Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ахлёстина Анастасия Игоревна

Обучение навыкам решения сюжетных задач в одно действие, умению моделировать задачу с помощью краткой записи, рисунка, схемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: 

Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Модели задач: краткая запись, рисунок, схема

Тип: ОНЗ

Цель урока: обучение навыкам решения сюжетных задач в одно действие, умению моделировать задачу с помощью краткой записи, рисунка, схемы.

Планируемые результаты

Предметные:

П1. Понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью различных средств: текст, рисунок, схема;

П2. Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос).

П3. Представлять условие задачи в виде рисунка, схемы или краткой записи;

П4. Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);

Метапредметные:

Регулятивные

МР1. Принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

МР2. Оценивать рациональность своих действий;

МР3. Участвовать в совместной деятельности при решении задач.

МР4. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, находить ошибки в своей работе

Познавательные 

МП1. представлять текстовую задачу, в виде модели, схемы, рисунка, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;

МП2. Читать, интерпретировать графически представленную информацию;

МП3. Представлять информацию в заданной форме

Коммуникативные

МК1. Различать и использовать математические знаки;

МК2. Комментировать процесс решения;

МК3. высказывать суждения, приводить доказательства своей правоты;

МК4. Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

МК5.Самостоятельно составлять текст задачи.

Личностные:

Л1. Оценивать практические и

учебные ситуации с точки

зрения возможности применения математики для

рационального и эффективного

решения учебных и жизненных

проблем.

Л2. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы урока: презентация; рабочие листы.

УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2023г. Под редакцией М.И. Моро.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

Садитесь.

Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. Я буду называть предмет, а вы его поднимаете, а потом аккуратно кладёте на место. На каждый урок математики нужно готовить: пенал, синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, цветные карандаши, учебник, рабочую тетрадь.

— А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть.

— Почему на третьей картинке перечёркнуты предметы?

— Теперь мы готовы к уроку!

Учитель демонстрирует упражнение и проговаривает текст:

  • здравствуй (соприкасаются большими пальцами);
  • я (указательными);
  • желаю (средними);
  • тебе (безымянными);
  • хорошего (мизинцами);
  • настроения (прикосновение всей ладонью).

Приветствуют и садятся.

Демонстрируют

 Демонстрируют

-На уроках мы не достаём игрушки, еду, гаджеты.

Ученики поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев.

Актуализация необходимых знаний

Разминка.

-За правильно выполненное задание вы получаете букву. Затем из этих букв вы составите имя героя, чей бабушке требуется наша помощь.

- Счет до 20 и обратно

- Сосчитайте от 8 до 17, от 14 до 6

- Назовите соседей числа 6, 8, 16 (К)

Откройте тетради.

-Посмотрите на экран, что вы видите?

- В каком порядке они записаны?

- Запишите их в порядке убывания? (О)

- Обведите в четырёхугольник число, которое указывает на количество времен года?

- Назовите их? (Б)

- Какое сейчас время года?

- Перечислите месяцы, относящиеся к этому времени года? (О)

- Подчеркните двумя волнистыми чертами число, которое обозначает, на каком этаже находится наш класс? (К)

- Подчеркните одной чертой число, которое обозначает, в каком классе вы учитесь? (Л)

- Обведите в треугольник число, которое указывает на количество углов в треугольнике? )

- Обведите в кружок число, которое указывает на лучшую оценку школьника? (К)

 - Из полученных букв составьте слово

- Вам знакома эта сказка?

- Ребята, а как вы думаете, кого называют находчивым?

- Сегодня на уроке мы отправим в необычное путешествие с нашим находчивым колобком! А во время путешествия нас ожидает много интересного.

Сказка:

Жили-были старик со старухой. Вот просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха, сходи в магазин, купи сметаны, масла, муки и испеки колобок. Вот тебе 10 кантиков.

Задание №1.

Пошла бабушка старушка в магазин.

- Помоги бабушке купить нужные продукты. Обведи в кружок те продукты, которые необходимы.

- Для каждого товара указана цена. Подчеркни цену выбранных продуктов.

- Определи сколько кантиков будут стоить выбранные продукты?  

Взаимопроверка

- Посчитай, сколько кантиков останется у бабушки?

Оцените себя

Взаимопроверка

- Как ты думаешь, что такое кантики?

  • Листы бумаги
  • Деньги в сказке

Слайд  3 Устный счёт

— Решим математическую цепочку и узнаем, сколько рыбок наловили Мальчики ?

Слайд 4

-Сколько рыбок наловили девочки?

Слайд 5

Ребята, мы с вами узнали, что Мальчики поймали 5 рыбок, а девочки — 4 рыбки. Составьте задачу по этому рисунку. Вспомните, из чего должна состоять задача?

— Что нам известно?

-Что будем находить?

Слайд 6

— В каждой задаче есть условие и вопрос. Чтобы ответить на него, нужно решить задачу, записать решение и ответ. Кто догадался, над чем мы продолжим сегодня работу на уроке?

Самоопределение к деятельности

Целеполагание

Слайд 7

— Сегодня мы продолжим работать с задачами, узнаем, что задачи можно кратко записать разными способами.

Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число.

1, 2, 3, 4, 5

возрастания

5, 4, 3, 2, 1

4

Зима, Весна, Лето, Осень

Осень

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

2

1

3

5

КОЛОБОК

Да

Ответы детей

 

Обводят – муку, сметану, масло 

3 кантика, 2 кантика, 3 кантика

8 кантиков

2 кантика

Деньги в сказке

Работают только мальчики

Работают только девочки

Из условия и вопроса.

Организация познавательной деятельности

Слайд 8

— Вернёмся к нашей задаче. Для того чтобы решить задачу, можно сначала записать условие и вопрос кратко. Четыре ученика записали эту задачу по-разному. Поднимите руки те, кто согласен с первым вариантом краткой записи задачи. Кто согласен со вторым вариантом? Кто согласен с третьим? С четвёртым?

— Те, кто согласен с первым вариантом, правы. К данным задачи можно сделать рисунок. Как вы думаете, это легко и быстро?

Верно, поэтому реальные предметы мы можем заменить символами. Значит, правы и те, кто выбрал третий вариант записи. Какими символами заменили количество рыбок Гриши? Какими символами заменили количество рыбок Сони? На что указывает фигурная скобка со знаком вопроса?

— Не всегда нужно делать рисунок, можно и просто записать слова кратко, как это сделал второй ученик. Значит, те, кто выбрал второй вариант, тоже правы.

— А кто знает, в виде чего представлена запись под цифрой 4? Зафиксировать условие можно и в виде схемы. Посмотрите, что общего во всех этих записях/моделях задачи?

-Верно, фигурная скобка нам показывает, что данные нужно объединить; сделав это, мы ответим на вопрос задачи.  

 

Слайд 9

— С помощью какого арифметического действия будем решать задачу? Составьте выражение. Сколько получится? Как ответим на вопрос задачи? Сформулируйте ответ, заменяя слово «сколько» в вопросе найденным ответом.

— Запишем решение этой задачи и ответ.

Слайд 10

Сверяемся с целями

— Отлично! Мы достигли первой цели. Что мы узнали? Как можно кратко записывать задачу?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа по теме урока.

  Первичное применение

Слайд 11

— Что вы видите на экране?

Составьте задачу по рисунку.

Слайд 12

— Удобно ли вам будет, если я скажу нарисовать эти пирожные в тетради?

-Тогда что мы можем сделать?

-Давайте заменим пирожные красными кружками. Какая модель записи задачи у нас получится?

Слайд 13

— Нарисуйте полученную схему к этой задаче.

— Давайте решим задачу. Каким арифметическим действием воспользуемся?

-Какое выражение составим? Сколько получится?

 Слайд15

Сверяемся с целями

— Что мы узнали? С помощью чего научились записывать задачу кратко? Теперь потренируемся решать задачи.

Слайд 17-18

— Прочитайте задачу. Выберите подходящий рисунок к задаче и решите её.

— Что нужно выделить в задаче, чтобы правильно подобрать рисунок?

Сначала ушли 4 динозаврика, затем ещё 2. Сколько всего динозавриков ушло с площадки? Какой рисунок подойдет?

Почему не второй?

— Какое выражение составим? Что запишем в решение? Сформулируйте ответ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Двигаем глазами по направлению стрелок.

Работа по учебнику стр.90-91

Поднимают руку по очереди в последовательности ответов.

Нет, долго рисовать рыбок и героев

Везде есть фигурная скобка и вопрос.

Сложения.

Рисунок

Пример: У Гриши было 6 пирожных, 2 из них он съел. Сколько пирожных осталось у Гриши?

Нет, долго рисовать.

Заменить их символами.

Не рисунок, а схема.

Вычитанием.

Условие и вопрос.

Первый.

На втором рисунке нужно узнать, сколько осталось.

Рефлексия деятельности

На рабочем листе около каждого задания дети рисуют соответствующий стикер.
— Ребята, с помощью таких стикеров вы можете оценить результат выполненных заданий.

— Нарисуйте первый стикер, если справились с заданием легко и успешно.

— Нарисуйте второй стикер, если было трудно, но вы справились.

— Нарисуйте третий стикер, если задание оказалось трудным и для его выполнения нужна помощь.

Рефлексия. Подведение итогов урока

— Мы достигли всех целей, которые поставили перед собой в начале урока.

— Что нового мы узнали?

— Что вызвало затруднения?

— Как нам могут пригодиться полученные знания?

Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей


— Перед вами карта настроения. На каком острове вы сегодня пребывали: Радости, Интереса, Скуки или Грусти?

— Покажите карточки.

— Объясните выбор смайлика.

Оценивают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОДНО ДЕЙСТВИЕ В 1 КЛАССЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОДНО ДЕЙСТВИЕ В 1 КЛАССЕ...

Формирование моделирования как универсального учебного действия при решении текстовых задач

При обучении решению задач необходимо использовать подход, предполагающий формирование общего умения решать задачи. В основе  формирования общего умения    решать задачи лежи...

Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Тема : "Задача. Составление задачи по рисунку и схеме"

Урок построен в технологии деятельностного метода. После актуализации знаний  учащиеся совместно с учителем выводят тему урока и совместно ставят задачи. В игровой форме проходит устный счёт. Кол...

Запись решения логических задач в виде таблиц.

Программа: «Перспективная начальная школа»Тема урока: Запись решения логических задач в виде таблиц.Тип урока: повторение изученного.Цель урока: формирование навыка записи логических задач...

Решение текстовых сюжетных задач

Урок-путешествие в лес. Дети на уроке работали по маршрутному листу, оценивали себя на каждом этапе, а также в конце урока. На уроке использовались разные виды работ....