Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: Обозначение геометрических фигур буквами.
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: Обозначение геометрических фигур буквами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3
Тема: Обозначение геометрических фигур буквами
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: получение знаний об обозначении геометрических фигур буквами
Деятельностная: первичное закрепление учащимися умений обозначать геометрические фигуры буквами
Задачи:
Дидактические:
- Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100.
- Устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100.
- Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения.
- Находить неизвестный компонент арифметического действия.
- Использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр).
- Решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение.
Воспитательные:
- Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
- Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.
Развивающие:
- Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
- Приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
- Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
- Конструировать утверждения, проверять их истинность.
- Комментировать процесс вычисления, построения, решения.
- Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.
- Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
- Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает, записывает числа в пределах 100.
- Устанавливает и соблюдает порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100.
- Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения.
- Находит неизвестный компонент арифметического действия.
- Использует при выполнении практических заданий и решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр).
- Решает задачи в одно-два действия: представляет текст задачи, планирует ход решения, записывает решение и ответ, анализирует решение.
Личностные:
1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
2. Применяет правила совместной деятельности со сверстниками, проявляет способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознаёт личную ответственность и объективно оценивает свой вклад в общий результат.
Метапредметные:
Познавательные:
- Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
- Приобретает практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
- Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач.
Коммуникативные:
- Конструирует утверждения, проверяет их истинность.
- Комментирует процесс вычисления, построения, решения.
- Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий.
- Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности.
- Находит ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Оборудование: учебник, презентация, тест.
Образовательные ресурсы: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 13-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022. – С. 10 – (Школа России).
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Этический заряд
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднений.
4. Построение проекта выхода из затруднения
4.1. Формулировка темы урока.
4.2. Формулировка цели и задач урока.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
9.1. Подведение итогов.
9.2. Рефлексия.
9.3. Домашнее задание.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения УД | 1.1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня урок математики у вас проведу я. 1.2. Проверка готовности. - Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь и пенал. - Я вижу, что вы готовы к уроку, а это значит, мы можем начинать. 1.3. Этический заряд. - За окном светит солнышко, поэтому предлагаю и вам подарить друг другу частичку тепла через рукопожатие и настроиться на активную работу на уроке. - Ребята, я желаю вам быть трудолюбивыми и целеустремлёнными в том, чтобы узнать что-то новое для себя. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - А для того, чтобы вы немного «размялись» я предлагаю вам выполнить несколько заданий, связанных с устным счётом. По поднятой руке Задание 1. - Уменьшите на 6 числа: 23 (17), 41 (35), 62 (56), 39 (33). - Увеличьте на 9 числа: 19 (28), 54 (63), 73 (82), 24 (33). - Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Задание 2. - Посмотрим, как вы умеете решать задачи, ведь это уже более сложное задание, но я думаю, что такие ребята, как вы, быстро справитесь. - Слушайте, пожалуйста, внимательно. Задача: Миша собрал 4 жёлтых листика, а Петя в 3 раза больше. Сколько жёлтых листиков собрал Петя? (ответ: 12 жёлтых листиков собрал Петя). - Ребята, поднимите руку кто согласен? Почему вы так считаете? (в 3 раза больше, это значит, что Петя собрал столько же сколько и Миша, но трижды). - Молодцы, с задачей вы тоже отлично справились. | Выполняют задания учителя. | Ф | ПР1, ПР2, ПР3, П1, П3, К1, К2, К3, Р1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Тогда я предлагаю нам с вами немного поговорить. - Вспомните, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы знаете (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол, прямая, точка). - Молодцы, как много фигур вы уже знаете. - А из чего состоят названные фигуры? (точки, отрезки, лучи) - Да, верно. - Ребята, скажите, пожалуйста, что даётся каждому человеку при рождении? (имя) - Да, вы правы. - Людям даются имена, городам, рекам, озёрам - … (названия), животным - … (клички). - Теперь, пожалуйста, подумайте, и ответьте мне на такой вопрос: можем ли мы «дать имя» геометрической фигуре? (предположения детей) - Поднимите руку, кто считает, что можем/не можем. - Спасибо за ваши предположения. - Ребята, которые были согласны с утверждением, подумайте, а с помощью чего (каких символов) мы можем обозначить «имена» геометрических фигур. (Букв) (Ребята, в нашем алфавите этим символов – 33, как мы их называем?) - Верно с помощью букв. А с какой буквы мы пишем имена, клички, названия? (С заглавных букв). - Ребята, абсолютно верно, геометрические фигуры мы будем обозначать с помощью букв. | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | Л1, К1, Р1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Подумайте, какова же тема сегодняшнего урока? (Обозначение геометрических фигур буквами). - Какую цель мы можем поставить перед собой? (научиться обозначать геометрические фигуры буквами и читать их названия) - А выполнение каких задач нам поможет в достижении цели? (1. Узнать какими буквами обозначаются геометрические фигуры. 2. Чертить геометрические фигуры. 3. …) | Формулируют тему, цель, задачи урока. Планируют деятельность. | Ф | Л2, К1, Р1, Р2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Ребята, таким образом вы сами спланировали свою деятельность. Приступим же к работе. - Ребята, предположите, буквами какого алфавита обозначают геометрические фигуры? (латинского). - Да, совершенно верно. А кто знает, сколько букв в латинском алфавите? (26) - Латинский и английский алфавит по написанию одинаковые, но разные по звучанию. - В конце учебника, на 112-й странице у вас есть подсказка с левой стороны. Откройте, пожалуйста, учебники на 112-й стр. Перед вами латинский алфавит. - Кто желает нам его прочитать? (по желанию) - Спасибо. - Ребята, ранее вы говорили, что геометрические фигуры состоят из точек, отрезков и тд, но, как вы думаете, сколько же букв потребуется для обозначения точки? (одна заглавная буква) (распечатка точки на доску) – маркером подписать название - Да, правильно. - А для обозначения отрезка? (две заглавные латинские буквы) (из скольких точек состоит отрезок?) (распечатка отрезка на доску) маркером подписать название - Молодцы, правильно. - А сколько же букв потребуется для обозначения треугольника? (три) - Т.е. какой вывод вы можете сделать уже сейчас? (сколько в фигуре точек, столько букв для обозначения геометрической фигуры мы будем использовать). - Хорошо. Откройте, пожалуйста, свои учебники на 10-й странице. - Обратите своё внимание на треугольник красного цвета. Какие буквы латинского алфавита используются для обозначения его вершин? (А, В, С) - Предположите, как можно прочитать его название. (Варианты детей). - Итак, вы все ответили верно. - Какой вывод вы можете сделать из этого? Для того, чтобы назвать многоугольник, нужно … (обозначить буквами его вершины и называть их поочерёдно, начиная с любой, двигаясь по/против часовой стрелки). - Ребята, давайте проверим ваши предположения. Прочитайте, пожалуйста, информацию, данную авторами учебника, но только первый абзац (1 желающий). - Правильный ли вывод у нас получился? Молодцы. - Ребята, раз уж мы с вами затронули треугольник, назовите мне его составляющие (стороны и углы). - А можем ли мы дать названия сторонам и углам треугольника? (да). - Прочитайте, пожалуйста, второй абзац. (1 желающий). ПОКАЗЫВАЮ указкой на доске и прошу дать название углу. - Ребята, предположите, пожалуйста, как можно назвать этот угол? - Какой вывод вы можете сделать? (Чтобы назвать угол многоугольника, нужно… (по учебнику) | Работа по учебнику. Отвечают на вопросы учителя. | Ф | ПР1, ПР2, ПР 3, ПР5, Л1, П1, П3, К1, Р3 |
6. Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Ребята, как вы думаете, что мы сейчас будем делать для того, чтобы закрепить материал? (выполнять задания). - Правильно. - Обратите, пожалуйста, внимание на задание №1. …, прочитай, пожалуйста, его. - Ребята, что вам нужно сделать? (1. Измерить стороны треугольника ОМК. 2. Узнать разницу между суммой длин отрезков ОК и ОМ с отрезком КМ). - Ребята, сколько действий нам потребуется для решения этого задания? (два) - Что мы найдём в первом действии? (сумму длин отрезков) - Во втором? (разницу между отрезками). - Итак, ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа. - Возьмите, пожалуйста, свои линейки и измерьте стороны треугольника ОМК, данного вверху страницы. - Ребята, но перед этим, напомните мне, пожалуйста, правила работы при измерении геометрических фигур линейкой. ПРОИЗВЕСТИ ЗАМЕРЫ У УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНИКЕ Ответ: 1) 11 + 20 = 31 (мм) – сумма длины отрезков. 2) 31 − 24 = 7 (мм) - больше сумма длин отрезков ОК и ОМ Ответ: на 7 мм больше сумма длин отрезков ОК и ОМ, чем длина отрезка КМ. - Запишите полученный ответ в тетрадь. - Кто справился – поднимите руку. - Молодцы. | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | ПР3, ПР5, ПР6, Л1, П2, П3, К1, К3, Р3 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | - А теперь, ребята, я предлагаю проверить то, что вы запомнили на уроках математики. Я уверена, что вы справитесь с этими заданиями. Задание 1. Геометрические фигуры обозначают А) буквами греческого алфавита Б) буквами латинского алфавита В) буквами русского алфавита Задание 2. Реши уравнение и сделай проверку: (задание №3) 1 ряд – 28+а=39 2 ряд – 94-b=60 3 ряд – х-25=75 Задание 3. Вычисли (первые три примера задание №4) 1 ряд – 20+18-30 2 ряд – 70-56+16 3 ряд – 85-80+67 - Поднимите руку, кто завершил свою работу. - Ребята, сравните, пожалуйста, свою работу с образцом выполнения. - Поднимите руку, кто справился без ошибок? - Молодцы. | Выполняют самостоятельную работу, сравнивают с эталоном. | И Ф | ПР3, П1, К2, К3, Р3, Р4 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных раннее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | - Ребята, раз уж мы говорим о геометрических фигурах, то предлагаю вам потренироваться выполнять их на бумаге. - Прочитайте, пожалуйста, внимательно задание, расположенное внизу 10-й страницы. Задание: начертите отрезок CD длиной 4 см 5 мм. - Кто напомнит нам, как строить отрезок? - Приступайте к выполнению задания, следите за своей посадкой. - Кто справился – поднимите руку. - Молодцы. ЕСЛИ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ. - Ребята, сегодня у нас осталось последнее и самое сложное задание, но я очень надеюсь, что вместе мы справимся. - …, прочитай, пожалуйста, задание 2. - Что интересного вы заметили? (здесь не хватает вопроса) - А что мы можем сделать, чтобы решить эту задачу? (придумать вопрос и ответить на него, используя данное условие). - Какой вопрос вы можете задать к этой задаче? (сколько яблок упало?) - Хорошо, о чём в задаче идёт речь? (о ветках яблони и яблоках) - Сколько было яблок на одной ветке? (12) - На второй? (8) - Что произошло с яблоками? (несколько упало) - Известно ли количество упавших яблок? (нет) - А что такое «16»? – количество оставшихся яблок на двух ветках. - Ребята, можем ли мы ответить на вопрос задачи сразу? (нет) - Почему? (нам неизвестны все данные, поэтому мы будем их искать). - Что мы можем найти первым действием? (сколько всего яблок было на двух ветках) - Запишите это в виде выражения: 12+8=20 (яб.) – было на двух ветках. - Зная сколько было и сколько осталось, что мы можем найти? (мы можем найти сколько яблок упало. - Каким действием мы будем это делать? (вычитанием) - Какое выражение мы получим? (20-16=4) Запишите второе действие и ответ в свои тетради. - Молодцы. | Выполняют задания: построить отрезок, №2. | И Ф | ПР5, ПР6, Л1, П1, П3, К1, К2, Р1, Р2, Р3 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ | 9.1. Подведение итогов. - Ребята, наш урок подходит к концу, вы отлично поработали. - Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Какова была тема урока? - Чему научились? - Какие трудности вы испытывали? 9.2. Рефлексия. - Ребята, поднимите руку, если довольны своей работой на уроке. Продолжите одну из фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось … - Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу. 9.3. Домашнее задание. - Обратите, пожалуйста, внимание на слайд – это ваше домашнее задание… ЗАДАНИЕ: | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | Л1, П1, К1, К2, Р1, Р3 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уменьшите на 6 23 41 62 39 17 35 56 33
Увеличьте на 9 19 54 73 24 28 63 82 33
Миша собрал 4 жёлтых листика, а Петя в 3 раза больше . Сколько жёлтых листиков собрал Петя?
Тема: Обозначение геометрических фигур буквами Цель: научиться обозначать геометрические фигуры буквами и читать их названия Узнать какими буквами обозначаются геометрические фигуры Задачи : 2. Чертить геометрические фигуры
Для того, чтобы назвать многоугольник нужно…
Для того, чтобы назвать многоугольник нужно обозначить буквами его вершины и назвать их поочерёдно, начиная с любой.
Чтобы назвать угол многоугольника, нужно…
1 вариант 2 вариант 3 вариант Б Б Б 11 34 100 8 30 72
Узнать какими буквами обозначаются геометрические фигуры Задачи : 2. Чертить геометрические фигуры
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике по теме "Измерение площади фигуры с помощью палетки"
Найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки...
Методическая разработка урока в 3 классе по теме"Обозначение геометрических фигур буквами"
Урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока в 3 классе по теме"Обозначение геометрических фигур буквами"
Урок изучения нового материала....
Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...
Урок математики по теме «Обозначение геометрических фигур буквами»
Цели урока: познакомить детей с написанием заглавных латинских букв, которые служат для обозначения геометрических фигур; совершенствовать умение чертить и измерять отрезки, строить геометрически...
Самостоятельная работа по математике по теме «Обозначение геометрических фигур».
Самостоятельная работа по математике по теме «Обозначение геометрических фигур» (УМК «Перспектива»)....
Тема: Обозначение геометрических фигур буквами
технологическая карта урока по программе "Школа России" 3 класс...
- Мне нравится (2)