Конспект по математике, 2 класс. Тема: Закрепление изученного. Решение задач.
план-конспект урока по математике (2 класс)
Урок математики во 2-ом классе посвящен закреплению навыков решения задач. Учащиеся будут работать с разными типами задач, используя различные методы решения: краткую запись, рисунки, моделирование. Особое вниманеи будет уделено анализу условий задач и формулированию ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2_klasss._zakreplenie_izuchennogo._reshenie_zadach.docx | 440.67 КБ |
razdatochnyy_material_bilet.docx | 21.13 КБ |
razdatochnyy_material_vagony.docx | 708.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Математика
Класс: 2
Образовательная система: Школа России
Тема: Закрепление изученного. Решение задач.
Тип урока: отработки умений и рефлексии
Цели:
Содержательная: обобщение представлений о текстовой задаче, способах составления краткой записи.
Деятельностная: закрепление умения решать текстовые задачи, составлять краткую запись разными способами, составлять обратные задачи.
Задачи:
Дидактические:
1. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и письменно.
2. Учиться решать текстовые задачи в одно действие.
3. Представлять задачу разными способами (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель).
4. Учиться планировать ход решения текстовой задачи, оформлять его в виде арифметического действия, записывать ответ.
Воспитательные:
1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
Развивающие:
- Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
- Приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
- Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
- Конструировать утверждения, проверять их истинность.
- Комментировать процесс вычисления, построения, решения.
- Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.
- Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
- Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и письменно.
2. Решает текстовые задачи в одно действие.
3. Представляет задачу разными способами (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель).
4. Планирует ход решения текстовой задачи, оформляет его в виде арифметического действия, записывает ответ.
Личностные:
1. Осознает необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигает предположения и доказывать или опровергать их.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
2. Приобретает практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
3. Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
Коммуникативные:
1. Конструирует утверждения, проверяет их истинность.
2. Комментирует процесс вычисления, построения, решения.
3. Объясняет полученный ответ с использованием изученной терминологии.
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
2. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий.
3. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности.
4. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведет поиск путей преодоления ошибок.
Оборудование: учебник, презентация.
Образовательные ресурсы: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М. И. Моро и др.] – 11-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2021. – С. 30 – (Школа России).
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
Приветствие.
Проверка готовности.
Этический заряд.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Введение в ход работы
Самостоятельное решение примеров.
Проверка по эталону.
Разгадывание шифра.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Локализация затруднений.
Составление обратной задачи.
Проблемная ситуация.
4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Формулирование темы урока.
Формулирование задач урока.
Физкультминутка
5. Реализация построенного проекта
Составление и решение задачи по рисунку и записям (№1 с. 30 (1))
Составление и решение задачи по рисунку и записям (№1 с. 30 (2))
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
Составление и решение задачи по рисунку и краткой записи (№2 с. 30)
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Подведение итогов.
Составление целостного поезда.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Рефлексия.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. | Приветствие. Проверка готовности. - Пожалуйста, проверьте свою готовность к уроку. Сегодня на уроке нам также понадобятся кранный и зеленый карандаши. Этический заряд. - Ребята, сегодня на уроке вам предстоит сложная, но очень важная работа, поэтому я желаю каждому из вас быть предельно внимательным, старательным и активным учеником. - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руку. - На каком транспорте можно совершать путешествовать? -Предлагаю вам сегодня выбрать для нашего путешествия поезд. -Мой вагон будет первый, главный – локомотив. (на доску и слайд) А у каждого из вас будет свой вагончик, который будет вас вести к математическим победам. Какие правила нужно соблюдать в поезде? Правила в поезде: (слайд) • Не открывайте двери вагонов во время движения • Не высовывайтесь из окон • Не оставляйте без присмотра вещи и документы • Запоминайте сведения о попутчиках • Не переходите одни из вагона в вагон • Выполняйте требования проводника и соблюдайте тишину и порядок в поезде - Поезд необычны – математический. -Машинистом буду я, а вы – пассажирами. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу на уроке. Называют правила поведения в поезде. | Ф | |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Введение в ход работы -Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны знать куда мы едем, и конечно же, активировать свои билеты. - Для того, чтобы их активировать, нужно правильно решить примеры. Можете пододвинуть к себе билет и приступать к заданию. Вам нужно записать ответ в пустой квадратик. Лишнего ничего писать не нужно. Самостоятельное решение примеров. 43+0= 43 Ч 60-50=10 А 7+7-10=4 З 39-30+7=16 Д 70-50+4=24 А 70+7-1=76 А Проверка по эталону. -Проверьте ответы по эталону. (слайд) Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы. Кто допустил ошибку, исправьте ее. Разгадывание шифра. -Молодцы, я вижу, что многие справились с этим заданием, поэтому все ваши билеты активированы. Но для того, чтобы узнать куда мы едем, нужно разгадать шифр. -Ниже у вас есть пустая строчка. Запишите полученные значения в порядке возрастания. -Что значит в порядке возрастания? (от меньшего к большему) -Приступайте к выполнению. -Давайте проверим. …, что ты записал? 4, 10, 16, 24, 43, 76. (слайд) З А Д А Ч А -Ребята, посмотрите на слайд. Каждое число обозначает конкретную букву. Запишите под каждым числом соответствующую букву. Какое слово у вас получилось? (задача) -Совершенно верно. Теперь то мы знаем, что отправимся путешествовать мы в «страну задач». (слайд поезда) - При выполнении каждого задания вы будите закрашивать сектор: зеленый цвет – если считаете, что с заданием справились без ошибок, красный -есть ошибки, затруднялись. -Если при активировании билета у вас не возникло трудностей, закрасьте кружок рядом со словом «билет» зеленым цветом, если были ошибки – красным. | Отвечают на вопросы учителя. Решают примеры. Разгадывают шифр. | Ф И Ф | |
3. Локализация индивидуальных затруднений. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Локализация затруднений. -Как вы знаете, поезд иногда делает остановки. Для чего? Как вы думаете? (купить перекусить, заходят новые пассажиры) -Как раз к нам зашел новый пассажир и у него для нас важное задание. -Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, что мы будем делать? (составлять задачу) 50 руб. 40 руб. 1. -Попробуйте составить задачу по рисунку. (купили пенал за 50 р. и тетрадь за 40 р. Сколько заплатили за всю покупку?) -На доске у нас уже имеется краткая запись, и данные, которые необходимо вставить в пропуск. -… выйди к доске, дополни краткую запись к нашей задаче. Остальные в тетради. П – 50р. Т – 40р. -О чем идет речь в задаче? (о пенале и тетради) -Сколько заплатили за пенал? А за тетрадь? - Если нам известно, что пенал стоит 50р, а тетрадь – 40р, как нам узнать, сколько заплатили за всю покупку? Каким действием? (Мы к цене пенала прибавим цену тетради, сложением 50+40=90) -…, запиши на доске решение и ответ этой задачи. Остальные в тетради. Составление обратной задачи. 2. -Попробуйте составить задачу, в которой требуется найти сколько стоит тетрадь. (Купили пенал и тетрадь. За всю покупку заплатили 90р. Пенал стоит 50 р. Сколько стоит тетрадь?) -Как изменится краткая запись? Кто хочет запишет у доски? Эту краткую запись в тетрадь записывать не нужно. -Как мы решим ее? Если нам известно, что за всю покупку заплатили 90р, пенал стоит 50р, как нам узнать, сколько стоит тетрадь? Каким действием? (мы из всей стоимости вычтем цену пенала, 90-50=40р) -Запишите решение и ответ в тетради. Кто запишет у доски? -Как можно назвать эту задачу по отношению к первой и почему? Что вы заметили? (Обратная задача. Потому что известное стало неизвестным, а неизвестное известным, т.е. данные поменялись местами) 3. -Какую еще задачу можно составить? Чтобы неизвестным была цена пенала. (Купили пенал и тетрадь. За всю покупку заплатили 90р. Тетрадь стоит 40 р. Сколько стоит пенал?) -Что изменится в краткой записи? …, выйди, исправь запись. В тетрадь записывать не нужно. -Как мы решим ее? Если нам известно, что за всю покупку заплатили 90р, тетрадь стоит 40р, как нам узнать, сколько стоит пенал? Каким действием? (мы из всей стоимости вычтем цену тетради, 90-40=50р) -Запишите решение и ответ в тетради. Кто запишет у доски? -Найдите на своих вагончиках сектор №1. Он у вас подразделен на 3 пункта.
Закрасьте каждый кружочек соответствующим цветом, зеленым или красным. Если вы без труда справились с составлением краткой записи, решением задач, составлением обратной задачи– зеленый. Если какой-то из пунктов вызвал затруднения – закрасьте именно его красным. Проблемная ситуация. -Поднимите руку, у кого все кружки зеленые. Но заметьте, даже если у вас у всех зеленые, я вам тоже помогала в этих заданиях. А у кого есть хотя-бы 1 красный кружок? -Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? Какую тему мы повторим? (решение задач) | Составляют задачи, дополняют краткую запись в виде схемы и записывают решение и ответ задачи. Составляют обратную задачу Дают определение обратной задаче. Заполняют сектор. | Ф Ф И Ф | |
4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Формулирование темы урока. - Как вы думаете, как же может звучать тема сегодняшнего урока? Закрепление изученного материала. Решение задач. -Предлагаю подклеить тему на свой вагон. (приклеивание) Формулирование задач урока. -Какие мы задачи поставим перед собой? Посмотрите на свои карточки, они помогут вам. (см сектор 1) 1) Учиться составлять краткую запись 2) Учиться решать задачу. 3) Учиться составлять обратную задачу Физкультминутка | Формулируют тему и задачи урока. | Ф | |
5. Реализация построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Составление и решение задачи по рисунку и записям (№1 с. 30 (1)) -Наш поезд отправляется в путь. (слайд) Посмотрите, за окном нам открывается вид на ферму. Кого мы можем увидеть на ферме? (коровы, овцы, свиньи, лошади) учебник на с. 30. Обратите внимание на №1. -Кого мы видим? (овец) -Случилась беда, загон сломался и овечки убежали из загона. -А теперь обратите внимание на таблицу. Какие данные вы в ней видите, какие ключевые слова? (было, убежали, осталось) 1) -Давайте попробуем составить задачу по первой краткой записи. Составьте задачу в парах, расскажите друг другу. -Какую задачу вы придумали? (В загоне было 12 овец. Ограда сломалась и несколько овец убежали. Сколько овец убежало если в загоне осталось 7 овец?) О ком эта задача? (об овцах) -Что известно в задаче? (было 12, несколько убежало, после чего осталось 7) -Что нам нужно узнать? (сколько убежало) -Предлагаю составить схематический рисунок в виде отрезка и решить задачу. (Я на доске) -Найдите в своих вагончиках сектор 2. Работаем с отрезком №1. -Сколько было всего овец? (12) Обозначим длину всего отрезка за общее кол-во овец (мелом, а дети работают на вагончиках) -Как вы думаете, что означают части отрезка (сколько овец убежало и сколько осталось) -Сколько овец убежало? (7 ов.) -Какой вопрос задачи? (сколько овец убежало) Как это показать на отрезках? (? ов.) -Как найти длину отрезка, обозначенного «?»? (Из всего отрезка вычесть длину второй части, которая известна) -Как нам узнать, сколько овец убежало? (12-7=5) -Запишите решение и ответ задачи у себя н карточках. Что вы записали? 12-7=5 (ов.) Ответ: убежали 5 овец Составление и решение задачи по рисунку и записям (№1 с. 30 (2)) 2) Посмотрите, у нас есть еще одна краткая запись. Давайте теперь по ней составим задачу. (После того, как загон для овец сломался, из него убежало 3 овцы. Сколько всего было овец, если в загоне их осталось 8?) -Что известно в задаче? (убежали 3 овцы, осталось 8 овец) Что нужно узнать? (сколько изначально было овец) В своих вагончиках в секторе 2 работаем с отрезком 2. Составим схематический рисунок. Давайте проверим правильность краткой записи. (я меняю данные) -Как найти длину всего отрезка? (сложить длины его частей) -Как узнать, сколько овец было сначала? (к кол-ву овец, которое убежало, добавить кол-во, которое осталось) -Запишите решение и ответ самостоятельно. Что вы записали? 8+3=11 (ов.) Ответ: было 11 овец. -Ребята, можем ли мы назвать эти задачи обратными? (нет, здесь разные числовые данные) -Что учились, выполняя это задание? (придумывать задачи, составлять схематический рисунок) -Закрасьте кружочек сектора №2 определенным цветом. | Работают по рисунку и таблице. В парах придумывают задачу. Заполняют отрезок. Решают задачу. Заполняют отрезок. Решают задачу. | Ф П | |
6. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Составление и решение задачи по рисунку и краткой записи (№2 с. 30) -Посмотрите, мы проезжаем мимо красивого озера. (слайд) В нем вода кристально чистая, здесь живут красивые, необычные рыбы. Наша следующее задание тоже связано с водой. Предлагаю перейти к нему. - На ваших карточка найдите сектор №3. Давайте рассмотрим рисунок. Что вы на нем видите? (мальчик и аквариум с рыбками) -А теперь обратимся к краткой записи. Какие данные нам известны? -О чем же эта задача? (о литрах воды в аквариуме) -Опираясь на рисунок и краткую запись придумайте задачу. (В аквариуме было 8 литров воды. Сколько литров воды добавили если в аквариуме стало 10 л?) -Рядом у вас изображен схематический рисунок. Предлагаю его дополнить. Смотря на краткую запись, внесите данные на свой рисунок. -Сверьте с эталоном на слайде. -Каким действием мы найдем эту часть? (вычитанием) -Запишите решение и ответ задачи, на этой же карточке. Вставьте данные задачи в пустые квадратики. Давайте проверим. (слайд) 10-8=2 (л) Ответ: 2 литра воды добавили Закрасьте кружок рядом с сектором №3 зеленым или красным цветом. | Составляют задачу. Дополняют рисунок. Решают задачу. | Ф И Ф | |
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Самостоятельная работа. -Ну и завершаем мы наше путешествие небольшой работой. Найдите сектор №4, у каждого ряда свои примеры. Заполните пропуски и запишите ответ там, где это требуется. -Проверка по эталону на слайде, 1 ряд – 1 строчка, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3. Закрасили кружочек в секторе №4 определенным цветом. | Самостоятельно решают примеры. | Ф, И | |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Подведение итогов. -Вот и подошло к концу наше путешествие, мы доехали до конечной станции (слайд). Давайте рассмотрим наши билеты. -Поднимите руку, у кого в вагончиках преобладает зеленый цвет. Спасибо, благодаря вам сегодня наш поезд двигался без затруднений, но все же ему пришлось столкнуться с препятствиями, этому свидетельствует красный цвет ваших кружочков. -Значит над каким материалом вам нужно поработать? Что нужно повторить? (приемы решения задач и составление краткой записи разными способами) Составление целостного поезда. -Я предлагаю вам прикрепить ваши вагоны к главному составу на доске. Выходим по рядам. -Посмотрите, какой красивый поезд у нас получился. Я считаю, что наше путешествие удалось, потому что на ваших вагончиках преобладает зеленый цвет. Желаю вам дальнейших успехов на том пути. | Подводят итог и составляют целый поезд. | Ф | |
9. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Рефлексия - Ребята, урок подходит к концу. - Давайте же вспомним, что мы сегодня с вами повторяли? / Какова была тема урока? - Какие задачи мы ставили перед собой? (на слайд) - Спасибо, урок окончен. | Проводят рефлексию своей деятельности, оценивают работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя. | Ф |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, написанный в соответствии с требованиями ФГОС на тему:"Закрепление изученного. Решение задач.""
На данном уроке математики мы решали задачи на тему Нового Года. Получилось очень интересно. Есть презентация 7 МБ. Кому будет интересно - вышлю на почту....
Конспект урока по математике на тему:"Закрепление изученного. Решение задач и уравнений". (3 класс, программа "Школа России").
Открытый урок по математике на тему " Закрепление изученного. Решение задач и уравнений" (3 класс, программа "Школа России". Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей...
Конспект урока по математике на тему: "Закрепление изученного. Решение задач" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Закрепление изученного. Решение задач" 1 класс...
Конспект урока по математике 1 класс на тему «Закрепление изученного. Решение задач».
Цель этого урока: Закрепить знания о числах в пределах 10 и математических действиях с ними....
Конспект урока математики в 4 классе. Тема: «Закрепление изученного. Решение задач»
Конспект урока математики в 4 классе. Тема: «Закрепление изученного. Решение задач». УМК «Школа России» (учебник: Математика 4 класс (часть I. Авт...
Конспект урока математики в 2-м классе по теме «Закрепление изученного. Решение задач» с применением образовательной технологии: деловая игра.
Деловая игра - имитационный игровой метод активного коллективного обучения...