Конспект урока математики "Решение задач на встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Дата: 30. 01. 2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4 «В» Урок: 4 Время: 16:40 – 17:20 Кабинет: 214 | Студент: Телегина Виолетта Максимовна Группа: 35 Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна Методист: Булдакова Галина Викторовна |
Тема урока «Решение задач на встречное движение»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование умения решать задачи на встречное движение.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с задачами на встречное движение. 2. Научить решать задачи на встречное движение. 3. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи. | Предметные: 1. Уметь использовать при решении задач на встречное движение и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем. 2. Уметь использовать единицы величин при решении задач (время, скорость). |
Развивающие: 1. Развивать умение принимать коллективное решение; 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. | Личностные: 1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; 2. Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
Воспитательные: 1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. 2. Воспитывать умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. |
УМК: «Школа России» учебник математики 4 класс 2 часть М. И. Моро.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | ||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Виолетта Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок математики. - Сядьте правильно, спину ровно. Если у вас хорошее настроение — похлопайте в ладоши. - Если вы дружны — пожмите руки со своим соседом по парте. - Если вы любите себя — погладьте себя по голове. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. - Приветствуют.
| Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - Давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы выполняли № 58 на стр. 15. Проверяем устно. Если согласны с ответом, показываем палец вверх. - Давайте вспомним как найти скорость, расстояние и время. - S=V⋅t - V=S:t - t=S:V - Что такое скорость (V)? - Что такое расстояние (S)? - Что такое время (t)? - Скажите, где в жизни могут встретится эти понятия? - Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача заполнить 2 таблицы.
| 1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. - 1) 73 − 63 = 10 (л.) – Маше. 2) 73 − 65 = 8 (л.) – Оле. 3) 73 − 10 − 8 = 55 (л.) – бабушке. Ответ: Маше – 10 л., Оле – 8 лет, бабушке – 55 лет. - Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время. - Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время. - Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость. - Расстояние, пройденное за единицу времени. - Длина от одного пункта до другого. - Промежуток между началом и концом движения. - Скорость 5 м/мин умножим на время 3 мин, получится 15 метров. Это расстояние, которое прошла черепаха. Скорость 100 м/мин умножим на время 10 мин, получится 1000 метров. Это расстояние, которое прошёл слон. 5 · 3 = 15 (м) 100 · 10 = 1000 (м) Ответ: черепаха за 3мин прошла 15 м, а слон за 10 мин прошёл 1000 м. - 20 : 5 = 4 (ч) | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | - Сейчас к доске выйдут 2 добровольца. Я им скажу на ухо, что им нужно делать, а ваша задача угадать что они делают. - Ребята, кто знает. Что такое встречное движение? - Как вы думаете какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим на урок? – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. - Двигаются на встречу друг другу. -Встречное движение – движение навстречу друг другу. - «Решение задач на встречное движение» - 1. Познакомиться со способом решения задач на встречное движение. 2. Научиться решать задачи на встречное движение. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | |||||||||||||||||||
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический(работа с учебником) |
- Открываем тетради, записываем 30 января, Классная работа. - Откройте учебник на стр. 16. Рассмотрим № 61. Смотрим на 1 задачу. – Прочитайте задачу (читает 1 ребенок). Как движутся лыжники? – Как это показано на чертеже? – Что известно о времени их выхода? – Как обозначено место встречи? – Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник? – Известны ли скорости лыжников? – Который из лыжников пройдет до встречи большее расстояние? Почему? – Что требуется узнать? - Хорошо, зарисуйте чертеж к себе в тетрадь. - Кто-нибудь знает, как решать эту задачу? - Составим план решения: - Что узнаем первым действием? Как? - Что узнаем вторым действием? Как? - Третьим действием? Как? - Решаем. Я решаю на доске, а вы в тетрадях: 1) 12 · 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник 2) 14 · 3 = 42 (км) – прошел второй лыжник 3) 36 + 42 = 78 (км) – Эту задачу можно решить другим способом. – Кто догадался, как по-другому решить задачу? Более рационально. Если лыжники сближаются каждый час, то что мы узнаём? В первом действии мы должны найти скорость сближения. Как это сделать? А дальше как найти расстояние? (Рассказывают план решения. Решение записывают отдельными действиями – 2 способом решает ребёнок у доски). - Давайте запишем решение. Кто хочет решить на доске? 1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения (сумма скоростей двух лыжников) 2) 26 · 3 = 78 (км). Ответ: 78 километров между поселками. - Давайте обобщим то, что мы сделали. Что нужно было найти? - Как мы это находили? Физкультминутка Крепко зажмурились пару секунд. Смотрим вверх, вниз, вправо, влево (2 раза). Закроем глаза. Быстро моргнем 3 раза. Вращаем по кругу туда и обратно. Откроем глаза, начнем заниматься. - Теперь рассмотрим 2 задачу, прочитайте ее (читает 1 ребенок). - Что общего между условиями первой задачи и второй? Что требуется узнать? Как же узнать через сколько часов произошла встреча? Какой скоростью мы будем пользоваться? - Сейчас один выходит к доске, остальные работают у себя в тетрадях. Затем вместе проверим. - Проверяем: 1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения 2) 78 : 26 = 3 (ч) - У кого получилось не так? - Давайте обобщим то, что мы сделали. Что нужно было найти? - Как мы это находили? - Рассмотрим 3 задачу, прочитаем ее (читает 1 ребенок). - Чем похожа эта задача на ту, которую мы только что решали? - Что требуется узнать? - Кто хочет решить на доске? - Ребята, а нельзя ли найти скорость сближения? Как? А дальше как решать задачу, чтобы найти расстояние второго лыжника? 1) 78 : 3 = 26 (км/ч) – скорость сближения (сумма скоростей лыжников) 2) 26 – 12 = 14 (км/ч) Ответ: скорость второго лыжника – 14 км/ч. (Ребёнок у доски объясняет, что сначала нашёл скорость сближения, а дальше расстояние второго лыжника) - Ребята, а кто-нибудь решил другим способом? 1) 12 • 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник. 2) 78 – 36 = 42 (км) – прошел второй лыжник. 3) 42 : 3 = 14 (км/ч).) - А какой способ вы считаете наиболее рациональным? - Давайте обобщим то, что мы сделали. Что нужно было найти? - Как мы это находили? | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. - На встречу друг другу. - Стрелками. - Они вышли одновременно. - Красным флажком. - Каждый будет идти 3 часа. - Первый идет со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. - Второй лыжник. Он шел с большей скоростью, а времени затратил столько же, сколько первый. - Расстояние между поселками. - Сначала узнаем расстояние, которое прошел первый лыжник до встречи, затем – расстояние, которое прошел второй лыжник до встречи, после этого можно будет узнать все расстояние. - Расстояние между поселками. - Скорость сближения умножили на время встречи. - Это обратная задача. - Через сколько часов встретились лыжники. - Скоростью сближения. - Мы находили время встречи лыжников. - Весь путь делили на скорость сближения. - С какой скоростью шел 2 лыжник. - Скорость 2 лыжника. - Скорость сближения отнял скорость 1 лыжника. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | Учебник страница 16 | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф.П Словесные методы( беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - С какой скоростью мы сегодня познакомились? - Как найти скорость сближения? |
- Скорость сближения. - Vсб.=V1+V2. | П: умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Учебник страница 16, доска. | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (Практические методы (работа скарточками) Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. 2.Контролирует работу. - Посмотрите на доску. На ней изображены схемы для 1 и 2 вариантов. Ваша задача решить их любым удобным способом. 1 вариант 2 вариант - На эту работу вам дается 10 мин. Затем обменяйтесь тетрадями для проверки. Если все правильно, то нарисуйте зеленый кружок. |
- 1) 66:2=33 (км/ч) – скорость сближения 2) 33-18=15 (км/ч) – скорость второго велосипедиста Ответ: скорость второго велосипедиста 15 км/ч. - 1) 3+5=8 (км/ч) – скорость сближения 2) 48:8=6 (ч) – расстояние Ответ: через 6 часов встретятся два пешехода. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | Учебник страница 16. | ||||||||||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесные методы (беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | - Рассмотрим № 62. Выполните самостоятельно. Задача 1: Из двух посёлков одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода и встретились через 2 часа. Один пешеход шел со скоростью 4 км/ч, другой – 5 км/ч. Какое расстояние между поселками? 2) 5 ∙ 2 = 10 (км) – прошёл 2-ой пешеход. 3) 8 + 10 = 18 (км) 1) 4 + 5 = 9 (км/ч) – скорость сближения. 2) 9 ∙ 2 = 18 (км) Ответ: 18 км расстояние между посёлками. 2) 18 : 9 = 2 (ч) Ответ: 2 часа пешеходы встретятся. 2) 18 − 8 = 10 (км) – прошёл 2-ой пешеход. 3) 10 : 2 = 5 (км/ч) 2) 9 – 4 = 5 (км/ч) Ответ: 5 км/ч скорость второго пешехода. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | Доска, учебник страница 16. | |||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Какие задачи мы научились сегодня решать? - Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их? - Оцените свою работу на уроке. Поднимите зеленый карандаш, если вы со всем справились. Поднимите Желты карандаш, если было трудно, но со всем справились. Поднимите красный карандаш, если вам было трудно, и вы не справились. - Домашнее задание на доске, стр. 16 №64 + примеры под красной чертой. | Определяют уровень работы класса при групповой работе. - Задачи на встречное движение. - 1. Познакомиться со способом решения задач на встречное движение. 2. Научиться решать задачи на встречное движение. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-175385-1358699835.jpg)
Тема урока: «Решение задач на встречное движение»
Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507510-1414326122.jpg)
Конспект урока: «Решение задач на встречное движение»
Предмет: математикаТема урока: «Решение задач на встречное движение»Класс: 4...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672760-1443024343.jpg)
Урок "Решение задач на встречное движение" 4 класс
Урок "Решение задач на встречное движение" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/28/picture-773023-1569671153.jpg)
Конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы"
Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Формирование умения решать задачи на движение, содействование развитию практических ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/28/picture-773023-1569671153.jpg)
Конспект урока "Решение задач на встречное движение."
Цели урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Планируемые результаты:· Предметные: закрепить умение решать задачи на встр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/28/picture-773023-1569671153.jpg)
конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы."
Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Систематизировать знания детей о единицах измерения массы;Планируемые результаты:·...
Конспект урока "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ" Школа России 4 класс
Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в выражениях со скобками и без скобокТип урокаКомплексн...