Конспект урока по математике 2 класс "Умножение на 1 и на 0"
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Ижбулдина Алеся Константиновна

Конспект урока по математике 2 класс "Умножение на 1 и на 0" Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_na_0_i_1.doc53 КБ
Файл prezentatsiya_umnozhenie_na_0_i_1.pptx722.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Умножение на 0 и 1

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

  1. Сформировать представления о частных случаях умножения на 0 и 1, умение применять для вычислений;
  2. Закрепить переместительное свойство умножения, счетные умения, знание шагов учебной деятельности и умение применять УУД для решения учебных задач по математике;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, аналогия, умение выполнять действия по алгоритму; развивать внимание, память, логическое мышление, речь, коммуникативные умения, познавательный интерес.

Оборудование: презентация; планшет; материалы к занятию: эталон смысла действия умножения, эталон переместительного свойства умножения, правило умножения числа на 1, правило умножения числа на 0; карточки с выражениями; учебник Математика, 2 класс,  Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова; рабочая тетрадь Математика, 2 класс, часть 2,  Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Учитель открывает Слайд 1.

Работа мастера боится.

- Прочитайте предложение.

- Что это? (Пословица)

- Как вы её понимаете? (Если хорошо потрудишься,  справишься с любым делом)

- Вспомните,  над какой темой работали на предыдущем уроке. (Переместительное свойство умножения)

- С каким действием связано это свойство? (С умножением, со сложением)

- Сегодня вы узнаете новое о действии умножение. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.

- Какие шаги вы должны выполнить на уроке при открытии нового? Слайд 2

- С чего начнем работу на уроке? (с повторения необходимых знаний)

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)

2.1Учитель открывает на доске задание 1.

7 · 6 * 6 · 7

2 · 35 * 35 · 2

- Что нужно сделать? (Сравнить выражения)

- Какие знаки вы поставите? (Знак «равно»)

- На каком основании? (На основании правила переместительного свойства умножения)

- Назовите это свойство. (От перестановки множителей произведение не изменяется)

Учитель открывает на доске эталон:

a · b = b · a

Учитель открывает задание 2.

2.2 – Теперь рассмотрите выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях складываются одинаковые слагаемые).

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =

3 + 3 + 3 + 3 + 3 =

- Какое задание вы можете выполнить? (Представить каждое выражение с помощью действия умножения)

- Что нужно помнить, чтобы правильно составить выражения? (Первый множитель показывает, чему равно каждое слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется)

Учитель открывает на доске эталон

a + a + … + a = a · b

      b раз

- Запишите выражения с помощью действия умножения. Кто хочет поработать у доски?

Один учащийся работает у доски, проговаривая правило, остальные учащиеся работают в тетрадях.

  1.  – Следующее задание:

4 · 3 =        

15 · 2=

- Что нужно сделать? (Вычислить произведение, заменяя умножение сложением)

Один учащийся работает у доски, остальные в тетради.

  1. – Что повторили?

– Почему я выбрала именно данные задания? (Данные умения и знания нам пригодятся для открытия нового знания)

- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое)

Учитель открывает Слайд 3 задание для пробного действия:

6 · 1                   7 · 0

- Чем задание отличается от предыдущих? (Мы умножали на однозначные числа, кроме 1 и 0)

- Где такие задания могут встретиться? (В выражениях, в решении задач,  …)

- Нужно ли научиться их решать?

- Найдите значение выражения известным вам способом.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Планшеты, прикрепить карточку.

- Кто не смог найти значение выражения?

Учащиеся поднимают руки.

- В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить задание)

- А кто смог получить ответ?

Учитель записывает варианты ответов на доску.

- Докажи правильность решения с помощью правила. (Я не могу обосновать правильность решения)

- Молодцы,  что смогли сформулировать свое затруднение.

- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение)

- Но сначала отдохнём.

Физминутка (1 мин)

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

3. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

- Какое задание выполняли? (Мы умножали 6 на 1, 7 на 0)

- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых)

- Где возникло затруднение? (Нельзя записать сумму, состоящую только из одного  слагаемого)

- Значит,  какого правила мы не знаем?  (Мы не знаем правила умножения числа на 1 и на 0)

4. Построение проекта выхода из затруднения (4 мин)

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать правило умножения числа на 1 и на 0) Слайд 4

- Значит, какая тема нашего урока? (Умножение на 1 и  на 0) На доске

- Давайте подумаем, что вам может. (Переместительное свойство умножения)

- Как может помочь переместительное свойство умножения? (Мы можем поменять множители местами)

- Составьте план действий.

Фронтально составляется план выхода из затруднения. Учитель пошагово фиксирует его Слайд 5.

  1. Поменяем местами множители.
  2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых.
  3. Найдем результат.
  4. Сформулируем правило.
  5. Запишем правило в общем виде.

- Молодцы! Составленный вами план действий должен привести к положительному результату.

5. Реализация построенного проекта (5 мин).

- Для быстрого и качественного получения результата предлагаю поработать в группах.

- Вспомним правила работы в группах Слайд 6.

- Ваша задача в группах, используя составленный план, вывести правило умножения числа на 1 и на 0.

Дети работают в группах.

- Время вышло,  представьте результаты вашей групповой работы.

На доске (Одна из групп представляет результат)

- Что заметили? (У всех одинаковые результаты или нет)

- Представить правила в общем виде можно так:

a · 1 = 1 · a = a

a · 0 = 0 · a = 0

- Как проверить полученные вами открытия? (Нужно посмотреть в учебнике)

- Откройте учебники на странице 85, прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух.

- Смогли преодолеть затруднение и самостоятельно открыть новые правила?

- Что теперь можете делать? (Умножать на 0 и на 1)

- Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Физминутка (1 мин)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели,

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали,

И за кустиком пропали.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин).

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания)

6.1 Фронтальная работа.

- Для закрепления данного умения, предлагаю выполнить задание. Открывает выражения на доске.

1 · 4

2 · 1

0 · 5

8 · 0

- Что нужно сделать? (Найти значение выражений)

- На что будем опираться при вычислении? (Правила, эталон)

- Кто хочет поработать у доски?

-  Пожалуйста! Остальные работают в тетради.

Фронтальная работа у доски. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

6.2 Работа в парах.

- Предлагаю поработать в парах. Найдите в  №1 (3 столбик) на странице 85. Слайд 7.

- Что нужно сделать? (Заполнить пропуски)

-  Заполните пропуски и найдите значение выражений в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах  с комментированием.

- Проверьте свои результаты по образцу и эталону  (по щелчку).

№ 1 (3 ст.), стр. 85

a · 1 = 1 · a = a

1 · 7 = 7 · 1 = 7

a · 0 = 0 · a = 0

0 · 2 = 2 · 0 = 0

- Кто из вас ошибся? Где допущена ошибка? Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок?

- Исправьте ошибки.

- Какой следующий шаг на уроке? (Самостоятельная  работа, чтобы проверить себя, справимся ли мы самостоятельно)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин).

- Возьмите карточку у вас на столах.

- Выполните её самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Самопроверка осуществляется по образцу для самопроверки Слайд 8.

a · 1 = 1 · a = a                                a · 0 = 0 · a = 0

54 · 1 = 54                                     6 · 0 = 0

1 · 27 = 27           0 ·  35 = 0

- У кого задание вызвало затруднение? В чем причина затруднения?

- Как устранить ошибки?

- Поднимите руку,  у кого все верно!

- Оцените свою работу.

- Нужно потренироваться в решении таких выражений?

8. Включение в систему знаний и повторение (3 мин)

- Где можно встретить умножение числа на 0 и 1?

- Найдите  в рабочей тетради задание №2 на странице 84.

- Прочитайте задание. (Сравни)

- Какой знак поставим в первом выражении? (>). Почему?

- Во втором? (=) Почему?

- В третьем? (=)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

 - Какую цель ставили перед собой на данном уроке? (Узнать правило умножения на 0 и 1)

- Вам удалось достичь цели? Докажите.

- Каким способом  мы открыли новое правило? (Способ рассуждения, использовали переместительное свойство умножения)

- Вспомните пословицу, с которой  начали урок Слайд 9.  

- Кто смог открыть правило сам?

- Теперь оцените свою деятельность на уроке в Дневнике второклассника Слайд 10

- Те из вас, кто ничего не понял на уроке и допустил 2 ошибки в самостоятельной работе, поставьте себе  3 балла.

- Поднимите руку,  кто поставил 3 балла.

- Какой вывод по своей работе вы можете сделать? (Нам нужно разобраться в новой теме)

- Те кто, понял, но допустил 1 ошибку в самостоятельной работе, поставьте себе 4 балла.

- И если вы разобрались с новой темой, можете дома рассказать, не допустили ошибок в самостоятельной работе, то вам сегодня 5 баллов.

- Поднимите руку, те ребята, кто поставил себе 4 балла. Что вам нужно ещё сделать? (Повторить, потренироваться)

- Кто поставил себе 5 баллов?

-Многие  поставили себе высокий балл  и это замечательно. Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

- Встречаются еще трудности при решении таких примеров? (Да и нет)

- Где можно над ними поработать? (Дома, выполнив домашнее задание)

Слайд 11

- Предлагаю потренироваться дома, выполнив №1, №3 в рабочей тетради на странице 84, выучить правило  стр. 85. А для тех, кто любит преодолевать трудности, предлагаю  дополнительное задание -  составить свои выражения на умножение с 0 и 1.

- Спасибо за хорошую работу на уроке! Слайд 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа мастера боится.

Слайд 3

6 · 1 7 · 0

Слайд 4

Цель - узнать правило умножения числа на 0 и 1; - научиться применять правило при вычислениях

Слайд 5

План 1. Поменяем местами множители 2.Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых 3. Найдем результат 4. Сформулируем правило 5. Запишем правило в общем виде

Слайд 6

Работа в группах

Слайд 7

№1 (3 столбик) стр. 85 a · 1 = 1 · a = a 1 · 7 = 7 · 1 = 7 a · 0 = 0 · a = 0 0 · 2 = 2 · 0 = 0

Слайд 8

a · 1 = 1 · a = a 54 · 1 =54 1 · 27 =27 a · 0 = 0 · a = 0 6 · 0 =0 0 · 35 =0

Слайд 9

Работа мастера боится.

Слайд 10

Домашнее задание 1) р.т. №1, №3 стр. 3, правило стр. 85 2) Дополнительное задание – составить выражения на умножение с 0 и 1

Слайд 11

Спасибо за хорошую работу!

Слайд 12

3 балла - н е понял, допустил 2 ошибки в самостоятельной работе 4 балла - понял , есть ошибка в самостоятельной работе 5 баллов - понял , могу рассказать, нет ошибок в самостоятельной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...