Конспект урока математики "Табличное умножение и деление с числом 4"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Хуснутдинова Эвелина Даниловна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablichnoe_umnozhenie_i_delenie_s_chislom_4.doc432 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 01.10.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 3Б

Урок: 3

Время:            Кабинет:

Студент: Хуснутдинова Эвелина

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

Тема урока “Табличное умножение и деление с числом 4»

Тип урока: Общеметодологический

Цель урока: Формирование умения составлять таблицу умножения и деления с числом 4.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать знания о таблице умножения и деления на 4;

2. Формировать умения решать уравнения;

3. Актуализировать знания о компонентах действий;

4. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

5. Совершенствовать умения анализировать и решать задачи.

Предметные:

1. Решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу в таблице, планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ;

2. Составлять текстовую задачу;

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно определять и формулировать познавательную цель, проблему урока, анализ и синтез;

2. Развивать умение выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать;

Личностные:

1. Проявляют доброжелательное отношение к мнению собеседников;

2. Выражают положительное отношение к учёбе.

3. Пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в парах;

2.Воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

3. Воспитывать умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

УМК: “Школа России» М.И Моро 2020; 3 класс, 1 часть.

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

- Здравствуйте! Меня зовут Эвелина Даниловна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Сейчас мы с вами проведём математический диктант, я буду читать, а вы записывать

ответ. Но для начала давайте повторим компоненты умножения и деления.

1. Произведение каких чисел равно 15? (5*3)

2. Первый множитель 6, второй 3. Найдите произведение. (18)

3. Чему равно произведение чисел 6 и 2? (12)

4. 7 х 3 . (21)

5. Произведение каких чисел равно 24? (6 и 4, 8 и 3)

6. Какое число надо умножить на 8, чтобы получить 16? (2)

7. Чему равно частное чисел 15 и 5? (3)

8. 18 : 2 (9)

9. 16 : 2 (8)

10. Делимое 32, делитель 4 Чему равно частное? (8)

Итак, давайте проверим. Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Если ответ правильный- ставьте «+», неправильный « - ».

( Ответы изображены на слайде)

Первый множитель, второй множитель, произведение. Делимое, делитель, частное.

К: планирование учебного сотрудничества;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

- Рассмотрим ряд чисел, расположенных в порядке возрастания.

0 4 8 12 16 20 24 28 32 36

- Что интересного вы заметили?

- Да, все верно. Вспомните, какие предметы или явления обязательно связаны с этим числом?

- Ребята, посмотрите на слайд и вычислите.

4+4+4+4

- А как по-другому можно решить этот пример, чтобы было быстрее

То есть число 4 мы сколько раз возьмем?

- Правильно, по 4 взяли 4 раза

- Если мы воспользуемся таблицей умножения, тогда какой пример у нас с вами

получится?

- Умножение и деление – взаимно обратные действия. Почему?

- Теперь давайте с этим выражением составим примеры на деление для этого нужно

вспомнить?

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Тема нашего урока таблица умножения и деление с числом 4

- Давайте поставим задачи на наш урок

1) Составить таблицу умножения и деления с числом 4

2) Решить задания на таблицу умножения.

- Молодцы, ребята!

- Все числа четные; Каждое последующее на 4 больше предыдущего.

- 4 времени года, 4 стороны света

- Сложение одинаковых слагаемых заменить умножением

- 4 раза

- 4*4=16

- Если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель.

- Таблицу умножения с числом 4

 4*4 = 16    16:4 = 4

К: строить речевое высказывание;
Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

«Открытие детьми нового знания»

(7-8мин)

Построение детьми нового

Построение детьми нового

способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Внешний контроль

- Давайте еще раз вернемся на этот ряд чисел: 0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 - не просто числа, это ответы из таблицы умножения.

- Сколько точек в первом квадрате?

- Первый множитель 4, второй множитель 1, произведение 4

- Посмотрите дальше как

будет? А во втором?

- В каждом квадрате по 4 точки, таких квадратов мы взяли 2 Значит надо 4 взять 2 раза.

- Какой пример можно записать, если 4 мы взяли по 2 раза?

Первый множитель 4, второй увеличился на 1, потому что второй множитель показывает

сколько раз нужно взять первый множитель. Поэтому произведение увеличилось на 4

Мы уже с вами сказали, что в каждом квадрате по 4 точки. А если мы возьмем три

квадрата, то сколько получится? Какой пример мы составим?

- Какой пример, мы с вами можем записать, если 4 мы взяли по 4 раза?

- Что у нас получится, если мы возьмем 4 по 5 раз?

- Какой пример мы составим, если возьмем 4 6 раз?

- В одном квадрате 4 точки мы возьмем 7 раз, что у нас получится?

- Мы взяли 4 8 раз, какой пример получится?

-  4 возьмем 9 раз, что получится?

- Посмотрите на произведение, что вы заметили?

- Да, совершенно верно. Это и есть таблица умножения числа 4

- Таблицу умножения с числом 4 мы составили, теперь давайте составим таблицу

деления с числом 4

- Вы записывали примеры в столбик, теперь записываем рядом же с ними.

- Первый пример у нас 4*1=4. Вспомним взаимосвязь компонентов действия

умножения.

- Произведение у нас 4 , если мы его разделим на первый множитель 4, то какой второй

множитель мы получим?

- Как мы это запишем?

- Рассмотрим следующий пример 4*2=8 Произведение у нас 8, если мы разделим на

первый множитель 4, то какой множитель мы получим?

- Молодцы! Составляем далее. Один человек выходит к доске, остальные делают в тетради.

- Итак, что, вы заметили , когда составляли таблицу. Как менялось произведение?

- Да, совершенно верно!Ребята, а давайте откроем учебник на с.34. найдем таблицу и

сравним правильно ли делали.

- Давайте заполним пропуски, что не хватает во 2 столбике, какое выражение?

- Верно, а в 4?

- Молодцы! А теперь давайте немножко отдохнем.

- 4

- Тоже 4

-  4*2=8

-4*3=12

-  4*4=16

- 4*5=20

- 4*6=24

- 4*7=28

- 4*8=32

- 4*9=36

-  Каждое последующее произведение увеличивается на 4

- Если разделить произведение на первый множитель, то что мы получим второй

множитель.

- 1

- 4:4=1

- 2

-  При умножении произведение увеличивалось на 4, а при делении на 1

-  4*4

- 16:4

П: осознавать познавательную задачу;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
Р:саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

- Давайте выполним задание под №1.

- Выходим к доске, по цепочки, начиная с первого ряда.

9*4=36

5*4=20

4*7=28

4*8=32

24:4=6

16:4=4

9+(14-5)=

- Давайте решим по действиям. Какое первое действие?

- Верно, решаем следующий пример

24-(19+4)=1

37+44=81

62-36=26

- В скобках. 14-5=9. Далее 9+9=18

-1)19+4=23

2)24-23=1

Р:  планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

К:  правильно выражать свои мысли в речи,
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- Выполняем следующее задание. Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Что нам известно?

- Что нам нужно найти?

- Что такое 32?

- А 4?

- Давайте составим краткую запись задачи в виде таблицы. Кто хочет выйти к доске?

Цена

Количество

Стоимость

4 р.

?ручек

32р.

- Что такое 4 рубля?

- Верно, значит записываем Цена- 4 р.

- Что мы ищем ?

- Верно, значит мы ищем количество ручек. Записываем

- Что такое 32?

- Верно, записываем

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?

- Как мы находим количество?

- Запишем решение задачи

- Записываем ответ

- Молодцы!

 Давайте выполним следующий номер 3 .

- Давайте выполним задание под №5. Что нам нужно сделать?

- … выходи к доске.

Х*3=21

- Назови нам компоненты умножения

- Что нам неизвестно?

- Как найти первый множитель?

- Записываем

Х*3=21

Х=21:3

Х=7

7*3=21

21=21

- Выполняем следующий пример

15:х=5

- Назови компоненты

- Что неизвестно?

- Как мы найдем?

- Записываем

15:х=5

х= 15:5

Х=3

15:3=5

5=5

- Следующий пример

Х-17=46

- Назови компоненты

- Что нам неизвестно?

- Как мы найдем уменьшаемое?

- Записываем

Х-17=46

х=46+17

Х=63

63-17=46

46=46

48-х=29

- Назовите компоненты

- Что нам неизвестно?

- Как мы можем найти его?

- Записываем

48-х=29

Х=48-29

Х=19

48-19=29

29=29

Х+24=56

- Назовите компоненты

- Что нам неизвестно

У: Как мы его найдем?

- Верно, записываем

Х+24=56

Х=56-24

Х=32

32+24=56

56=56

37+х=70

- Что нам неизвестно?

- Как мы его найдем?

- Молодцы! Записываем

37+х=70

Х=70-37

Х=33

37+33=70

70=70

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

Резервное задание

- Давайте решим задачу под номер 4. Прочитайте задачу.

- О чем задача?

- Что нам известно?

- Каков вопрос задачи?

- Давайте составим краткую запись в виде таблицы

Количество маляров в 1

бригаде

Количество бригад

Всего маляров

3

?

2

?

- Сколько человек работало в одной бригаде?

- Как узнать, сколько человек было в 3 бригадах?

- Записываем

6*3=18 (ч.)- В 3-х бригадах

- Как мы узнаем сколько человек в 2 бригадах?

- Записываем

6*2=12 (ч.)-в 2-х бригадах

Ответ: 18 человек, 12 человек

- Молодцы!

- О ручках

- Что их продали на 32 рубля по 4 рубля за каждую.

- Сколько ручек продали

- Стоимость всей покупки

- Цена 1 ручки

-  Цена 1 ручки

- Сколько ручек продали

- Стоимость

- Да

- Нам известно цена и стоимость покупки.

- Стоимость делим на цену

- 32:4=8

- Решить уравнение

- Первый множитель, второй множитель, произведение.

- Первый множитель

- Произведение разделить на второй множитель.

-  Делимое, делитель, частное

- Делитель

- Делимое разделим на частное

- Уменьшаемое, вычитаемое, разность

- Уменьшаемое

- К разности прибавим вычитаемое

- Уменьшаемое, вычитаемое, разность

- Вычитаемое

- Из уменьшаемого вычесть разность

- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

- Первое слагаемое

- Из суммы вычтем второе слагаемое

- Второе слагаемое

- Из суммы вычтем первое слагаемое

- О бригаде маляров

- Что на стройке работали 3 бригады по 6 человек в каждой

- Сколько маляров было в 3 бригадах? В 2 бригадах?

- 6

- Нужно 6 умножить на 3

- 6 умножим на 2

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

- Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока, что мы изучали?

- Какое задание для вас показалось трудным?

-На этом наш урок подошел к концу. Мне понравилось с вами работать. До свидания!

- Таблица умножения и деления с числом 4

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление». 3 класс

Цель урока: Совершенствовать: навык письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное число.Задачи:  - закреплять умения и навыки умножения и деления многозначного числа на одноз...

Конспект урока "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2", 2 кл,УМК "Школа России"

Тема: «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2» («Школа России»)Тип урока: открытие новых знанийЦель деятельности учителя : Продолжать формировать умения учащихся письменно умнож...

План конспект урока "Таблица умножения и деления с числом 5"

Урок по математике  3 класс " Таблица умножения и деления с числом 5"Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: учить выполнять умножение и деление на 5Планируемые результаты:личностные ...

Открытый урок "Таблица умножения и деления с числом с числом 8".

Открытый урок "Таблица умножения и деления с числом с числом 8"....

Разработка урока математики в 3 классе Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 9».

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 9.Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснять значения выражений в конт...

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление...