Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Тема урока: Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с приёмами прибавления и вычитания числа 4; развития умений сравнивать число и числовое выражение.

Предметные задачи – выполнять сложение и вычитание вида …+4;…-4; в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числового отрезка; выполнять задания в Рабочей тетради.

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД: проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; приобретать заинтересованность и приобретении и расширении знаний и способов действий;

Формированию метапредметных УУД:

- регулятивных: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; проявлять инициативу при ответе на вопросы;

- познавательных: выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; искать разные способы решения задачи;

- коммуникативных: работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя; включаться в диалог учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться.

Оборудование урока: учебник «Математика» (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, 1 класс, 2 часть, с.8),

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

(1 класс, 2 часть, УМК «Школа России»)

Тема урока: Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с приёмами прибавления и вычитания числа 4; развития умений сравнивать число и числовое выражение.

Предметные задачи – выполнять сложение и вычитание вида …+4;…-4; в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числового отрезка; выполнять задания в Рабочей тетради.

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД: проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; приобретать заинтересованность и приобретении и расширении знаний и способов действий;

Формированию метапредметных УУД:

- регулятивных: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; проявлять инициативу при ответе на вопросы;

- познавательных: выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; искать разные способы решения задачи;

- коммуникативных: работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя; включаться в диалог учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться.

Оборудование урока: учебник «Математика» (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, 1 класс, 2 часть, с.8),

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный момент.

2 мин

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Словесный метод,  беседа

Актуализация знаний.

Устный счет.

5 мин

- Откройте тетради, положите правильно, запишем число, от своего написанного отступаем 4 клеточки.

– Вы видите ряды чисел.

– Какие два числа должны стоять дальше? Спишите числа, запишите ещё 2 числа, продолжив закономерность.

2 4 6 … …

1 3 5 … …

2.Устный счёт.

- Ребята, приготовьте карточки с числами. Карточки с ответами располагайте слева направо. 

- Какое число идет при счете перед числом 2? 

- Какое число называют после числа 8?

- 5 уменьши на 3. 

- К трем прибавь такое же число. 

-5 без 2. 

- Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Сумма? 

- Найди сумму чисел 4 и 3. 

- 5 да еще 5. 

- Какое число находится между числами 3 и 5? 

- Какое число меньше 9 на 1? 

Прочитайте получившийся ряд чисел.

- Как можно расположить данные числа?

- Проверьте себя. У кого запись выполнена верно? Молодцы.

3. Работа над задачами.

- Ребята, какие задачи мы решали на предыдущих уроках.

- За окном - зима!

-Кто любит кататься на санках и коньках, строить крепости и лепить снеговиков? Зимний спорт закаляет и укрепляет организм человека! Мы сегодня будем решать "зимние" задачи:

-  Внимательно прослушайте, решите, назовите результат и объясните выбор действия.

1. Дима прокатился с горки 7 раз, а Саша на 2 раза больше. Сколько раз Саша прокатился с горки?

- Каким действием решаем задачу?

- Объясни выбор действия.

2. Снежную крепость во дворе строили 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше.

- Сколько девочек строили снежную крепость?

- Каким действием решаем задачу?

- Объясни выбор действия.

3. У Зои на руке было 8 снежинок. Растаяло 2 снежинки.

- Сколько снежинок осталось на руке?

Работают в тетради.

Продолжают закономерность

-1

-9

-2

-6

-3

-5

-7

-10

-4

-8

-В порядке возрастания и убывания.

- 9 раз

- 7 девочек

- 6 снежинок

Словесный метод, фронтальный опрос

Самоопределение к деятельности.

Определение темы и цели урока

4 мин

На доске:

6+2 5+3

9-2 7+3

8+1 6-3

5-2 5+4

- Найдите значения выражений в 1-ом столбике. Игра "Молчанка".

а) -В 1-ом столбике найдите "лишнее" выражение.

-

Что значит - прибавить 1?

- Что значит - вычесть 1

- Чем похожи остальные выражения? - Вспомните, как можно прибавить число 2?

- Как можно вычесть число 2?

- Найдите значения выражений во 2-ом столбике , комментируя способ решения.

- Чему же будем учиться на уроке?

- Назовите тему урока.

- блок-сигналами показывают ответ

8+1 – лишнее выражение, так как остальные выражения на сложение и вычитание числа 2.

-Назвать следующее число

-Во всех нужно + или - 2.

-Сначала 1,а затем ещё 1.

Сначала 1 ,затем ещё 1.

Дети, рассуждая, не могут прокомментировать способ решения в выражении 5+4

- Будем учиться прибавлять и вычитать число 4.

Физкультминутка

1 мин

Этот пальчик вымыл ручки,

Этот пальчик сел за стол,

Этот пальчик съел весь супчик,

Этот – выпил весь компот,

А вот этот не поел –

Потому и похудел!

Повторяют движения за учителем.

Организация физкультминутки на уроке.

Обобщение и систематизация знаний

9 мин

- Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4? Мы еще не все умеем это делать. Как вы предлагаете облегчить эту работу? 

- Что вам может помочь сделать это открытие?

- Положите на стол 5 красных кружков. Возьмите ещё 4 синих кружка.

- Поработайте в паре.

- Какое открытие сделали?

- Как по частям можно прибавить число 4?

- Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8 , а затем к 8 прибавим

- Можно, наоборот - к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6 ,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9.

(Учитель на доске фиксирует приёмы прибавления числа 4)

5+4=5+2+2=9

5+4=5+3+1=9

5+4=5+1+3=9

-А теперь подумайте, как можно из 7 вычесть 4?

 На экране ряд чисел от 1 до 10 .

- Кто готов рассказать о своём открытии?

Запись на доске:

7-4=7-2-2= 3

7-4=7-3-1=3

7-4=7-1-3=3

- Вы замечательно поработали!

Ответы детей.

Ученики на доске ставят 5 кружков и практически демонстрируют своё открытие, которое наработали.

- К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 - получится 9.

Ученики объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приёмы вычитания числа 4, делая запись на доске и в тетрадях.

Фронтальный опрос, беседа

Физкультминутка

2 мин

Хомка - хомка - хомячок
В спячку с осени залёг.
В норке тёплой хомка спит,
-Фу, фу,- носиком сопит.
Хомка- хомка хомячок
Левый отлежал бочок.
Оттого хомяк проснулся
Встал, зевнул да потянулся,
А потом  на правый бок
Хомячок, зевнувши,   лёг.
Хомка - хомка - хомячок
Лапкой почесал бочок
Улыбнулся, потянулся
Да калачиком свернулся.
Наверху зима лютует:
Холодно да ветры дуют,
Ну а Хомка сладко спит.
-Фу, фу,- носиком сопит.

Повторяют движения за учителем.

Организация физкультминутки на уроке.

Закрепление изученного материала

8 мин

- Ребята, а для чего нам нужно  знать таблицу сложения и вычитания 4?                       

Выполняя задание 1(с.8 учебника, часть 2)

На доске записаны примеры:

6+4=            6+4=       6+4=

6+3+1=        6+1+3=  6+2+2=

-Внимательно рассмотрите записанные примеры.

-Что заметили?

-Как по-разному можно прибавить число 4 к другому числу?

Далее аналогично рассматриваем примеры на вычитание числа 4.

Предлагаю прочитать текст из задания № 3по учебнику на странице  8.

-Данный текст является задачей?

-Обоснуйте ваш ответ.

- Прочитайте только условие.

-О чём в задаче спрашивается?

- Каким действием будете решать задачу?

 - Почему?

-Запишите решение.

-Проговорите ответ задачи.

Далее аналогично разбирается задача 2(с.8 учебника, часть 2)

Отрабатывают навык прибавления и вычитания числа 4.

Рассматривают примеры

Ответы детей

Работа с учебником

Словесный метод: беседа

Самостоятельная работа.

3 мин

А сейчас решите №4 на с.8, используя полученные знания.

Оказываю индивидуальную помощь.    

Самостоятельно выполняют задания, сравнивают с образцом, исправляют ошибки, если они есть. Оценивают свою работу.

Самостоятельная работа.

Итог урока. Рефлексия.

2 мин

- Молодцы!

- Чему научил вас сегодняшний урок?

-Что было особенно интересным?

- Какие трудности встретили?

Ответы детей.

Беседа, подведение итогов.

Список литературы: Математика.  1 класс. Учебник для образовательных организаций. В 2ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, 1 – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Математка: Поурочные разработки: Технологические карты уроков 1 класс. Пособие для учителей образовательных учреждений / И.О. Будённая, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговцева. – М.; СПБ.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прибавить и вычесть число 4. Составление таблицы"

Презентация  урока математики "Прибавить и вычесть число 4" в 1 классе по программе " Школа России"  ( ученики выполняют задания  "математической снежинки ")...

урок по теме: "Прибавить и вычесть число 2"

Урок математики1 классИз опыта работы  учителя начальных классов Гуриной А.В.. Тема: «Прибавить и вычесть число 2» Цель: ·        Обобщение, сис...

Презентация к уроку математики в 1 классе. Тема"Прибавить и вычесть число 3"

Презентация к уроку математики в 1 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока "Прибавить и вычесть число 3".

Конспект урока по математике в 1 классе "Прибавить и вычесть число 3". Цель урока: Создать условия для ознакомления с приемами прибавления и вычитания числа 3; Развивать умение сравнивать число и ч...

Урок математики в 1 классе. Тема: Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач.

Урок математики в 1 классе. Тема: Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач....