Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: Обозначение геометрических фигур буквами.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Приставко Мария Владимировна

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: Обозначение геометрических фигур буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 3

Тема: Обозначение геометрических фигур буквами

Тип урока: ОНЗ 

Цели:

Содержательная: получение знаний об обозначении геометрических фигур буквами

Деятельностная: первичное закрепление учащимися умений обозначать геометрические фигуры буквами

Задачи:

Дидактические:

  1. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100.
  2. Устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100.
  3. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения.
  4. Находить неизвестный компонент арифметического действия.
  5. Использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр).
  6. Решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение.

Воспитательные:

  1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
  2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.

Развивающие:

  1. Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
  2. Приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
  3. Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
  4. Конструировать утверждения, проверять их истинность.
  5. Комментировать процесс вычисления, построения, решения.
  6. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
  7. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  8. Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.
  9. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
  10. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Читает, записывает числа в пределах 100.
  2. Устанавливает и соблюдает порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100.
  3. Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения.
  4. Находит неизвестный компонент арифметического действия.
  5. Использует при выполнении практических заданий и решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр).
  6. Решает задачи в одно-два действия: представляет текст задачи, планирует ход решения, записывает решение и ответ, анализирует решение.

Личностные:

1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

2. Применяет правила совместной деятельности со сверстниками, проявляет способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознаёт личную ответственность и объективно оценивает свой вклад в общий результат.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
  2. Приобретает практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
  3. Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

  1. Конструирует утверждения, проверяет их истинность.
  2. Комментирует процесс вычисления, построения, решения.
  3. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий.
  3. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности.
  4. Находит ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Оборудование: учебник, презентация, тест.

Образовательные ресурсы: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 13-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022. – С. 10 – (Школа России).

 План урока:

 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Этический заряд

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднений.

4. Построение проекта выхода из затруднения

4.1. Формулировка темы урока.

4.2. Формулировка цели и задач урока.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

9.1. Подведение итогов.

9.2. Рефлексия.

9.3. Домашнее задание.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения УД

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня урок математики у вас проведу я.

1.2. Проверка готовности.

- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь и пенал.

- Я вижу, что вы готовы к уроку, а это значит, мы можем начинать.

1.3. Этический заряд.

- За окном светит солнышко, поэтому предлагаю и вам подарить друг другу частичку тепла через рукопожатие и настроиться на активную работу на уроке.

- Ребята, я желаю вам быть трудолюбивыми и целеустремлёнными в том, чтобы узнать что-то новое для себя.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Ф

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- А для того, чтобы вы немного «размялись» я предлагаю вам выполнить несколько заданий, связанных с устным счётом.

По поднятой руке

Задание 1.

- Уменьшите на 6 числа: 23 (17), 41 (35), 62 (56), 39 (33).

- Увеличьте на 9 числа: 19 (28), 54 (63), 73 (82), 24 (33).

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.

Задание 2.

- Посмотрим, как вы умеете решать задачи, ведь это уже более сложное задание, но я думаю, что такие ребята, как вы, быстро справитесь.

- Слушайте, пожалуйста, внимательно.

Задача: Миша собрал 4 жёлтых листика, а Петя в 3 раза больше. Сколько жёлтых листиков собрал Петя? (ответ: 12 жёлтых листиков собрал Петя).

- Ребята, поднимите руку кто согласен? Почему вы так считаете? (в 3 раза больше, это значит, что Петя собрал столько же сколько и Миша, но трижды).

- Молодцы, с задачей вы тоже отлично справились.

Выполняют задания учителя.

Ф

ПР1, ПР2, ПР3, П1, П3, К1, К2, К3, Р1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Тогда я предлагаю нам с вами немного поговорить.

- Вспомните, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы знаете (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол, прямая, точка).

- Молодцы, как много фигур вы уже знаете.

- А из чего состоят названные фигуры? (точки, отрезки, лучи)

- Да, верно.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что даётся каждому человеку при рождении? (имя)

- Да, вы правы.

- Людям даются имена, городам, рекам, озёрам - … (названия), животным - … (клички).

- Теперь, пожалуйста, подумайте, и ответьте мне на такой вопрос: можем ли мы «дать имя» геометрической фигуре? (предположения детей)

- Поднимите руку, кто считает, что можем/не можем.

- Спасибо за ваши предположения.

- Ребята, которые были согласны с утверждением, подумайте, а с помощью чего (каких символов) мы можем обозначить «имена» геометрических фигур. (Букв) (Ребята, в нашем алфавите этим символов – 33, как мы их называем?)

- Верно с помощью букв. А с какой буквы мы пишем имена, клички, названия? (С заглавных букв).

- Ребята, абсолютно верно, геометрические фигуры мы будем обозначать с помощью букв.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Л1, К1, Р1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Подумайте, какова же тема сегодняшнего урока? (Обозначение геометрических фигур буквами).

- Какую цель мы можем поставить перед собой? (научиться обозначать геометрические фигуры буквами и читать их названия)

- А выполнение каких задач нам поможет в достижении цели? (1. Узнать какими буквами обозначаются геометрические фигуры. 2. Чертить геометрические фигуры. 3. …)  

Формулируют тему, цель, задачи урока.

Планируют деятельность.

Ф

Л2, К1, Р1, Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Ребята, таким образом вы сами спланировали свою деятельность. Приступим же к работе.

- Ребята, предположите, буквами какого алфавита обозначают геометрические фигуры? (латинского).

- Да, совершенно верно. А кто знает, сколько букв в латинском алфавите? (26)

- Латинский и английский алфавит по написанию одинаковые, но разные по звучанию.

- В конце учебника, на 112-й странице у вас есть подсказка с левой стороны. Откройте, пожалуйста, учебники на 112-й стр. Перед вами латинский алфавит.

- Кто желает нам его прочитать? (по желанию)

- Спасибо.

- Ребята, ранее вы говорили, что геометрические фигуры состоят из точек, отрезков и тд, но, как вы думаете, сколько же букв потребуется для обозначения точки? (одна заглавная буква) (распечатка точки на доску) – маркером подписать название

- Да, правильно.

- А для обозначения отрезка? (две заглавные латинские буквы) (из скольких точек состоит отрезок?) (распечатка отрезка на доску) маркером подписать название

- Молодцы, правильно.

- А сколько же букв потребуется для обозначения треугольника? (три)

- Т.е. какой вывод вы можете сделать уже сейчас? (сколько в фигуре точек, столько букв для обозначения геометрической фигуры мы будем использовать).

- Хорошо. Откройте, пожалуйста, свои учебники на 10-й странице.

- Обратите своё внимание на треугольник красного цвета. Какие буквы латинского алфавита используются для обозначения его вершин? (А, В, С)

- Предположите, как можно прочитать его название. (Варианты детей).

- Итак, вы все ответили верно.

- Какой вывод вы можете сделать из этого? Для того, чтобы назвать многоугольник, нужно … (обозначить буквами его вершины и называть их поочерёдно, начиная с любой, двигаясь по/против часовой стрелки).

- Ребята, давайте проверим ваши предположения. Прочитайте, пожалуйста, информацию, данную авторами учебника, но только первый абзац (1 желающий).

- Правильный ли вывод у нас получился? Молодцы.

- Ребята, раз уж мы с вами затронули треугольник, назовите мне его составляющие (стороны и углы).

- А можем ли мы дать названия сторонам и углам треугольника? (да).

- Прочитайте, пожалуйста, второй абзац. (1 желающий).

ПОКАЗЫВАЮ указкой на доске и прошу дать название углу.

- Ребята, предположите, пожалуйста, как можно назвать этот угол?

- Какой вывод вы можете сделать? (Чтобы назвать угол многоугольника, нужно… (по учебнику)

Работа по учебнику.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

ПР1, ПР2, ПР 3, ПР5, Л1, П1, П3, К1, Р3

6. Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас будем делать для того, чтобы закрепить материал? (выполнять задания).

- Правильно.

- Обратите, пожалуйста, внимание на задание №1. …, прочитай, пожалуйста, его.

- Ребята, что вам нужно сделать?  (1. Измерить стороны треугольника ОМК. 2. Узнать разницу между суммой длин отрезков ОК и ОМ с отрезком КМ).

- Ребята, сколько действий нам потребуется для решения этого задания? (два)

- Что мы найдём в первом действии? (сумму длин отрезков)

- Во втором? (разницу между отрезками).

- Итак, ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа.

- Возьмите, пожалуйста, свои линейки и измерьте стороны треугольника ОМК, данного вверху страницы.

- Ребята, но перед этим, напомните мне, пожалуйста, правила работы при измерении геометрических фигур линейкой.

ПРОИЗВЕСТИ ЗАМЕРЫ У УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНИКЕ

Ответ:

1) 11 + 20 = 31 (мм) – сумма длины отрезков.

2) 31 − 24 = 7 (мм) - больше сумма длин отрезков ОК и ОМ

Ответ: на 7 мм больше сумма длин отрезков ОК и ОМ, чем длина отрезка КМ.

- Запишите полученный ответ в тетрадь.

- Кто справился – поднимите руку.

- Молодцы.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

ПР3, ПР5, ПР6, Л1, П2, П3, К1, К3, Р3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача:

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

- А теперь, ребята, я предлагаю проверить то, что вы запомнили на уроках математики. Я уверена, что вы справитесь с этими заданиями.

Задание 1.

Геометрические фигуры обозначают

А) буквами греческого алфавита

Б) буквами латинского алфавита

В) буквами русского алфавита

Задание 2.

Реши уравнение и сделай проверку: (задание №3)

1 ряд – 28+а=39

2 ряд – 94-b=60

3 ряд – х-25=75

Задание 3.

Вычисли (первые три примера задание №4)

1 ряд – 20+18-30

2 ряд – 70-56+16

3 ряд – 85-80+67

- Поднимите руку, кто завершил свою работу.

- Ребята, сравните, пожалуйста, свою работу с образцом выполнения.

- Поднимите руку, кто справился без ошибок?

- Молодцы.

Выполняют самостоятельную работу, сравнивают с эталоном.

И

Ф

ПР3, П1, К2, К3, Р3, Р4

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных раннее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

- Ребята, раз уж мы говорим о геометрических фигурах, то предлагаю вам потренироваться выполнять их на бумаге.

- Прочитайте, пожалуйста, внимательно задание, расположенное внизу 10-й страницы.

Задание: начертите отрезок CD длиной 4 см 5 мм.

- Кто напомнит нам, как строить отрезок?

- Приступайте к выполнению задания, следите за своей посадкой.

- Кто справился – поднимите руку.

- Молодцы.

ЕСЛИ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ.

- Ребята, сегодня у нас осталось последнее и самое сложное задание, но я очень надеюсь, что вместе мы справимся.

- …, прочитай, пожалуйста, задание 2.

- Что интересного вы заметили? (здесь не хватает вопроса)

- А что мы можем сделать, чтобы решить эту задачу? (придумать вопрос и ответить на него, используя данное условие).

- Какой вопрос вы можете задать к этой задаче? (сколько яблок упало?)

- Хорошо, о чём в задаче идёт речь? (о ветках яблони и яблоках)

- Сколько было яблок на одной ветке? (12)

- На второй? (8)

- Что произошло с яблоками? (несколько упало)

- Известно ли количество упавших яблок? (нет)

- А что такое «16»? – количество оставшихся яблок на двух ветках.

- Ребята, можем ли мы ответить на вопрос задачи сразу? (нет)

- Почему? (нам неизвестны все данные, поэтому мы будем их искать).

- Что мы можем найти первым действием? (сколько всего яблок было на двух ветках)

- Запишите это в виде выражения: 12+8=20 (яб.) – было на двух ветках.

- Зная сколько было и сколько осталось, что мы можем найти? (мы можем найти сколько яблок упало.

- Каким действием мы будем это делать? (вычитанием)

- Какое выражение мы получим? (20-16=4) Запишите второе действие и ответ в свои тетради.

- Молодцы.

Выполняют задания: построить отрезок, №2.

И

Ф

ПР5, ПР6, Л1, П1, П3, К1, К2, Р1, Р2, Р3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ

9.1. Подведение итогов.

- Ребята, наш урок подходит к концу, вы отлично поработали.

- Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какова была тема урока?

- Чему научились?

- Какие трудности вы испытывали?

9.2. Рефлексия.

- Ребята, поднимите руку, если довольны своей работой на уроке.

Продолжите одну из фраз:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

 - Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу.

9.3. Домашнее задание.

- Обратите, пожалуйста, внимание на слайд – это ваше домашнее задание…

ЗАДАНИЕ:

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Л1, П1, К1, К2, Р1, Р3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Уменьшите на 6 23 41 62 39 17 35 56 33

Слайд 3

Увеличьте на 9 19 54 73 24 28 63 82 33

Слайд 4

Миша собрал 4 жёлтых листика, а Петя в 3 раза больше . Сколько жёлтых листиков собрал Петя?

Слайд 6

Тема: Обозначение геометрических фигур буквами Цель: научиться обозначать геометрические фигуры буквами и читать их названия Узнать какими буквами обозначаются геометрические фигуры Задачи : 2. Чертить геометрические фигуры

Слайд 8

Для того, чтобы назвать многоугольник нужно…

Слайд 9

Для того, чтобы назвать многоугольник нужно обозначить буквами его вершины и назвать их поочерёдно, начиная с любой.

Слайд 11

Чтобы назвать угол многоугольника, нужно…

Слайд 13

1 вариант 2 вариант 3 вариант Б Б Б 11 34 100 8 30 72

Слайд 14

Узнать какими буквами обозначаются геометрические фигуры Задачи : 2. Чертить геометрические фигуры

Слайд 16

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме "Измерение площади фигуры с помощью палетки"

Найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки...

Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...

Урок математики по теме «Обозначение геометрических фигур буквами»

Цели урока: познакомить детей с написанием заглавных латинских букв, которые служат для обозначения геометрических фигур; совершенствовать умение чертить и измерять отрезки, строить геометрически...

Самостоятельная работа по математике по теме «Обозначение геометрических фигур».

Самостоятельная работа по математике по теме «Обозначение геометрических фигур» (УМК «Перспектива»)....

Тема: Обозначение геометрических фигур буквами

технологическая карта урока по программе "Школа России" 3 класс...