Конспект по математике. 4 класс. Тема: Класс миллионов. Класс миллиардов
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Математика
Класс: 4
Тема: Класс миллионов. Класс миллиардов.
Тип урока: ОНЗ
ОС: «Школа России»
Цель:
Содержательная: знакомство с классом миллионов и классом миллиардов
Деятельностная: формирование первичного умения различать класс миллионов и класс миллиардов
Задачи:
Дидактические:
- Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
- Вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
- Решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию;
- Формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрехшаговые);
Развивающие:
1) Представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
2) Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
3) Представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
4) Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
5) Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
6) Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;
7) Комментировать процесс вычисления, построения, решения;
8) Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
9) Ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять.
Воспитательные:
- Воспитывать в себе стремление к изучению математики для адаптации к жизненным ситуациям.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Читает , записывает, сравнивает, упорядочивает многозначные числа;
2) Вычисляет значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использует при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
3) Решает текстовые задачи в 1–3 действия, выполняет преобразование заданных величин, выбират при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивает полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию;
4) Формулирует утверждение (вывод), строит логические рассуждения (двухтрехшаговые).
Личностные:
- Воспитывать в себе стремление к изучению математики для адаптации к жизненным ситуациям.
Метапредметные:
Познавательные:
- Представляет текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
- Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач;
- Представляет информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулирует утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи.
Регулятивные:
- Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий;
- Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;
- Составляет план выполнения учебного задания и следует ему, выполняет действия по алгоритму.
Коммуникативные:
- Комментирует процесс вычисления, построения, решения;
- Объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии;
- Ориентируется в алгоритмах: воспроизводит, дополняет;
Оборудование: учебник; раздаточный материал.
Образовательные ресурсы: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – С.30 ил. – (Школа России).
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Приветствие
Проверка готовности
Работа с притчей
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Устный счёт
Проверка по эталону
3. Выявление места и причины затруднений
Работа на карточках (в парах)
Проверка по эталону
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Формулирование темы урока
Формулирование цели урока
Планирование деятельности на уроке
5. Реализация построенного проекта
Работа с учебником
Работа с таблицей (в учебнике)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Решение задачи №146
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Решением примеров №145
Проверка по эталону
8. Включение в систему знаний и повторение
Работа на карточках
Проверка по эталону
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
#1056;ефлесия учебной деятельности
Самооценка учащихся
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Плани руемые резуль таты |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодняшний урок математики проведу у вас я. Проверка готовности - Ребята, проверьте, пожалуйста вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, раздаточный материал и пенал. Работа с притчей -Ребята, сейчас я вам прочту одну притчу, а вы после ответите мне на очень интересный вопрос Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая -я её умертвлю, скажет мёртвая-выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках»! -Как вы понимаете последние слова притчи «Всё в твоих руках?» -Да, ребята, вы совершенно правы, ведь вся наша жизнь только в наших руках, чтобы мы не загадали, какую бы цель не поставили, чтобы всё это сбылось, мы сами должны всего добиваться. -Поэтому, ребятки, всё в ваших руках, старайтесь, творите, учитесь, познавайте мир. Всё зависит только от вас | Показывают смайлики настроения То что мы задумали, чтобы оно сбылось зависит только от нас | Фронтальная | Л1 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Устный счёт -А сейчас мы с вами немного посчитаем, я буду задавать вопросы, а вы ответы записываете в тетради -Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и приступаем к работе 1) В лесу было 15 берез, а елей в 3 раза больше. Сколько елей было в лесу? 2) Ребята собрали 18 кг яблок. Они разложили их в пакеты по 6 кг в каждый. Сколько получилось пакетов? 3) Юннаты посадили 4 ряда лип по 10 деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили юннаты? 4) Папа собрал 28 грибов, а сын в 4 раза меньше. Сколько грибов собрал сын? 5) Найти произведение чисел 9 и 8 ? 6) Найти частное чисел 36 и 6 ? 7) 45 уменьшить в 9 раз? 8) 1 слагаемое 16, второе слагаемое 40. Найдите сумму? Проверка по эталону -Поменяйтесь с соседом тетрадями, будете проверять друг у друга -Посмотрите на доску там вывешены правильные ответы -Если у вашего соседа всё правильно, ставьте карандашом 5. Если есть 1-2 ошибки, то 4. Если 2-3 ошибки то ставьте 3. Если больше 3 ошибок, то ставьте 2. -Поменяйтесь тетрадями назад -Поднимите руки у кого 5, а у кого 4, а у кого 3? -Возникали ли у вас трудности, какие? -Все вы молодцы! Если даже есть ошибки, вы будете работать над ними и всё у вас получится! | 45 3 пакета 40 7 72 6 5 56 | Индивидуальная Фронтальная | Пр 2 Л1 Р2 К1 К2 |
3. Выявление места и причины затруднений. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. . | Работа на карточках (в парах) -Ребята, у вас на столах лежат карточки, вы в парах должны заполнить её. Я вам буду задавать вопросы вы их вместе обдумываете вначале говорите, потом записываете -Смотрите на таблицу и назовите мне 1 класс? -Вспомните, как образуется каждый разряд этого класса? -Как называется 2 класс? -Как образуются разряды этого класса? -Хорошо, молодцы, вспомнили -А теперь слушайте задание -Запишите в таблицу числа, они вывешены на доске Проверка по эталону - -А получилось ли у вас записать последнее число на доску? -Посмотрите на доску и сверьтесь с эталоном -Почему же вы не смогли записать это число? -Как вы думаете есть ли классы выше класса тысяч? Кто знает, как они называются? |
Класс единиц 10 единиц=1 десяток, 10 десятков=1 сотня Класс тысяч 10 сотен=1 тысяча, 10 тысяч=1 десяток тысяч, 10 десятков тысяч= 1 сотня тысяч 832 051, 4891, 1 999 098 Нет Не хватило места, число слишком большое Не знаем | Индивидуальная | Пр 4 Л1 П2 П3 Р3 К1 К2 |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Формулирование темы урока - Как вы думаете, как будет звучать тема урока? ( Тема: Класс миллионов. Класс миллиардов) #1057;амостоятельное формулирование цели Какую цель мы перед собой поставим? ( Цель: научиться различать класс миллионов и класс миллиардов) Планирование деятельности на уроке -Как вы думаете что мы будем делать на уроке (решать примеры, задачи) | Класс миллионов , класс миллиардов Научиться различать класс миллионов и класс миллиардов Решать примеры, решать задачи | Фронтальная | Пр 4 Р1 |
5. Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работа с учебником -Откройте учебник на странице 30-ой, прочтите правило за красной строкой -Прочтите мне вслух -Скажите мне, пожалуйста, как называется тысяча тысяч по-другому? -Что же такое миллиард? - А как же называется 3 и 4 классы? -Сколько разрядов в каждом классе? Как они называются ? Работа с таблицей ( в учебнике) -Давайте поработаем с таблицей, попробуем прочитать с вами эти числа -Для начала вспомните порядок чтения многозначных чисел -Сколько единиц в классе миллионов? в классе тысяч? в классе единиц? -Прочитайте число, которое получилось -Наше следующее число, чем оно интересно? Какие класс отсутствуют? -Давайте так прочитаем следующие числа. Кто готов? -Какой самый большой класс? -Хорошо, молодцы! ФИЗМИНУТКА Игра «Наоборот» Наклонили голову назад, а теперь – вперед Повернули голову налево, а потом – направо Руки вниз, руки вверх Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед. Сделали шаг вперед, шаг назад. Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз. | 1 миллион Тысяча миллионов или десять сотен миллионов Класс миллионов и класс миллиардов По 3 разряда. Единицы миллионов, десятки миллионов, сотни миллионов и также с миллиардами #1088;азбить число на классы. #1085;ачиная с наивысшего класса, прочитать сколько единиц, и назвать класс. 3. Класс единиц не называют 1 999 490 1 миллион, 999 тысяч, 490 единиц Нет тысяч и единиц 46 миллионов, 999 миллионов, 500 тысяч, 4 миллиарда Класс миллиардов | Фронтальная Фронтальная | Пр 4 Л1 Р3 К3 |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Решение задачи (№146) -Посмотрите на номер 146, там задача, вам надо её решить -Прочтите задачу -Задачу прочитает.. -О чём говорится в задаче? -Сколько литров сока разлили ? -Сколько литров сока осталось? -Что нам нужно узнать? -Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? -Давайте составим краткую запись -Кто хочет работать у доски? -Какие вопросы мы возьмём для краткой записи? -Пишем краткую запись Приготовили-? Разлили- ?л, 15 б. по 3 л Осталось- 2 л -Какое будет 1 действие? -Какое будет 2 действие? -Запишите данную задачу выражением -Какое выражение получилось? -Запишите ответ -Хорошо, молодцы! | О банках с соком Не известно, но говорится что всего 15 банок в каждой по 3 л сока 2 л сока Сколько всего сока приготовили Мы не знаем сколько сока всего получилось Приготовили, разлили, осталось 1)3*15=45(л)-разлили 2)45+2=47(л) (3*15)+2=47(л) Ответ: 47 л сока приготовили | Фронтальная | Пр3 Л1 П1 П2 П3 Р2 Р3 К1 К2 К3 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Решением примеров № 145 -Посмотрите на номер 145 там примеры, вам надо их решить, но у каждого варианта свои примеры. -Первый вариант ваши примеры 1 и 2 -Второй вариант ваши примеры 3 и 4 -Будьте внимательны! Приступайте к работе Проверка по эталону -Посмотрите на доску и сверьтесь с эталоном
| 611:7 и 792:6 847:3 и 968:9 | Индивидуальная | Пр1 Пр2 Л1 Р2 Р3 К1 К2 К3 |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Работа на карточках -Давайте сейчас закрепим ваши знания, на столах у вас лежат карточки, вам нужно будет подчеркнуть правильный ответ. 1. Укажите правильную запись числа: шестнадцать миллионов девять тысяч пятнадцать А) 169 015 Б) 16 900 015 В) 16 009 015 Г) 16 090 015 2. Какое число следует за число 7 999 544? А) 8 000 546 Б) 7 999 545 В) 7 000 545 Г) 7 999 546 3. Укажите правильную запись числа: шестнадцать миллиардов девять миллионов пятнадцать тысяч девять А) 16 900 015 009 Б) 16 009 150 009 В) 16 009 015 090 Г) 16 009 015 009 Проверка по эталону -Поменяйтесь карточками, будете проверять друг у друга -Посмотрите на доску и проверьте -Кто сделал всё правильно? | В) 16 009 015 Б) 7 999 545 Г) 16 009 015 009 | Индивидуальная | Пр1 Пр2 П2 Р2 Р3 К2 К3 |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Рефлексия учебной деятельности -Какая была тема урока? -С какими классами вы сегодня познакомились? - Какую цель мы поставили перед собой на уроке? - Что вам больше всего понравилось на уроке? Самооценка учащихся - Возьмите карточки настроения и покажите какое настроение у вас сейчас -Я вижу у каждого настроение улучшилось -Ребята вы очень хорошо поработали, все достигли поставленной цели, спасибо за урок до свидания. | Класс миллионов и класс миллиардов | Фронтальная | Л1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Класс миллионов. Класс миллиардов. Чтение и запись многозначных чисел"
Презентация к уроку "Класс миллионов Класс миллиардов. Чтение и запись многозначных чисел" 4 класс ("Школы России" М...
"« Класс миллионов. Класс миллиардов».
конспект урока по математике...
Самоанализ урока математики по теме: «Класс миллионов. Класс миллиардов».
Самоанализ проведенного урока; формирование УУД...
Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."
Учебно - методический комплект по математике на тему "Класс миллионов. Класс миллиардов."...
Технологическая карта урока математики на тему « КЛАСС МИЛЛИОНОВ И КЛАСС МИЛЛИАРДОВ»
Предмет: математика Класс: 4 классТип урока: Освоение новых знаний и способов действий...
Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"
Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"...