Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема
план-конспект урока по математике (1 класс)
Обучение навыкам решения сюжетных задач в одно действие, умению моделировать задачу с помощью краткой записи, рисунка, схемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема | Тип: ОНЗ | ||
Цель урока: обучение навыкам решения сюжетных задач в одно действие, умению моделировать задачу с помощью краткой записи, рисунка, схемы. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: П1. Понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью различных средств: текст, рисунок, схема; П2. Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос). П3. Представлять условие задачи в виде рисунка, схемы или краткой записи; П4. Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); | Метапредметные: Регулятивные МР1. Принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; МР2. Оценивать рациональность своих действий; МР3. Участвовать в совместной деятельности при решении задач. МР4. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, находить ошибки в своей работе Познавательные МП1. представлять текстовую задачу, в виде модели, схемы, рисунка, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой; МП2. Читать, интерпретировать графически представленную информацию; МП3. Представлять информацию в заданной форме Коммуникативные МК1. Различать и использовать математические знаки; МК2. Комментировать процесс решения; МК3. высказывать суждения, приводить доказательства своей правоты; МК4. Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; МК5.Самостоятельно составлять текст задачи. | Личностные: Л1. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем. Л2. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Ресурсы урока: презентация; рабочие листы. УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2023г. Под редакцией М.И. Моро. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Организационный момент Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Садитесь. Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. Я буду называть предмет, а вы его поднимаете, а потом аккуратно кладёте на место. На каждый урок математики нужно готовить: пенал, синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, цветные карандаши, учебник, рабочую тетрадь. — А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть. — Почему на третьей картинке перечёркнуты предметы? — Теперь мы готовы к уроку! Учитель демонстрирует упражнение и проговаривает текст:
| Приветствуют и садятся. Демонстрируют Демонстрируют -На уроках мы не достаём игрушки, еду, гаджеты. Ученики поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Разминка. -За правильно выполненное задание вы получаете букву. Затем из этих букв вы составите имя героя, чей бабушке требуется наша помощь. - Счет до 20 и обратно - Сосчитайте от 8 до 17, от 14 до 6 - Назовите соседей числа 6, 8, 16 (К) Откройте тетради. -Посмотрите на экран, что вы видите? - В каком порядке они записаны? - Запишите их в порядке убывания? (О) - Обведите в четырёхугольник число, которое указывает на количество времен года? - Назовите их? (Б) - Какое сейчас время года? - Перечислите месяцы, относящиеся к этому времени года? (О) - Подчеркните двумя волнистыми чертами число, которое обозначает, на каком этаже находится наш класс? (К) - Подчеркните одной чертой число, которое обозначает, в каком классе вы учитесь? (Л) - Обведите в треугольник число, которое указывает на количество углов в треугольнике? (О) - Обведите в кружок число, которое указывает на лучшую оценку школьника? (К) - Из полученных букв составьте слово - Вам знакома эта сказка? - Ребята, а как вы думаете, кого называют находчивым? - Сегодня на уроке мы отправим в необычное путешествие с нашим находчивым колобком! А во время путешествия нас ожидает много интересного. Сказка: Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: - Испеки мне, старая, колобок. - Да из чего испечь-то? Муки нет. - Эх, старуха, сходи в магазин, купи сметаны, масла, муки и испеки колобок. Вот тебе 10 кантиков. Задание №1. Пошла бабушка старушка в магазин. - Помоги бабушке купить нужные продукты. Обведи в кружок те продукты, которые необходимы. - Для каждого товара указана цена. Подчеркни цену выбранных продуктов. - Определи сколько кантиков будут стоить выбранные продукты? Взаимопроверка - Посчитай, сколько кантиков останется у бабушки? Оцените себя Взаимопроверка - Как ты думаешь, что такое кантики?
Слайд 3 Устный счёт — Решим математическую цепочку и узнаем, сколько рыбок наловили Мальчики ? Слайд 4 -Сколько рыбок наловили девочки? Слайд 5 Ребята, мы с вами узнали, что Мальчики поймали 5 рыбок, а девочки — 4 рыбки. Составьте задачу по этому рисунку. Вспомните, из чего должна состоять задача? — Что нам известно? -Что будем находить? Слайд 6 — В каждой задаче есть условие и вопрос. Чтобы ответить на него, нужно решить задачу, записать решение и ответ. Кто догадался, над чем мы продолжим сегодня работу на уроке? Самоопределение к деятельности Целеполагание Слайд 7 — Сегодня мы продолжим работать с задачами, узнаем, что задачи можно кратко записать разными способами. Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число. | 1, 2, 3, 4, 5 возрастания 5, 4, 3, 2, 1 4 Зима, Весна, Лето, Осень Осень Сентябрь, Октябрь, Ноябрь 2 1 3 5 КОЛОБОК Да Ответы детей
Обводят – муку, сметану, масло 3 кантика, 2 кантика, 3 кантика 8 кантиков 2 кантика Деньги в сказке Работают только мальчики Работают только девочки Из условия и вопроса. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Слайд 8 — Вернёмся к нашей задаче. Для того чтобы решить задачу, можно сначала записать условие и вопрос кратко. Четыре ученика записали эту задачу по-разному. Поднимите руки те, кто согласен с первым вариантом краткой записи задачи. Кто согласен со вторым вариантом? Кто согласен с третьим? С четвёртым? — Те, кто согласен с первым вариантом, правы. К данным задачи можно сделать рисунок. Как вы думаете, это легко и быстро? Верно, поэтому реальные предметы мы можем заменить символами. Значит, правы и те, кто выбрал третий вариант записи. Какими символами заменили количество рыбок Гриши? Какими символами заменили количество рыбок Сони? На что указывает фигурная скобка со знаком вопроса? — Не всегда нужно делать рисунок, можно и просто записать слова кратко, как это сделал второй ученик. Значит, те, кто выбрал второй вариант, тоже правы. — А кто знает, в виде чего представлена запись под цифрой 4? Зафиксировать условие можно и в виде схемы. Посмотрите, что общего во всех этих записях/моделях задачи? -Верно, фигурная скобка нам показывает, что данные нужно объединить; сделав это, мы ответим на вопрос задачи.
Слайд 9 — С помощью какого арифметического действия будем решать задачу? Составьте выражение. Сколько получится? Как ответим на вопрос задачи? Сформулируйте ответ, заменяя слово «сколько» в вопросе найденным ответом. — Запишем решение этой задачи и ответ. Слайд 10 Сверяемся с целями — Отлично! Мы достигли первой цели. Что мы узнали? Как можно кратко записывать задачу? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Работа по теме урока. Первичное применение Слайд 11 — Что вы видите на экране? Составьте задачу по рисунку. Слайд 12 — Удобно ли вам будет, если я скажу нарисовать эти пирожные в тетради? -Тогда что мы можем сделать? -Давайте заменим пирожные красными кружками. Какая модель записи задачи у нас получится? Слайд 13 — Нарисуйте полученную схему к этой задаче. — Давайте решим задачу. Каким арифметическим действием воспользуемся? -Какое выражение составим? Сколько получится? Слайд15 Сверяемся с целями — Что мы узнали? С помощью чего научились записывать задачу кратко? Теперь потренируемся решать задачи. Слайд 17-18 — Прочитайте задачу. Выберите подходящий рисунок к задаче и решите её. — Что нужно выделить в задаче, чтобы правильно подобрать рисунок? Сначала ушли 4 динозаврика, затем ещё 2. Сколько всего динозавриков ушло с площадки? Какой рисунок подойдет? Почему не второй? — Какое выражение составим? Что запишем в решение? Сформулируйте ответ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА — Двигаем глазами по направлению стрелок. Работа по учебнику стр.90-91 | Поднимают руку по очереди в последовательности ответов. Нет, долго рисовать рыбок и героев Везде есть фигурная скобка и вопрос. Сложения. Рисунок Пример: У Гриши было 6 пирожных, 2 из них он съел. Сколько пирожных осталось у Гриши? Нет, долго рисовать. Заменить их символами. Не рисунок, а схема. Вычитанием. Условие и вопрос. Первый. На втором рисунке нужно узнать, сколько осталось. | ||
Рефлексия деятельности | |||
На рабочем листе около каждого задания дети рисуют соответствующий стикер. — Нарисуйте первый стикер, если справились с заданием легко и успешно. — Нарисуйте второй стикер, если было трудно, но вы справились. — Нарисуйте третий стикер, если задание оказалось трудным и для его выполнения нужна помощь. Рефлексия. Подведение итогов урока — Мы достигли всех целей, которые поставили перед собой в начале урока. — Что нового мы узнали? — Что вызвало затруднения? — Как нам могут пригодиться полученные знания? Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
— Покажите карточки. — Объясните выбор смайлика. | Оценивают себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОДНО ДЕЙСТВИЕ В 1 КЛАССЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОДНО ДЕЙСТВИЕ В 1 КЛАССЕ...
Формирование моделирования как универсального учебного действия при решении текстовых задач
При обучении решению задач необходимо использовать подход, предполагающий формирование общего умения решать задачи. В основе формирования общего умения решать задачи лежи...
Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Тема : "Задача. Составление задачи по рисунку и схеме"
Урок построен в технологии деятельностного метода. После актуализации знаний учащиеся совместно с учителем выводят тему урока и совместно ставят задачи. В игровой форме проходит устный счёт. Кол...
Запись решения логических задач в виде таблиц.
Программа: «Перспективная начальная школа»Тема урока: Запись решения логических задач в виде таблиц.Тип урока: повторение изученного.Цель урока: формирование навыка записи логических задач...
Проверочная работа по теме "Решение задач в одно действие"
Решение задач....
Решение текстовых сюжетных задач
Урок-путешествие в лес. Дети на уроке работали по маршрутному листу, оценивали себя на каждом этапе, а также в конце урока. На уроке использовались разные виды работ....