Урок математики на тему: "Миллиметр"
план-конспект урока по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: МИЛЛИМЕТР
Цели деятельности учителя | Повторить изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре; познакомить с единицей измерения длины – миллиметром; продолжать формировать умение сравнивать именованные числа, решать задачи; развивать навыки счета |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные: знают единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр; умеют преобразовывать величины, сравнивать числа и именованные числа, решать задачи и выражения изученных видов. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; используют приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знают, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность, личная ответственность |
Методы и формы | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная |
Основные понятия | Увеличить, уменьшить, меньше, больше, равенство, сравнить, сантиметр, дециметр, миллиметр |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы организации | Формируемые умения (универсальные | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая подготовка | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия | Наблюдение |
II. Уст- ный счет | Развитие навыков устного счета. | Учитель читает стихотворение: А теперь считаем устно. Для чего нам это нужно? Развивается мышленье, Память и воображенье. С. Савинова Раз, два, раз, два. Начинается игра. Начинается игра – Числа вам назвать пора. | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают; в ходе логических рассуждений делают выводы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют контроль и корректировку своей деятельности и деятельности партнеров. Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть; знают таблицу сложения в пределах 20, как получить последующее и предыдущее число. Коммуникативные: умеют слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения, доносить | Уст- ные ответы |
Игра «Назови соседа». |
Арифметические ребусы | ** + 1 = *** – 1 = 79 39 + = 40 + 1 = 90 | ее до всех участников образовательного процесса | ||||
III. Кал- лиграфическая минутка | Правильное написание знаков арифметических действий и знаков сравнения | Учитель читает стихотворения-загадки: Раз арбуз и два арбуз. Как сложить их, знает... (плюс)! Все объединить он может, И в одну корзину сложит Грушу и гранат Наташи, Пару апельсинов Маши И вдобавок манго Пети, А потом он нам ответит, Сколько фруктов здесь всего! Ну а ты проверь его! О. Емельянова – Сколько фруктов в корзинке у ребят? – Какое арифметическое действие показывает, что предметы объединили? – С помощью какого знака можно записать арифметическое действие «сложение»? Прописывает образец на доске: + + + + + ... – Запишите знак «плюс» в ваших тетрадях. – Послушайте еще одно стихотворение-загадку: Весит вместе с кошкой дама Сорок девять килограммов, А с собачкой та же дама Весит сорок килограммов. | Слушают учителя, отвечают на вопросы; записывают знаки «плюс» (+) (>) в тетради, объясняют роль данных знаков | Фронтальная | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность. Познавательные: выделяют необходимую информацию для решения учебной задачи. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают | Уст- ные ответы, наблюдение |
За нее реши задачку – Больше кошка иль собачка? О. Емельянова – Кто тяжелее, кошка или собачка? – Какой знак сравнения поможет нам сказать – Как записать этот знак? Прописывает образец на доске: > > > > > ... – Запишите в тетрадях знак «больше» | ||||||
IV. Под- готовка к восприятию учебного материала | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Учитель предлагает измерить длины различных предметов (предварительно удостоверившись в том, что длина измеряемых учениками предметов равна целому числу сантиметров, либо подготовив полоски различной длины для измере- ния). – Какой измерительный прибор помог вам выполнить работу? (Линейка.) – Какой единицей измерения длины пользовались? (Сантиметром.) – Какую большую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.) – Сколько сантиметров содержится в одном дециметре? (В одном дециметре содержится 10 сантиметров.) – Длины каких предметов, измеренных вами, можно выразить в дециметрах? | Измеряют длины различных предметов при помощи линейки, отвечают на вопросы учителя, рассуждают | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания. Предметные: знают единицы измерения длины – сантиметр, дециметр; что в 1 дециметре содержится 10 сантиметров; умеют измерять предметы с помощью линейки. | Уст- ные ответы, наблюдение |
– Как вы думаете, существует ли такая единица измерения длины, которая меньше сантиметра? – Сегодня вы познакомитесь с этой единицей измерения длины. Узнаете, сколько раз она может поместиться в одном сантиметре. Научитесь измерять пред-меты, используя новую единицу измерения длины. – Наш урок о ней – новой единице измерения длины | Коммуникативные: вступают в речевое общение со всеми участниками образовательного процесса. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося | |||||
V. От-крытие новых знаний | Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром. | – Возьмите в руки линейки. Рассмотрите их внимательно. Видите маленькие деления, которые расположены очень близко друг к другу? – Расстояние от одного такого деления до другого составляет 1 миллиметр. Значит, единица измерения длины, которая меньше 1 сантиметра, – миллиметр. – Посчитайте, сколько таких делений (миллиметров) содержится в одном сантиметре. (В 1 сантиметре содержится 10 миллиметров, 1 см = 10 мм.) – Как вы думаете, для чего нужна такая единица измерения длины, как миллиметр? Длину каких предметов можно измерить с ее помощью? | Слушают учителя, выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длины отрезков, чертят отрезки заданной длины; переводят сантиметры в миллиметры и наоборот; осуществляют взаимопроверку. | Индивидуальная, групповая (пар- ная). | Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу. Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы. Предметные: знают единицу измерения длины – миллиметр; знают, что 10 миллиметров составляют 1 сантиметр; умеют преобразовывать единицы измерения длины как большую в меньшую, так и наоборот, | Уст- ные ответы, наблюдение. |
Задание 2 (с. 10 учебника, ч. 1). | – Как называются линии, изображенные в задании? – Измерьте длину данных отрезков. – Чему равна длина голубого отрезка? Сколько | Фронтальная. |
Задание 1 (с. 10 учебника, ч. 1). | это составляет миллиметров? – Какова длина розового отрезка? Выразите ее в миллиметрах. – Выполните задание 1 в парах. – Начертите отрезок длиной 30 миллиметров. – Проверьте работу друг друга. – Выразите длину данного отрезка в сантиметрах. (3 сантиметра.) | правильно измеряют отрезки Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, управлять поведением партнера, приходить к общему мнению. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося. | ||||
Физкультминутка | Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. Покрутили головой, – И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии за учителем: потягивания, вдох и выдох, вращения головой, наклоны | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества | Наблюдение |
А теперь на место сели, Принимаемся за дело | вперед и назад, приседания, ходьба на месте | |||||
VI. Пер- вичное закрепление знаний | Сравнение именованных чисел. Задание 3 (с. 10 учебника, ч. 1) с подробным объяснением | 1) 1 см * 9 мм. 1 см – это 10 мм. 10 мм > 9 мм, значит, 1 см > 9 мм. 2) 1 см 8 мм * 18 мм. 1 см 8 мм – это 18 мм. 18 мм = 18 мм, значит, 1 см 8 мм = 18 мм. Или: 1 см 8 мм * 18 мм. 18 мм – это 1 см 8 мм. 1 см 8 мм = 1 см 8 мм, значит, 1 см 8 мм = 18 мм. И т. д. | Сравнивают именованные числа, объясняют выбор знака действия. Один ученик выполняет задание на доске | Фронтальная | Регулятивные: контролируют и корректируют собственную деятельность, выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют выбор знака действия | Уст- ные ответы, наблюдение |
VII. Решение выражений | Решение числовых выражений и выражений с именованными числами. Задание 5 (с. 10 учебника, ч. 1). Задание 6 (с. 10 учебника, ч. 1) | Особое внимание учитель уделяет выражениям, где действия производятся с именованными числами: 5 дм – 20 см. 5 дм – это 50 см. 50 см – 20 см =30 см (или 3 дм). Или: 5 дм – 20 см. 20 см – это 2 дм. 5 дм – 2 дм = 3 дм (или 30 см). – Выполните задание самостоятельно с последующей фронтальной или самопроверкой (с доски или контрольного листа) | Выполняют арифметические действия с числами и именованными числами | Фронтальная. Индивидуальная | Регулятивные: контролируют свою деятельность в форме сличения с заданным образцом, вносят необходимые коррективы; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритм деятельности. Предметные: знают, как складывать или вычитать именованные числа | Уст- ные ответы, наблюдение |
VIII. Ра- бота над задачами | Решение простых задач. Задача 4 (с. 10 учебника, ч. 1) | При работе над задачей учитель обращает внимание учащихся на то, что вопрос может находиться не только в конце задачи, но и в середине (как в данном случае). – Поменяйте местами вопрос и часть условия, чтобы задача приняла привычный для вас вид. – Высота елочки была 7 дм. За лето она выросла на 20 см. Какой стала высота елочки? – Что в задаче известно? Что нужно узнать? – Назовите данные числа. Назовите искомое число. – Запишите краткую запись. Сравните запись, сделанную вами, с работой, выполненной на доске. – Каким действием следует решать задачу? Обоснуйте свой выбор? – Можно ли сразу выполнить решение? Почему? – Выполните соответствующие преобразования и решите задачу. Проверьте работу друг друга. Примечание. Преобразования величин можно выполнить по-разному: либо дециметры перевести в сантиметры, либо сантиметры – в дециметры. Таким образом, решение задачи может выглядеть следующим образом: 7 дм = 70 см Или: 20 см = 2 дм 70 + 20 = 90 (см) 7 + 2 = 9 (дм) | Слушают учителя, отвечают на вопросы; преобразовывают текст задачи, выделяют условие, вопрос, называют данные и искомое числа; составляют краткую запись (один из учеников выполняет работу на доске); обосновывают выбор знака действия для решения задачи; преобразовывают величины; самостоятельно решают задачу | Фронтальная. Индивидуальная | Регулятивные: планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; выполняют необходимые преобразования. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, обосновывать свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявляют самостоятельность, ответственность; стремятся к развитию мышления | Уст- ные ответы, наблюдение |
IX. Ре- флексия учебной деятельности | Обобщение на уроке сведений, оценивание | – Какие открытия сделали на уроке? – Для чего это нужно знать? – Чью работу вам хотелось бы отметить? – Почему? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения | Фронтальная | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают, строят цепочку умозаключений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике во 2 классе УМК "Школа России" на тему "Миллиметр.Закрепление".
Урок по ФГОС, прописаны элементы урока с УУД. Есть задания практического характера, материал на закрепления знаний у обучающихся в соотношениях между единицами длины, упражнени...
Урок математики 3 класс Тема: Миллиметр и дециметр
Цели: рассмотреть соотношение единиц длины; учить выражать дециметры в миллиметрах и миллиметры в дециметрах; закреплять умение выполнять сложение и вычитание длин; совершенствовать умение черти...
2 класс математика. Технологическая карта урока по теме "Миллиметр. Закрепление "
Урок разработан по УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме : "Миллиметр" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока математики 2 класс...
конспект урока по математике тема"Миллиметр" 4 класс
Конспект урока по теме: «Миллиметр. Единицы длины».Цель:-сформировать представление о новой счётной единице длины мм, установить соотношение между см и мм.Универсальные учебные действия.1. Личнос...
Технологическая карта урок математики 2 класс тема "Миллиметр"
Представлена технологическая карта по теме "Миллиметр" - математика 2 класс, программа "Школа России". Урок является седьмым по счету в разделе "Числа от 1 до 100. Нумерация&q...
Конспект урока по математике. Тема "Миллиметр"
Конспект к уроку математики по теме "Миллиметр". УМК "Перспектива" 4 класс....