Смысловое чтение на уроках математики
презентация к уроку по математике

Смысловое чтение на уроках математики

Т.Н.Белимова,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»,

 высшая категория.

 Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.

И.Л. Лобачевский.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, функциональная грамотность и многое другое.

И естественно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности.

На протяжении всего времени обучения в начальной школе учителю необходимо систематически развивать у детей умение читать, понимать текст, работать с ним. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения систематических курсов математики,  алгебры и геометрии  на уровне ООО.

Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности.

Таким образом, возникает проблема: как научить не только практическому решению задач на уроках математики, а в последствии и на уроках алгебры и геометрии, но и помочь овладению теоретическим материалом, понять каковы эффективные приёмы организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных УУД  у обучающихся на уроках математики.

Для разрешения проблемы необходимо:

 - изучить требования ФГОС к результатам освоения программы по математике, рассмотреть понятие «смысловое чтение» как основу метапредметных результатов, обучающихся,

- проанализировать умения, связанные с обучением смысловому чтению математических текстов и эффективные приёмы формирования навыка смыслового чтения текстов разных жанров,

-рассмотреть особенности проектирования уроков математики в условиях формирования навыков смыслового чтения и

-апробировать эффективные приёмы смыслового чтения текстов на практике.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Способами развития смыслового чтения является организация работы с текстовыми задачами, составление краткой записи условия задачи, составление вопросов к задаче.

Тексту должна отводиться приоритетная роль. Восприятие информации происходит в три этапа:

-до чтения (стадия вызова) (игра «Попробуй найти!», приём «Определи тему!», приём «Верите ли Вы?»);  

-во время чтения (стадия осмысления) (приём – «Инсерт», приём «Тонкие и толстые вопросы»);

- после чтения (стадия рефлексии) Задания «множественного выбора», «на соотнесение», «на дополнение информации», «на перенос информации», «на восстановление деформированного текста».

Уроки математики являются благодатной почвой для формирования смыслового чтения. Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx93.3 КБ
Файл sosh_9smyslovoe_chtenie_na_urokah_matematikim.pptx859.42 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках математики

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.

И.Л. Лобачевский.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, функциональная грамотность и многое другое.

И естественно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности.

С переходом в 5 класс, где увеличивается количество предметов, возрастает роль смыслового чтения, основы которого закладываются на уровне начальной школе.

Одной из трудностей, с которой встречаются пятиклассники на уроках математики, – работа с объяснительным текстом учебника. Причина этого – недостаточная техника чтения у некоторых детей, малый словарный запас, а также и то, что в учебниках начальной школы такие объёмные тексты не встречались.

На протяжении всего времени обучения в начальной школе учителю необходимо систематически развивать у детей умение читать, понимать текст, работать с ним.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом мы должны учить детей не только технической стороне чтения, но и смысловой. Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности.

Таким образом, возникает проблема: как научить не только практическому решению задач на уроках математики, а в последствии и на уроках алгебры и геометрии, но и помочь овладению теоретическим материалом, понять каковы эффективные приёмы организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных УУД у обучающихся на уроках математики.

Для разрешения проблемы необходимо:

- изучить требования ФГОС к результатам освоения программы по математике, рассмотреть понятие «смысловое чтение» как основу метапредметных результатов, обучающихся,

- проанализировать умения, связанные с обучением смысловому чтению математических текстов и эффективные приёмы формирования навыка смыслового чтения текстов разных жанров,

-рассмотреть особенности проектирования уроков математики в условиях формирования навыков смыслового чтения и

-апробировать эффективные приёмы смыслового чтения текстов на практике.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Владение смысловым чтением — это метапредметное умение, которое затрагивает как учебную деятельность обучающихся, так и их повседневную жизнь, потому что тесно связано с формированием их информационной культуры.

Также одним из способов развития смыслового чтения является организация работы с текстовыми задачами.
Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи придается также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

Таблица 1

Стратегии смыслового чтения на этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.

Стратегии смыслового чтения

Этапы решения задач

Что должен уметь ученик

Поиск информации и

понимание прочитанного

Анализ содержания задачи.

Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию

Преобразование и

интерпретация

Осуществление плана

решения задачи

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Оценка информации

Проверка решения

задачи

Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её

Один из приёмов смыслового чтения – «Составление краткой записи условия задачи».

При осуществлении этого приёма у учащихся формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. При составления краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, схематических чертежей, таблиц, работа с рукой.

Эффективным приёмом является «Составление вопросов к задаче». Происходит анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче.

Важно проводить систематическую работу с учебником математики.

Тексту должна отводиться приоритетная роль. Восприятие информации происходит в три этапа:

-до чтения (стадия вызова);

-во время чтения (стадия осмысления);

- после чтения (стадия рефлексии).

1 этап: работа до чтения (стадия вызова)

В самом начале урока можно использовать игру «Попробуй найти!»: учитель сообщает классу название главы или параграфа, ученики быстро с помощью оглавления находят данный раздел учебника и зачитывают несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

Так же интересен приём «Определи тему!»: учитель просит открыть учебник на определенной странице и посмотреть задания, которые предстоит решать на уроке, ученики формулируют тему, по которой будут выполнять задания. Эта предварительная работа настраивает учеников на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте.

«Корзина идей»Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум.

Приём «Верите ли Вы?» может быть началом урока, он проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Например, будем говорить об элементах комбинаторики.

Игра “Верите ли вы, что…”

Например, при устном счете

- Произведение 0 и 9 равно 9;

- Сумма 36 и 14 больше 40;

- Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.

На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам. Например, при введении понятия

« Площадь прямоугольника» на стадии вызов повторяем свойства прямоугольника через игру "Да - нет"

- Через точку можно провести только одну прямую (нет).

- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).

- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).

- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).

- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).

- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет)

Ученики устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап: работа с текстом учебника (стадия осмысления)

Работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами). В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов (опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение – сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение – изучение, выборочное чтение, просмотр).

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать приём – «Инсерт». Это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Учащихся изначально знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте:

V (уже знал);

+ (новое);

(думал иначе);

? (не понял, есть вопросы).

Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Таблица 2

Приём «Инсерт»

Уже знал (v)

Новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие (ключевые слова, фразы). После заполнения учащимися таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Данный приём требует от школьника не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Продуктивным будет приём «Тонкие и толстые вопросы».

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. Учащимся можно предложить задание составить вопросы по теме, по тексту параграфа. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Данный приём позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

Таблица 3

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

3 этап: работа после чтения (стадия рефлексии).

После чтения параграфа из учебника ученики должны обязательно выразить свое отношение, мнение, мысли о прочитанном тексте, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к заполнению таблиц, к верным и неверным утверждениям, к ответам на поставленные вопросы.

Текст учебника математики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия. Различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.; соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте (предложениями, несколькими словами, одним словом, формулой); дополнение (завершение) предложений, доказательств.

Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, схем на основе прочитанного; дополнение таблиц, схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» правило, алгоритм; «найди ошибку», «составь вопрос и реши задачу».

Уроки математики являются благодатной почвой для формирования смыслового чтения. Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся. Формируя универсальные учебные действия учащихся, у них появляется возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, научиться правильно организовать усвоение материала.

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. М.И. Калинин.

Литература:

  1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. / Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. – СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. – 192 с.
  2. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  3. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Сметанникова Н. Н. – М: Баласс, 2011. – 128 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение на уроках математики МБОУ «СОШ № 9» Т.Н.Белимова , учитель начальных классов, высшая категория

Слайд 2

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни. И.Л. Лобачевский.

Слайд 3

Проблема как научить не только практическому решению задач на уроках математики, а в последствии и на уроках алгебры и геометрии, но и помочь овладению теоретическим материалом, понять каковы эффективные приёмы организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.

Слайд 4

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию

Слайд 5

Стратегии смыслового чтения на этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики. Стратегии смыслового чтения Этапы решения задач Что должен уметь ученик Поиск информации и понимание прочитанного Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию Преобразование и интерпретация Осуществление плана решения задачи Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации Оценка информации Проверка решения задачи Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её

Слайд 6

П риёмы смыслового чтения 1. приём- Составление краткой записи условия задачи 2 приём - Составление вопросов к задаче условие вопрос к раткая запись решение ответ

Слайд 7

П риём « Составление вопросов к задаче » состоит из 3 этапов: - 1 этап: работа до чтения (стадия вызова) - игра «Попробуй найти !» - приём «Определи тему !»: - приём «Корзина идей» - приём «Верите ли Вы?»

Слайд 8

2 этап: работа с текстом учебника (стадия осмысления) -Приём « Инсерт » ( интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления)

Слайд 9

-Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 10

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. М.И. Калинин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Слайд 1. Приемы развития смыслового чтения на уроках математики Использование стратегии  смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач. На современном этапе развити...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики...

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики в начальной школе

презентация натему "Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики" в начальной школе...

Использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики .

Данная статья включает материал использование приёмов технологии критического мышления в рамках обучения смысловому чтению на уроках математики ....

Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»

Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей....