в трамвае?

  1. Задания на развитие и совершенствование внимания
  • Разгадай правило, по которому записаны числа в каждый столбик (найди закономерность):

2108                     56789

2801                     45678

2018                     34567

2180                     23456

  • Разгадай правило, по которому записано каждое следующее число, продолжи ряд:

20,40,60,…,…

30275,  31275,  32275,  …,  …

  1. Задания на развитие восприятия, пространственного воображения
  • Посчитайте, сколько линий.

  • Сколько треугольников на рисунке?

  1. Задания на развитие наблюдательности:

Учащимся предлагается запомнить несколько чисел:

1, 23, 65, 8,  49, 104.

Далее числа закрываются и учащиеся вспоминают и называют числа в том же порядке. Можно попросить назвать в порядке возрастания (убывания).

Далее можно убрать (добавить) какое-то число и спросить: «Какое число потерялось (добавилось)?»

  1. Задания на развитие внимания, памяти

Найдите, что лишнее?

1            5          65          6

302      504        123        108

2к.        3р.        72к.         15к.  

 

 В целом, устный счет по внешним формам может быть разделен на 3 группы:

  1. Счет в уме, когда учащиеся воспринимают данные числа на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями. Это слуховые упражнения.
  2. Запись учителем примеров на доске, в то время как учащиеся решают их устно и записывают ответы в тетрадь. Это зрительные упражнения.
  3. Устный счет при помощи таблиц, плакатов, фигур и других наглядных пособий.  Учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями. Это зрительно-слуховые упражнения.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения тех или иных анализаторов, память ослаблена, внимание не сосредоточено. Для большей эффективности занятия по устному счету нужно использовать зрительно-слуховые упражнения.

 Таким образом, устный счет активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует общему развитию ученика. При их выполнении активизируется и развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Он помогает учителю (помимо прямой задачи – проверка знаний), во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала и, в-четвертых, он повышает интерес обучающихся к математике.

Вывод. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития мышления и развития личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Литература

  1.  Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы, -М.:ВАКО, 2007,-128 с.-(Мастерская – учителя).
  2.  Самсонова Л.Ю. Устный счет. Сборник упражнений. 2 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  3.  М.Н.Перова. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ. дефект. фак. педвузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  4.  М.Н.Перова. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
  5.  Некоторые вопросы обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы: Йошкар-Ола. 1993 год.
  6.  Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Под      редакцией В.В. Воронковой. Книга для учителя. Москва «Школа – Пресс», 1994.
  7.  Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. М.Ю. Шуба. М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-соревнование «Космическое путешествие» для детей с нарушением интеллекта 8 класса.

Цель– на примере полета Ю.А. Гагарина расширить знания школьников, касающиеся как  исторических, так и естественнонаучных аспектов полетов человека в космос.Задачи:Расширить представления ш...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

«Формирование познавательного интереса на уроках математики у детей с нарушениями интеллекта через средства информационных технологий».

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Современные к...

Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...

Урок математики во 2 классе коррекционной школы (для детей с нарушением интеллекта) по теме "Мера времени - час. Определение времени по часам"

Форма урока – виртуальная экскурсия (в часовую мастерскую). Основной акцент на уроке был сделан на вызов познавательного интереса обучающихся к материалу урока через применение игровой формы уро...