Технологическая карта урока математики, 2 класс, Конкретный смысл умножения. УМК "Школа России".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Технологическая карта урока математики, 2 класс, Тема "Конкретный смысл умножения". УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе.

 Тема: «Конкретный смысл действия умножения» (1 урок)

УМК «Школа России». Учебник М.И. Моро «Математика»,  2 класс (2 часть).

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; формировать умения решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки; 2) развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;

3) воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в паре.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

научатся: сравнивать числовые выражения по возможности замены их на новый вид действия; определять способ записи действия умножения; заменять сложение одинаковых слагаемых умножением

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность):

Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах.

Образовательные ресурсы

Учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс (2 часть)

Проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями

………….

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг.момент. Мотивация. Постановка цели.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут ______________________________.

- Ребята, откройте тетради. Запишем сегодняшнее число. Классная работа.

- Что вы можете сказать про это число? (двузначное, чётное, соседи:)

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. Конкретизирует и подводит итог в определении целей.

Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.

Дети выбирают лучи: *повторять *узнавать новое *наблюдать

*советоваться с другом *помогать другу *сравнивать (доказывая, почему)

2

Повторение: Устные вычисления (работа в группах –по рядам)

( слайд № 1)

(учебник.с.22-23, №4,5)

(6-7мин)

Задание каждому ряду (одинаковая карточка): решите числовые выражения и запишите в таблицу буквы. Если вы решили всё правильно, то вы получите слово – тему нашего урока.

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

46

33

74

90

32

20

62

34

20

59-26=33(м)       39-19=20(е)        29+17=46(у)        

 90-16=74(н)      78-58=20(е)         20+14=34(и)

60-28=32(ж)       56+34=90(о)        70-8=62(н)          

Организует деятельность учеников, работающих в группах по рядам..

Учащиеся погружаются в групповую работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

Дети решают числовые выражения на карточке и записывают в таблицу буквы под значениями числовых выражений. Ученики получают слово– тему урока «Умножение».

3.

Постановка проблемы.

( слайд №2)

Учебник, с.22, задача на полях.

Введение в тему урока.

Работа с учебником.

 Посмотрите на поля на с.22. Как вы думает, какая здесь закономерность? (Слайд 2)

Какие числа будут следующими? (7,11,14,18,21, 24, 28) ( прибавляем сначала 4, затем -3, и повторяется.).

Авторы учебника  нам предлагают прибавить по 4 к первому числу (под клоуном фишки). На сколько тогда увеличится первое число 7?

Давайте сосчитаем ( прибавляют по 4, получаем 19. )

А есть способ узнать это, то есть, посчитать, гораздо быстрее.  Вы заметили, что на этих фишках одинаковые слагаемые? Как вам кажется, удобно ли так считать? Оказывается, в математике существует специальный знак для записи подобных сумм.

И  пользуешься совсем другим действием. Может, кто-то из вас догадался, что это за новое действие?

Правильно, это умножение. Им пользуются для быстрого счета одинакового количества предметов. Умножение записывается двумя способами: х и ∙.

Создаёт проблемную ситуацию.

Дети пытаются посчитать, находят нужные числа.

Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в подсчете точек на фишках не по одной, а группой., объединением фишек.

Знакомятся с новым арифметическим знаком умножения ∙.

4.

Открытие нового знания.

Поработаем на с.23. Рассмотрим №1. Монеты. Конечно, монеты считать легко. Сколько денег будет в 5 монетах по 10р?

Это можно записать и умножением. Какие варианты вы предлагаете?

10∙5=50.

Такую запись можно прочитать так:

Десять взяли 5 раз,

Или десятью пять,

Или 10 умножили на 5.

Также очень удобно считать и пятирублёвые монеты. Как тогда будет выглядеть это решение?

Пятью четыре,

Или 5 взять 4раза, или 5 умножить на 4.

Но людям надо считать не только по 5 или по 10. Поэтому и придумали таблицу умножения.

Создаёт условия для организации деятельности по планированию.

Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы.

5.

Первичное закрепление.

Рассмотрим задачу  на с.22. (ГРУШИ). (можно попросить читать детей и комментировать самой).

С.23. №2 .Задача. Читают ученики (записываем № в тетрадь). Делаем в тетрадь условный рисунок. (рисуем 5 четырёхугольников через одну клеточку, пишем справа: 5к.(конвертов) закрашивать не надо, чтобы не терять время, подписываем под каждым число 2)

                                                       5к.                                                                                      

       2          2       2          2           2

Уточняем, что у нас на схеме задачи показано, что число 2 взять надо 5 раз.

Записываем решение задачи сначала сложением:

2+2+2+2+2=10(м) - на 5 конвертов. (теперь заменим эту запись умножением, потому что у нас одинаковые слагаемые).

2∙5=10(м)-на 5 конвертов.

Ответ:10 марок.

Организует работу над чтением и объяснением  решения задач. Создаёт условия для применения нового способа действия.

Дети читают задачи, решают их. Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию.

6.

Закрепление.

Ребята, вы увидели, что вторая запись короче, и когда знаешь таблицу умножения, то легко и быстро находишь ответ.

С.25. №1. Читаем задачу. Рассматриваем ее модель. Объясняем разное решение. Почему мы выбрали именно это решение? Ответ должен быть такой: Потому что одинаковое слагаемое 6 повторялось 4 раза.

В тетрадь не пишем.

С.25.№2. Разбираем, рисуем схему и записываем обоими способами: и сложением, и умножением.

                                                                                                 5п

                                                                                              5п

                                                                                               5п

5+5+5=15(п)- в трёх рядах

5∙3=15(п) – в трёх рядах.

Ответ:15 парт.

Организует работу над составлением, решением задачи. Создаёт условия для применения нового способа действия.

Дети решают её. Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию.

Теперь я хочу понять, как вы разобрались с новым материалом.

С.24. №2. Обсудите выполнение с соседом по парте. Как заменить сложением? Что показывает эта запись?

Ответ детей: число 2 сложили пять раз (или взяли слагаемым пять раз) : 2+2+2+2+2=10. Значит:2∙5=10. И т.д.

Запись в тетрадях.

2∙5=2+2+2+2+2=10

4∙3=4+4+4=12

7∙4=7+7+7+7=28

5∙3+5+5+5=15

9∙2=9+9=18

С.24.№4. По заданию учебника. Работа в парах. Дети считают сложением и объясняют, что можно заменить умножением, устно. И опять вопрос: ПОЧЕМУ?

С.24.№4. По заданию учебника. Дети считают сложением и объясняют, что можно заменить умножением, устно. И опять вопрос: ПОЧЕМУ?

Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу

7.

Закрепление нового знания.

Слайд 3.Если есть время: с.24, №5. Схема на доске, в тетрадях –не надо. Заменим сразу сложение умножением.

3∙5=15(м) – высота берёзы.

Ответ:15м                          

Что новое сегодня узнали? Понадобится это вам в дальнейшей учебе? А в жизни?

8.

Вывод.

Слайд 4.- Ребята, наверное, вы умеете наблюдать и делать выводы.

3 х 4

- Что обозначает первое число при умножении?

- Что обозначает второе число в этой записи?

Замените умножение суммой одинаковых слагаемых.

3 + 3 + 3 + 3 Вывод:

Что такое умножение? (ответы детей)

Это сложение одинаковых слагаемых

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

 Чем слагать всё целый час!

Организует работу по расшифровке записи и осмыслению значения данных чисел.

Учащиеся объясняют, что 1 число обозначает –какие одинаковые слагаемые повторялись; а 2 число обозначает -сколько раз повторялись одинаковые слагаемые. Затем заменяют на сумму одинаковых слагаемых.

Учащиеся делают вывод.

Итог урока. Рефлексия.

- Вы хорошо поработали!

- Оцените свою работу на уроке.

Если вы работали с увлечением, то ….

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

Карточки (эта карточка у тебя) для проверки детей

46

33

74

90

32

20

62

34

20

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

59-26=33(м)       39-19=20(е)        29+17=46(у)        

 90-16=74(н)      78-58=20(е)         20+14=34(и)

60-28=32(ж)       56+34=90(о)        70-8=62(н)          

……………….

Эта карточка раздаётся каждому ряду.

46

33

74

90

32

20

62

34

20

59-26=___ (м)        39-19=___(е)          29+17=___(у)  

 90-16=___(н)        78-58=___(е)          20+14=___(и)

60-28= ___(ж)        56+34=___(о)         70-8= ___(н)      

Учитель. Ребята, откройте тетради. Запишем сегодняшнее число. Классная работа.

Наш урок математики начнётся с мозгового штурма. Сейчас каждый ряд получит карточку с математическими выражениями. Необходимо решить их верно и побыстрее, результаты записать под буквами. Тогда вы узнаете тему нашего урока. (Слайд 1)

(Тему выяснили)

Работа с учебником. С.22 (левое задание на полях).

 Посмотрите на поля на с.22. Как вы думает, какая здесь закономерность? (Слайд 2)

Какие числа будут следующими? (7,11,14,18,21, 24, 28) ( прибавляем сначала 4, затем -3, и повторяется.).

Авторы учебника  нам предлагают прибавить по 4 к первому числу (под клоуном фишки). На сколько тогда увеличится первое число 7?

Давайте сосчитаем ( прибавляют по 4, получаем 19. )А есть способ узнать это, то есть, посчитать, гораздо быстрее.  Вы заметили, что на этих фишках одинаковые слагаемые? Так вот, ребята, давно уже люди поняли, что одинаковые слагаемые удобнее складывать, когда пользуешься совсем другим действием. Может, кто-то из вас догадался, что это за новое действие?

Правильно, это умножение. Им пользуются для быстрого счета одинакового количества предметов. Умножение записывается двумя способами: х и ∙.Значит и нам удобнее будет сосчитать значение этого выражения, воспользовавшись умножением.

4+4+4=12.

 Заменим умножением. 4∙3=12. Значит; 7+12=19.

Поработаем на с.23. Рассмотрим №1. Монеты. Конечно, монеты считать легко. Сколько денег будет в 5 монетах по 10р?

Это можно записать и умножением. Какие варианты вы предлагаете?

10∙5=50.

Такую запись можно прочитать так:

Десять взяли 5 раз,

Или десятью пять,

Или 10 умножили на 5.

Также очень удобно считать и пятирублёвые монеты. Как тогда будет выглядеть это решение?

Пятью четыре,

Или 5 взять 4раза, или 5 умножить на 4.

Но людям надо считать не только по 5 или по 10. Поэтому и придумали таблицу умножения.

Рассмотрим задание на с.22. (ГРУШИ). (можно попросить читать детей и комментировать самой).

С.23. №2 .Задача. Читают ученики (записываем № в тетрадь). Делаем в тетрадь условный рисунок. (рисуем 5 четырёхугольников через одну клеточку,пишем справа: 5к.(конвертов) закрашивать не надо, чтобы не терять время, подписываем под каждым число 2)

                                                                                 5к.

                2             2            2               2           2

Уточняем, что у нас на схеме задачи показано, что число 2 взять надо 5 раз.

Записываем решение задачи сначала сложением:

2+2+2+2+2=10(м) - на 5 конвертов. (теперь заменим эту запись умножением, потому что у нас одинаковые слагаемые).

2∙5=10(м)-на 5 конвертов.

Ответ:10 марок.

Ребята, вы увидели, что вторая запись короче, и когда знаешь таблицу умножения, то легко и быстро находишь ответ.

С.25. №1. Читаем задачу. Рассматриваем ее модель. Объясняем разное решение. Почему мы выбрали именно это решение? (Этот вопрос задавай всегда после каждого этапа. Но не затягивай выслушивать все ответы, а то не хватит времени)  Ответ должен быть такой: Потому что одинаковое слагаемое 6 повторялось 4 раза.

В тетрадь не пишем.

С.25.№2. Разбираем, рисуем схему и записываем обоими способами: и сложением, и умножением.

                                                                                                 5п

                                                                                              5п

                                                                                               5п

5+5+5=15(п)- в трёх рядах

5∙3=15(п) – в трёх рядах.

Ответ:15 парт.

Теперь я хочу понять, как вы разобрались с новым материалом.

С.24. №2.

Обсудите выполнение с соседом по парте. Как заменить сложением? Что показывает эта запись?

Ответ детей: число 2 сложили пять раз (или взяли слагаемым пять раз) : 2+2+2+2+2=10. Значит:2∙5=10. И т.д.

Запись в тетрадях.

2∙5=2+2+2+2+2=10

4∙3=4+4+4=12

7∙4=7+7+7+7=28

5∙3+5+5+5=15

9∙2=9+9=18

С.24.№4. По заданию учебника. Дети считают сложением и объясняют, что можно заменить умножением, устно. И опять вопрос: ПОЧЕМУ?

Слайд 3. Работа самостоятельно  в парах: с.24, №3.( если есть время, то проверить с объяснением учащихся).

Если есть время: с.24, №5. Схема на доске, в тетрадях –не надо. Заменим сразу сложение умножением.

                          3м                                            3∙5=15(м) – высота берёзы.

                           3м                                            Ответ:15м

                           3м

                           3м

                            3м

 Что новое сегодня узнали? Понадобится это вам в дальнейшей учебе? А в жизни?

Вывод.

Слайд 4.- Ребята, наверное, вы умеете наблюдать и делать выводы.

3 х 4

- Что обозначает первое число при умножении?

- Что обозначает второе число в этой записи?

Замените умножение суммой одинаковых слагаемых.

3 + 3 + 3 + 3 Вывод:

Что такое умножение? (ответы детей) Это сложение одинаковых слагаемых

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!

Рефлексия.

 Вы хорошо поработали!

- Оцените свою работу на уроке.

Д.З.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

59-26 39+15 29+17 90-16 78-58 20+14 61-28 56+34 70-8 УМНОЖЕНИЕ

Слайд 2

7 11 14 18 21 …. …. 24 , 28 4+4+4=12 7+4+4+4= 19 7+12=19

Слайд 3

3м 3м 3м 3м 3м 3  5=15(м)

Слайд 4

3 х 4 Что обоз н а ча ет первое ч и сло при у множении ? Что обоз н а ча ет второе ч и сло в этой запис и ? - За ме нит е у м но ж ение с у м м ой одинаков ы х слаг ае мых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс

Тема. Терминология. Предметный смысл  дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...

Технологическая карта урока по теме: "Конкретный смысл действия деления". 2 урок.

Тема урока: Конкретный смысл действия деления. 2 урок.Цели урока: формировать умение учащихся решать примеры и задачи действием деления.Планируемые результаты:Предметные: – закреплять умение...

урок математики 2 класс "Конкретный смысл умножения" Школа России

Урок математики 2 класс по теме "Конкретный смысл умножения"....

Технологическая карта урока "Математика" на тему "Табличное умножение и деление" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: закрепление табличных приемов умножения и деления, умения решать задачи на умножение и деление; обобщение различных способов вычислений. Зада...

Технологическая карта урока математики по теме «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2». (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с таблицей умножения числа и составление таблицы умножения на  2, пользуясь переместительным законом умноженияЗадачи урокаДид...

Технологическая карта урока "Математика" на тему "Проверка умножения делением и деления умножением" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование умения проверять действие умножение , действием делением и действия деления, действием умножением.Задачи урока Дидактические:уметь проверять действие ...