Проект урока по теме "Миллиметр"
проект по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме:
«Миллиметр».
Выполнил учитель начальных классов
ОУ № 22 г. Бор Борского района Нижегородской области
Зверева Марина Геннадьевна.
Квалификационная категория I.
Стаж работы учителем начальных классов 22 года.
Н. Новгород
2021г.
Учебный предмет: «Математика».
УМК «Школа России».
Тема урока: «Миллиметр».
Тип урока: введения новых знаний.
Задачи урока: повторить изученное о единицах длины - сантиметре и дециметре; познакомить с единицей измерения длины - миллиметром; продолжить формировать умение сравнивать именованные числа; решать задачи; развивать навыки счета.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты: определение границ собственного знания незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.
Метапредметные результаты: сравнивать миллиметр с известными единицами длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с помощью миллиметра, проводить проверку правильности выполненных действий, обобщать знания о единицах измерения длины, называть длину отрезка в миллиметрах.
Предметные результаты: знакомство с новой единицей измерения длины- миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневной ситуации, овладение способом измерения длины в миллиметрах.
Оборудование: линейка, карандаш у каждого ученика, презентация, компьютер, проектор, экран, ластики для каждого ученика.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся:
к моменту изучения данной темы
дети знают
таблицу сложения и вычитания в пределах 20,
единицы длины сантиметр и дециметр
и соотношение между ними;
умеют
сравнивать числа в пределах 20,
находить длину отрезка,
сравнивать отрезки по длине,
работать с линейкой, а именно
чертить отрезки заданный длины в см и дм .
Этапы урока
№ п/п | Название этапа урока | Время в минутах |
1 | Мотивация учебной деятельности учащихся | 2 |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 7 |
3 | Постановка учебной задачи. | 2 |
4 | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Первичное усвоение новых знаний. | 7 |
5 | Первичная проверка понимания | 5 |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 15 |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 3 |
8 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | 4 |
Содержание урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя и обучающегося | Формирование УУД |
Мотивация учебной деятельности учащихся | Приветствие учащихся, проверка готовности детей к уроку. Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает подумать, что пригодится для успешной работы. | Регулятивные: контролируют свои действия, организуют своё рабочее место. Личностные: включаются в деятельность на личностно-значимом уровне.. | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. | Урок начинается с прослушивания звукового фона. Дети слышат звуки природы: стук дятла по дереву, скрежет деревьев, шелест листьев и журчание воды. Учитель спрашивает, где можно услышать такие звуки. (В природе) Сегодня, ребята, у нас необычный урок – мы отправляемся в лес, где узнаем много нового. А вы знаете какие правила мы должны соблюдать, когда приходим в лес? (дети рассказывают правила : -Не кричать, не включать громко музыку, -Не выбрасывать мусор, -Не разорять гнёзда птиц и не забирать птенцов, -Не рвать и не ломать деревья.) Учитель объявляет детям о том, что навстречу к ним спешит лесной житель - Муравьишка. Но, к сожалению, на его пути преграда. Он не может перебраться через ручей, который образовался из-за ночного дождя. (На доске появляется картинка с Муравьишкой и ручьём). Через ручей нет мостика. Необходимо помочь Муравью выбрать подходящую по длине веточку, которую Муравей перекинет через ручей.
Учитель раздаёт детям карточки с изображением ручейка и трёх веточек и предлагает детям помочь гостю, спрашивая, как они будут действовать. Дети предлагают использовать в качестве мостика самую большую ветку. Учитель на это возражает, что на глаз трудно определить, какая ветка самая длинная. Тогда дети предлагают измерить длину веток и ширину ручья с помощью линейки. При измерении выясняется, что одна ветка имеет длину 2 см, а две другие больше 2 см и меньше 3 см. Сам ручей по ширине тоже больше 2 см и меньше 3 см.Становится непонятно, какая ветка подходит по размеру. Учитель спрашивает | Личностные: воспитывается бережное отношение к природе, сострадание к попавшему в беду. Метапредметные результаты. Регулятивные: определение границ знания и незнания Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, отвечать на вопросы. Предметные: закрепление умения измерять отрезки, читать показания линейки, сравнивать длины отрезков с помощью изученных единиц длин (знают единицы измерения длины - сантиметр, дециметр, соотношение между ними.) | |
Постановка учебной задачи. | Почему возникли затруднения? -Чего ещё мы не знаем? Дети предполагают, что нужно более точное измерение второй и третьей ветки, а для этого нужна другая единица длины, которая меньше сантиметра .Учитель подводит детей к теме и цели урока: -Какова тема нашего урока? (Узнаем единицу длины, меньше чем см, узнаем, сколько раз она помещается в 1см). -Чему будем учиться? (Научимся измерять предметы ,используя новую единицу длины) Учитель спрашивает, а знают ли ребята такую единицу длины, которая меньше сантиметра? Если её не называют дети, то учитель сам называет её. | Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что освоено и что ещё предстоит усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу. | |
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Первичное усвоение новых знаний. | Учитель просит детей рассмотреть линейки и определить, что на линейках им не знакомо. Дети отыскивают на линейке маленькие чёрточки и, по заданию учителя, считают, сколько их в 1 см. Учитель сообщает детям, что расстояние между двумя соседними маленькими чёрточками 1 мм. На доске появляется запись 1 см = 10 После чего предлагает догадаться, как записывают мм, если дециметр-дм, сантиметр-см, а миллиметр-?(мм),потом вспоминают соотношения между дециметром и сантиметром. На доске появляется запись: 1 дм = 10 см 1 см = 10 мм Далее дети устанавливают, что 10 раз по 10 мм –это 1 дм, значит в 1 дм 100 см. На доске появляется запись: 1дм=100мм. Учитель снова просит рассмотреть линейку и сказать, что ребята заметили на отметке 5 мм.(Более длинную чёрточку) Объясняется, что эта черта нужна для удобства измерений. Дети измеряют длины двух оставшихся веточек и ширину ручья. Записывают данные в карточки и находят подходящую для переправы ветку. Потом «рисуют» мостик -чертят отрезок нужной длины. Проверяют работу друг друга. Выражают длину данного отрезка в миллиметрах. Учитель спрашивает, ветки какой длины могли бы ещё стать мостиком. Дети догадываются, что отрезки должны быть больше ширины ручья, ширина которого 2 см 7 мм. | Регулятивные: дети учатся выдвигать гипотезы, планировать действия. Познавательные: развитие наблюдательности, логики, умения обобщать, систематизировать. Предметные: умение соотносить между собою единицы длины, сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с помощью миллиметра, идет подготовка к умножению. | |
Первичная проверка понимания | Учитель задаёт вопросы: Для чего нужны миллиметры?(Для точности измерения, измерять маленькие предметы) Что можно измерить в миллиметрах? Посмотрите на вещи, лежащие на парте? (толщину учебника, дневника, ширину тетради, длину карандаша, ручки и т.д.) Учитель спрашивает, в каких единицах длины удобнее измерить высоту стола, ширину и длину класса, высоту окна? ( В см и м) Дети проводят измерения ширины парты, ширины спинки стула, ширины учебника математики. | Метапредметные: умение применять полученные знания в жизни(измерение окружающих предметов в миллиметрах). Познавательные: развитие логики, операции синтеза (обобщение знаний о единицах измерения длины). Предметные: проводить измерения с помощью изученных единиц измерения длины. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Давайте лучше познакомимся с миллиметром. Потренируемся в измерении и вычерчивании отрезков. Заодно потренируем свою смекалку. Муравьишка приглашает нас на лесную полянку. (На доске появляется слайд с изображением лесной полянки и насекомых на ней). Там его друзья: бабочка, муха, оса и кузнечик. Муравьишке очень интересно, какова длина тела каждого из этих насекомых? Для этого нужно выполнить задание по карточке. Длина тела каждого насекомого равна длине одного из отрезков. Найди длину каждого отрезка, запиши её. Определи, какова длина тела каждого насекомого, если известно, что тело бабочки длиннее тела мухи, но короче тела кузнечика. А оса короче мухи. Дети проводят измерения. Проводится взаимопроверка выполненного задания по записи на слайде. Устанавливают, что самое длинное тело у кузнечика(1 см 5 мм), бабочка короче на 2 мм (1 см 3 мм).Потом длина тела выражается в мм.(1 см5мм это 15мм,1 см 3 мм это 13мм) Муха имеет длину тела 9 мм, и самая маленькая оса, длина тела 7 мм. Учитель задаёт работу по учебнику. Выполняется задание №3(с.10)с подробным объяснением. Дети сравнивают именованные числа. Объясняют выбор знака для сравнения. Один ученик выполняет задание на доске. Сравнение именованных чисел идёт с подробным объяснением. 1)1 см*9мм 1 см это 10 мм 10 мм >9 мм,значит,1см>9мм. 2)1см8мм*18мм 1см8мм-это 18 мм 18мм=18мм, значит 1см8мм=18мм. Или:18 мм – это 1 см 8 мм 1см8мм=1см8мм И.т.д. А теперь решим задачу. (Задача записана на слайде). Рост мха ягеля (оленьего моха) составляет 4 мм в год. На сколько миллиметров вырастет ягель за 2 (3)года? Задача записана на слайде). Рост мха ягеля (оленьего моха) составляет 4 мм в год. На сколько миллиметров вырастет ягель за 2 (3 года). Дети индивидуально решают задачу. Проводится взаимопроверка правильности решения задачи по записи, которая появляется на слайде. 4+4=8(мм) за 2 года 4+4+4=12(мм) за 3 года Учитель просит перевести 12 мм в см и мм.(12 мм это 1 см и 2 мм) Учитель спрашивает детей о том, зачем в лесу мох и нужно ли его беречь. Учитель подводит детей к мысли о том, что мох нельзя истреблять, так как он является пещей для многих обитателей леса. Чтобы вырос новый мох нужны долгие годы. Подводя итог, учитель говорит, что ребята работали очень хорошо, в награду от Муравьишки они получают сувениры (ластики одинаковой формы и размера). | Личностные: воспитывается бережное отношение к природе Регулятивные: контролируют и корректируют собственную деятельность ,выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Коммуникативные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют выбор знакасравнения. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Дома необходимо измерить ширину, длину и высоту ластика и начертить в тетради отрезки, равные по длине ширине, высоте и длине ластика. Длину каждого отрезка записать в мм ,выполнить № 5 в учебнике. Желающим сочинить своё сочинение-сказку о необходимости «миллиметра». | Предметные: применение знаний о миллиметре, закрепление умения работы с линейкой. | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Учитель спрашивает -С какой единицей измерения длины познакомились? (С мм) -Для чего она нужна? (Для точных измерений, для измерения мелких предметов) Чему учились? (Измерять отрезки в мм и чертить отрезки нужной длины) Что понравилось на уроке? В чём были трудности? В завершении урока учитель предлагает детям закрепить на доске изображение того цветка, которое больше всего соответствует настроению ученика. Ромашку, если всё получилось и всё понравилось, лютик, если не всё получилось, или не всё понравилось. | Регулятивные: умение оценивать свою деятельность. |
Самоанализ урока:
Данный урок является седьмым в теме «числа от 1 до 100.Нумерация». В первом классе дети изучили две единицы длины: сантиметр и дециметр. Научились пользоваться линейкой для измерения отрезков, чертить отрезки заданной длины. Во втором классе дети развивают умение работать с линейкой, учатся измерять и чертить отрезки с помощью миллиметра. Главной целью данного урока является знакомство с новой единицей измерения длины, овладение способом измерения длины в миллиметрах. Данная тема является трудной для детей 2 класса, т.к. требует точности измерений.
Урок математики проводится в игровой форме с применением наглядности. Вначале урока ребята настраиваются на хорошее настроение, дружеское отношение друг к другу. На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии дети методом побуждающего диалога подводятся к проблеме. На следующем этапе урока выявляется причина затруднения. Знаний, которые были получены ранее, недостаточно для выхода из проблемной ситуации. В результате подводящего диалога дети формулируют тему и цель урока самостоятельно. На этапе «открытия нового знания» изучаемый материал был довольно сложным, т.к. миллиметр является очень мелкой единицей длины и вымерять отрезки в миллиметрах трудно. Но благодаря оптимальному количеству практических упражнений дети овладевают способом измерения отрезка в миллиметрах. На этапе самостоятельной работы ученики контролируют свои действия, выполняя их по алгоритму. На этом же этапе происходит взаимопроверка друг друга. В конце урока проводится рефлексия, где каждый учащийся оценивает уровень понимания на уроке. На уроке я использовала различные формы и методы работы, чтобы достичь поставленных целей и задач. Чередовала устные и письменные виды работ, проводилась работа в паре и самостоятельная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"
Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...