Урок математики на тему: "Миллиметр"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Герасимова Ольга Анатольевна

Урок для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл millimetr.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: МИЛЛИМЕТР

Цели деятельности учителя

Повторить изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре; познакомить с единицей измерения длины – миллиметром; продолжать формировать умение сравнивать именованные числа, решать задачи; развивать навыки счета

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знают единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр; умеют преобразовывать величины,  сравнивать числа и именованные числа, решать задачи и выражения изученных видов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; используют приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знают, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность, личная ответственность

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Основные понятия

 Увеличить, уменьшить, меньше, больше, равенство, сравнить, сантиметр, дециметр, миллиметр

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка

Приветствие учащихся, проверка готовности

к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Уст-

ный счет

Развитие навыков устного счета.

Учитель читает стихотворение:

А теперь считаем устно.

Для чего нам это нужно?

Развивается мышленье,

Память и воображенье.

        С. Савинова

Раз, два, раз, два.

Начинается игра.

Начинается игра –

Числа вам назвать пора.

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают;

в ходе логических рассуждений делают выводы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют контроль и корректировку своей деятельности и деятельности партнеров.

Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть; знают таблицу сложения в пределах 20, как получить последующее и предыдущее число.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения, доносить

Уст-

ные ответы

Игра «Назови соседа».

 

Арифметические ребусы

** + 1 = ***                  – 1 = 79

39 +  = 40                  + 1 = 90

ее до всех участников образовательного процесса

III. Кал-

лиграфическая

минутка

Правильное написание знаков арифметических действий и знаков сравнения

Учитель читает стихотворения-загадки:

Раз арбуз и два арбуз.

Как сложить их, знает... (плюс)!

Все объединить он может,

И в одну корзину сложит

Грушу и гранат Наташи,

Пару апельсинов Маши

И вдобавок манго Пети,

А потом он нам ответит,

Сколько фруктов здесь всего!

Ну а ты проверь его!

               О. Емельянова

– Сколько фруктов в корзинке у ребят?

– Какое арифметическое действие показывает, что предметы объединили?

– С помощью какого знака можно записать арифметическое действие «сложение»?

Прописывает образец на доске: +  +  +  +  +  ...

– Запишите знак «плюс» в ваших тетрадях.

– Послушайте еще одно стихотворение-загадку:

Весит вместе с кошкой дама

Сорок девять килограммов,

А с собачкой та же дама

Весит сорок килограммов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы; записывают знаки «плюс» (+)
и «больше»

(>) в тетради, объясняют роль данных знаков

Фронтальная

Регулятивные: контролируют

и оценивают свою деятельность.

Познавательные: выделяют необходимую информацию для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося

Уст-

ные ответы,

наблюдение

 

За нее реши задачку –

Больше кошка иль собачка?

О. Емельянова

– Кто тяжелее, кошка или собачка?

– Какой знак сравнения поможет нам сказать
о том, что кошка весит больше собачки?
(Знак «больше».)

– Как записать этот знак?

Прописывает образец на доске: >  >  >  >  >  ...

– Запишите в тетрадях знак «больше»

IV. Под-

готовка к восприятию учебного материала

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

Учитель предлагает измерить длины различных предметов (предварительно удостоверившись

в том, что длина измеряемых учениками предметов равна целому числу сантиметров, либо подготовив полоски различной длины для измере-

ния).

– Какой измерительный прибор помог вам выполнить работу? (Линейка.)

– Какой единицей измерения длины пользовались? (Сантиметром.)

– Какую большую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.)

– Сколько сантиметров содержится в одном дециметре? (В одном дециметре содержится 10 сантиметров.)

– Длины каких предметов, измеренных вами, можно выразить в дециметрах?

Измеряют длины различных предметов при помощи линейки, отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Индивидуальная,

фронтальная

Регулятивные: контролируют

и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу.

Познавательные: осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания.

Предметные: знают единицы измерения длины – сантиметр, дециметр; что в 1 дециметре содержится 10 сантиметров; умеют измерять предметы с помощью линейки.

Уст-

ные ответы, наблюдение

 

– Как вы думаете, существует ли такая единица измерения длины, которая меньше сантиметра?

– Сегодня вы познакомитесь с этой единицей измерения длины. Узнаете, сколько раз она может поместиться в одном сантиметре. Научитесь измерять пред-меты, используя новую единицу измерения длины.

– Наш урок о ней – новой единице измерения длины

Коммуникативные: вступают

в речевое общение со всеми участниками образовательного процесса.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося

V. От-крытие новых знаний

Знакомство

с новой единицей измерения длины – миллиметром.

– Возьмите в руки линейки. Рассмотрите их внимательно. Видите маленькие деления, которые расположены очень близко друг к другу?

– Расстояние от одного такого деления до другого составляет 1 миллиметр. Значит, единица измерения длины, которая меньше 1 сантиметра, – миллиметр.

– Посчитайте, сколько таких делений (миллиметров) содержится в одном сантиметре. (В 1 сантиметре содержится 10 миллиметров, 1 см =

10 мм.)

– Как вы думаете, для чего нужна такая единица измерения длины, как миллиметр? Длину каких предметов можно измерить с ее помощью?

Слушают учителя, выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длины отрезков, чертят отрезки заданной длины; переводят сантиметры в миллиметры и наоборот; осуществляют взаимопроверку.

Индивидуальная, групповая (пар-

ная).

Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу.

Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы.

Предметные: знают единицу измерения длины – миллиметр; знают, что 10 миллиметров составляют 1 сантиметр; умеют преобразовывать единицы измерения длины как большую

в меньшую, так и наоборот,

Уст-

ные ответы,

наблюдение.

Задание 2 

(с. 10 учебника, ч. 1).

– Как называются линии, изображенные в задании?

– Измерьте длину данных отрезков.

– Чему равна длина голубого отрезка? Сколько

Фронтальная.


 

Задание 1 

(с. 10 учебника, ч. 1).

это составляет миллиметров?

– Какова длина розового отрезка? Выразите ее

в миллиметрах.

– Выполните задание 1 в парах.

– Начертите отрезок длиной 30 миллиметров.

– Проверьте работу друг друга.

– Выразите длину данного отрезка в сантиметрах. (3 сантиметра.)

правильно измеряют отрезки
и чертят отрезки заданной длины.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, управлять поведением партнера, приходить к общему мнению.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося.

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Покрутили головой, –

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем все подряд.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем. 

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

Выполняют

элементарные физические упражнения (в соответствии
с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем: потягивания, вдох и выдох, вращения головой, наклоны

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их

с действиями учителя и одноклассников.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества

Наблюдение

 

А теперь на место сели,

Принимаемся за дело

вперед и назад, приседания, ходьба на месте

VI. Пер-

вичное закрепление знаний

Сравнение именованных чисел. 

Задание 3 

(с. 10 учебника, ч. 1) с подробным объяснением

1) 1 см * 9 мм.

    1 см – это 10 мм.

    10 мм > 9 мм, значит, 1 см > 9 мм.

2) 1 см 8 мм * 18 мм.

    1 см 8 мм – это 18 мм.

    18 мм = 18 мм, значит, 1 см 8 мм = 18 мм.

 Или: 1 см 8 мм * 18 мм.

 18 мм – это 1 см 8 мм.

 1 см 8 мм = 1 см 8 мм, значит, 1 см 8 мм = 18 мм.

 И т. д.

Сравнивают именованные числа, объясняют выбор знака действия. Один ученик выполняет задание на доске

Фронтальная

Регулятивные: контролируют

и корректируют собственную деятельность, выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют выбор знака действия

Уст-

ные ответы,

наблюдение

VII. Решение выражений

Решение числовых выражений и выражений с именованными числами.

Задание 5 

(с. 10 учебника, ч. 1).

Задание 6 

(с. 10 учебника, ч. 1)

Особое внимание учитель уделяет выражениям, где действия производятся с именованными числами:

    5 дм – 20 см.

    5 дм – это 50 см.

    50 см – 20 см =30 см (или 3 дм).

Или: 5 дм – 20 см.

           20 см – это 2 дм.

           5 дм – 2 дм = 3 дм (или 30 см).

– Выполните задание самостоятельно с последующей фронтальной или самопроверкой (с доски или контрольного листа)

Выполняют арифметические действия с числами

и именованными числами

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность в форме сличения с заданным образцом, вносят необходимые коррективы; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритм деятельности.

Предметные: знают, как складывать или вычитать именованные числа

Уст-

ные ответы,

наблюдение

 

VIII. Ра-

бота над задачами

Решение простых задач.

Задача 4 

(с. 10 учебника, ч. 1)

При работе над задачей учитель обращает внимание учащихся на то, что вопрос может находиться не только в конце задачи, но и в середине (как в данном случае).

– Поменяйте местами вопрос и часть условия, чтобы задача приняла привычный для вас вид.

– Высота елочки была 7 дм. За лето она выросла

на 20 см. Какой стала высота елочки? 

– Что в задаче известно? Что нужно узнать?

– Назовите данные числа. Назовите искомое число.

– Запишите краткую запись. Сравните запись, сделанную вами, с работой, выполненной на доске.

– Каким действием следует решать задачу? Обоснуйте свой выбор?

– Можно ли сразу выполнить решение? Почему?

– Выполните соответствующие преобразования

и решите задачу. Проверьте работу друг друга.

Примечание. Преобразования величин можно выполнить по-разному: либо дециметры перевести

в сантиметры, либо сантиметры – в дециметры. Таким образом, решение задачи может выглядеть следующим образом:

7 дм = 70 см              Или:         20 см = 2 дм

70 + 20 = 90 (см)                        7 + 2 = 9 (дм)

Слушают учителя, отвечают на вопросы; преобразовывают текст задачи, выделяют условие, вопрос, называют данные и искомое числа; составляют краткую запись (один из учеников выполняет работу на доске); обосновывают выбор знака действия для решения задачи; преобразовывают величины; самостоятельно решают задачу

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений; выполняют необходимые преобразования. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявляют самостоятельность, ответственность; стремятся к развитию мышления

Уст-

ные ответы,

наблюдение

 

IX. Ре-

флексия учебной деятельности

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

– Какие открытия сделали на уроке?

– Для чего это нужно знать?

– Чью работу вам хотелось бы отметить?

– Почему?

Отвечают

на вопросы,

делают выводы, обобщения

Фронтальная

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают, строят цепочку умозаключений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике во 2 классе УМК "Школа России" на тему "Миллиметр.Закрепление".

Урок  по ФГОС, прописаны элементы урока с УУД. Есть задания  практического характера, материал на закрепления знаний у обучающихся в соотношениях  между единицами  длины, упражнени...

Урок математики 3 класс Тема: Миллиметр и дециметр

Цели: рассмотреть соотношение единиц  длины; учить выражать дециметры в миллиметрах и миллиметры в дециметрах; закреплять умение выполнять сложение и вычитание длин; совершенствовать умение черти...

конспект урока по математике тема"Миллиметр" 4 класс

Конспект урока по теме: «Миллиметр. Единицы длины».Цель:-сформировать представление о новой счётной единице длины мм, установить соотношение между см и мм.Универсальные учебные действия.1. Личнос...

Технологическая карта урок математики 2 класс тема "Миллиметр"

Представлена технологическая карта по теме "Миллиметр" - математика 2 класс, программа "Школа России". Урок является седьмым по счету в разделе "Числа от 1 до 100. Нумерация&q...

Конспект урока по математике. Тема "Миллиметр"

Конспект к уроку математики по теме "Миллиметр". УМК "Перспектива" 4 класс....