Конспект урока математики "Решение задач на встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_telegina_4v.docx823.86 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 30. 01. 2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 4 «В»

Урок: 4

Время: 16:40 – 17:20           Кабинет: 214

Студент: Телегина Виолетта Максимовна

Группа: 35

Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

Тема урока «Решение задач на встречное движение»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование умения решать задачи на встречное движение.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с задачами на встречное движение.

2. Научить решать задачи на встречное движение.

3. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

Предметные:

1. Уметь использовать при решении задач на встречное движение и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем.

2. Уметь использовать единицы величин при решении задач (время, скорость).

Развивающие:

1. Развивать умение принимать коллективное решение;

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

2. Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Воспитывать умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

УМК: «Школа России» учебник математики 4 класс 2 часть М. И. Моро.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

 2.Настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виолетта Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

- Сядьте правильно, спину ровно. Если у вас хорошее настроение — похлопайте в ладоши.

- Если вы дружны — пожмите руки со своим соседом по парте.

- Если вы любите себя — погладьте себя по голове.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

- Приветствуют.

 

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы выполняли № 58 на стр. 15. Проверяем устно. Если согласны с ответом, показываем палец вверх.

- Давайте вспомним как найти скорость, расстояние и время.

- S=Vt

- V=S:t

- t=S:V

- Что такое скорость (V)?

- Что такое расстояние (S)?

- Что такое время (t)?

- Скажите, где в жизни могут встретится эти понятия?

- Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача заполнить 2 таблицы.

Скорость

Время

Расстояние

Черепаха

5 м/мин

3 мин

?

Слон

100 м/мин

10 мин

?

Скорость

Время

Расстояние

5 км/ч

?

20 км

1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

- 1) 73 − 63 = 10 (л.) – Маше.

2) 73 − 65 = 8 (л.) – Оле.

3) 73 − 10 − 8 = 55 (л.) – бабушке.

Ответ: Маше – 10 л., Оле – 8 лет, бабушке – 55 лет.

- Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.

- Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.

- Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.

- Расстояние, пройденное за единицу времени.

- Длина от одного пункта до другого.

- Промежуток между началом и концом движения.

- Скорость 5 м/мин умножим на время 3 мин, получится 15 метров. Это расстояние, которое прошла черепаха.

Скорость 100 м/мин умножим на время 10 мин, получится 1000 метров. Это расстояние, которое прошёл слон.

5 · 3 = 15 (м)

100 · 10 = 1000 (м)

Ответ: черепаха за 3мин прошла 15 м, а слон за 10 мин прошёл 1000 м.

- 20 : 5 = 4 (ч)

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- Сейчас к доске выйдут 2 добровольца. Я им скажу на ухо, что им нужно делать, а ваша задача угадать что они делают.

- Ребята, кто знает. Что такое встречное движение?

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

- Двигаются на встречу друг другу.

-Встречное движение – движение навстречу друг другу.

- «Решение задач на встречное движение»

- 1. Познакомиться со способом решения задач на встречное движение.

2. Научиться решать задачи на встречное движение.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический(работа с учебником)

  1. Организовывает работу обучающихся.

- Открываем тетради, записываем 30 января, Классная работа.

- Откройте учебник на стр. 16. Рассмотрим № 61. Смотрим на 1 задачу.

Прочитайте задачу (читает 1 ребенок). Как движутся лыжники? 

– Как это показано на чертеже? 

Что известно о времени их выхода?

– Как обозначено место встречи?

– Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник? 

– Известны ли скорости лыжников?

– Который из лыжников пройдет до встречи большее расстояние? Почему?

– Что требуется узнать?

- Хорошо, зарисуйте чертеж к себе в тетрадь.

- Кто-нибудь знает, как решать эту задачу?

- Составим план решения:

- Что узнаем первым действием? Как?  

- Что узнаем вторым действием? Как?

- Третьим действием? Как?

- Решаем. Я решаю на доске, а вы в тетрадях:

1) 12 · 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник

2) 14 · 3 = 42 (км) – прошел второй лыжник

3) 36 + 42 = 78 (км)

– Эту задачу можно решить другим способом.

– Кто догадался, как по-другому решить задачу?

Более рационально. Если лыжники сближаются каждый час, то что мы узнаём?

В первом действии мы должны найти скорость сближения. Как это сделать? А дальше как найти расстояние?

(Рассказывают план решения. Решение записывают отдельными действиями – 2 способом решает ребёнок у доски).

- Давайте запишем решение. Кто хочет решить на доске?

1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения (сумма скоростей двух лыжников)

2) 26 · 3 = 78 (км).

Ответ: 78 километров между поселками.

- Давайте обобщим то, что мы сделали. Что нужно было найти?

- Как мы это находили?

Физкультминутка

Крепко зажмурились пару секунд.

Смотрим вверх, вниз, вправо, влево (2 раза).

Закроем глаза.

Быстро моргнем 3 раза.

Вращаем по кругу туда и обратно.

Откроем глаза, начнем заниматься.

- Теперь рассмотрим 2 задачу, прочитайте ее (читает 1 ребенок).  

- Что общего между условиями первой задачи и второй?

Что требуется узнать?

Как же узнать через сколько часов произошла встреча?

Какой скоростью мы будем пользоваться?

- Сейчас один выходит к доске, остальные работают у себя в тетрадях. Затем вместе проверим.

- Проверяем:

1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения

2) 78 : 26 = 3 (ч)

- У кого получилось не так?

- Давайте обобщим то, что мы сделали. Что нужно было найти?

- Как мы это находили?

- Рассмотрим 3 задачу, прочитаем ее (читает 1 ребенок).

- Чем похожа эта задача на ту, которую мы только что решали?

- Что требуется узнать?

- Кто хочет решить на доске?

- Ребята, а нельзя ли найти скорость сближения? Как? А дальше как решать задачу, чтобы найти расстояние второго лыжника?

1) 78 : 3 = 26 (км/ч) – скорость сближения (сумма скоростей лыжников)

2) 26 – 12 = 14 (км/ч)

Ответ: скорость второго лыжника – 14 км/ч.

(Ребёнок у доски объясняет, что сначала нашёл скорость сближения, а дальше расстояние второго лыжника)

- Ребята, а кто-нибудь решил другим способом?

1) 12 • 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник.

2) 78 – 36 = 42 (км) – прошел второй лыжник.

3) 42 : 3 = 14 (км/ч).)

- А какой способ вы считаете наиболее рациональным?

- Давайте обобщим то, что мы сделали. Что нужно было найти?

- Как мы это находили?

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- На встречу друг другу.

- Стрелками.

- Они вышли одновременно.

- Красным флажком.

- Каждый будет идти 3 часа.

- Первый идет со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч.

- Второй лыжник. Он шел с большей скоростью, а времени затратил столько же, сколько первый.

- Расстояние между поселками.

- Сначала узнаем расстояние, которое прошел первый лыжник до встречи, затем – расстояние, которое прошел второй лыжник до встречи, после этого можно будет узнать все расстояние.

- Расстояние между поселками.

- Скорость сближения умножили на время встречи.

- Это обратная задача.

- Через сколько часов встретились лыжники.

- Скоростью сближения.

- Мы находили время встречи лыжников.

- Весь путь делили на скорость сближения.

- С какой скоростью шел 2 лыжник.

- Скорость 2 лыжника.

- Скорость сближения отнял скорость 1 лыжника.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Учебник страница 16

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф.П

Словесные методы( беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- С какой скоростью мы сегодня познакомились?

- Как найти скорость сближения?

  1. Отвечают на вопросы учителя.

- Скорость сближения.

- Vсб.=V1+V2.

П: умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Учебник страница 16, доска.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (Практические методы (работа скарточками)

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

2.Контролирует работу.

- Посмотрите на доску. На ней изображены схемы для 1 и 2 вариантов. Ваша задача решить их любым удобным способом.

1 вариант

2 вариант

- На эту работу вам дается 10 мин. Затем обменяйтесь тетрадями для проверки. Если все правильно, то нарисуйте зеленый кружок.

  1. Выполняют самостоятельную работу.

-  1) 66:2=33 (км/ч) – скорость сближения

2) 33-18=15 (км/ч) – скорость второго велосипедиста

Ответ: скорость второго велосипедиста 15 км/ч.

- 1) 3+5=8 (км/ч) – скорость сближения

2) 48:8=6 (ч) – расстояние

Ответ: через 6 часов встретятся два пешехода.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Учебник страница 16.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесные методы (беседа)

Практический(работа с учебником)

Внешний контроль

- Рассмотрим № 62. Выполните самостоятельно.

Задача 1: Из двух посёлков одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода и встретились через 2 часа. Один пешеход шел со скоростью 4 км/ч, другой – 5 км/ч. Какое расстояние между поселками?
1) 4 ∙ 2 = 8 (км) – прошёл 1-ый пешеход.

2) 5 ∙ 2 = 10 (км) – прошёл 2-ой пешеход.

3) 8 + 10 = 18 (км)
II способ:

1) 4 + 5 = 9 (км/ч) – скорость сближения.

2) 9 ∙ 2 = 18 (км)

Ответ: 18 км расстояние между посёлками.
Задача 2: Из двух посёлков одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода: один со скоростью 4 км/ч, а другой – со скоростью 5 км/ч. Расстояние между посёлками 18 км. Через сколько часов пешеходы встретятся?
1) 4 + 5 = 9 (км/ч) – скорость пешеходов.

2) 18 : 9 = 2 (ч)

Ответ: 2 часа пешеходы встретятся.
Задача 3: Из двух посёлков одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода и встретились через 2 ч. Расстояние между посёлками 18 км. Первый пешеход шёл со скоростью 4 км/ч. С какой скоростью шёл второй пешеход.
1) 4 ∙ 2 = 8 (км) – прошёл 1-ый пешеход.

2) 18 − 8 = 10 (км) – прошёл 2-ой пешеход.

3) 10 : 2 = 5 (км/ч)
II способ:1) 18 : 2 = 9 (км/ч) - скорость сближения.

2) 9 – 4 = 5 (км/ч)

Ответ: 5 км/ч скорость второго пешехода.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической и диалогических высказываний.

Доска, учебник страница 16.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Какие задачи мы научились сегодня решать?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите зеленый карандаш, если вы со всем справились. Поднимите Желты карандаш, если было трудно, но со всем справились. Поднимите красный карандаш, если вам было трудно, и вы не справились.

- Домашнее задание на доске, стр. 16 №64 + примеры под красной чертой.

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

- Задачи на встречное движение.

- 1. Познакомиться со способом решения задач на встречное движение.

2. Научиться решать задачи на встречное движение.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Решение задач на встречное движение»

Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...

Конспект урока: «Решение задач на встречное движение»

Предмет: математикаТема урока: «Решение задач на встречное движение»Класс: 4...

Урок "Решение задач на встречное движение" 4 класс

Урок "Решение задач на встречное движение" 4 класс...

Конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы"

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Формирование умения решать задачи на движение, содействование развитию практических ...

Конспект урока "Решение задач на встречное движение."

Цели урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Планируемые результаты:·        Предметные: закрепить умение решать задачи на встр...

конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы."

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Систематизировать знания детей о единицах измерения массы;Планируемые результаты:·...

Конспект урока "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в выражениях со скобками и без скобокТип урокаКомплексн...