Рабочая программа по курсу «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (3 класс)

Грязнева Снежана Александровна

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю и выполняет функции приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности, расширения коммуникативного опыта, организации детского досуга и отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_zanimatelnaya_matematika_3_kl.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление народного образования администрации города

Мичуринска Тамбовской области

МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Гимназия»

________________Кукушкина С.К.

Приказ № 128 от 02.09. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  курсу «Занимательная математика»

(внеурочная деятельность)

3 класс

Мичуринск 2024


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуального направления составлена на основе ООП НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Мичуринска.

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю и выполняет функции приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности, расширения коммуникативного опыта, организации детского досуга и отдыха.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель курса:

создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи курса: 

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • повышение уровня математического развития;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» осуществляется в полном объеме на русском языке.

Планируемые результаты

освоения курса внеурочной деятельности

В ходе реализации кружка «Занимательная математика» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни, формулировать вопросы и устанавливать, какие из предложенных задач могут быть им успешно решены.

Метапредметными результатами данного курса являются:

Познавательные УУД:

  • формулировать ответы на вопросы;
  • сравнивать предметы, объекты, находить общее и различия;
  • группировать предметы на основе существенных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного);
  • извлекать информацию ,представленную в разных формах (в виде схемы, иллюстрации ,текста);
  • уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
  • строить алгоритм поиска необходимой информации;
  • определять логику решения практической задачи.

 Регулятивные УУД:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять цель деятельности выполнения задания на занятии;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • составлять план и последовательность действий;
  • сопоставлять свою работу с образцом;
  • оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные УУД:

  • уметь выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а остальные внимательно слушают);
  • участвовать в диалоге на занятии (отвечать на вопросы учителя, слушать, слышать, понимать речь других, строить понятные для партнера высказывания, оформлять свою мысль в устной форме);
  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, работать в группе, выполнять роль лидера или исполнителя.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Курс предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачетов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Обучающийся научится:

  • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • решать задачи, раскодировать слова;
  • отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • решать задачи, решать задачи на смекалку;
  • работать с толковым словарем;
  • уметь измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

Содержание курса внеурочной деятельности

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 100.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач 

Задачи, допускающие несколько способов решения.

Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика 

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу


Тематическое планирование

 

п/п

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Количество

часов

1

Математика - царица наук.

Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика - царица наук».

2

2

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

3

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

2

4

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

2

5

Танграм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграма.

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

2

6

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

2

7

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

8

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

2

9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

2

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

2

11

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

2

12

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

2

13

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

2

14

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

2

15

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

2

16

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй - прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый - прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 +

+ 150= 670

2

17

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

2

18

Числовые головоломки, ребусы.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

2

19

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

20

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

2

21

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

2

22

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

2

23

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

2

24

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

2

25

Проект «Календари и их виды».

Работа со словарями, энциклопедиями. Составление  буклетов о календарях.

2

26

Числовые головоломки, загадки.

Решение и составление ребусов, загадок, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

2

27

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

2

28

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины».

2

29

Старинные русские меры длины.

Формирование представлений о малых старинных мерах длины: «пядь», «локоть», измерять различные предметы, используя эти меры длины».

2

30

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

2

31

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

2

32

Решаем задачи на клетчатой бумаге.

Решение нестандартных задач, развитие пространственных представлений.

2

33

Проект «Любимый город в задачах».

Работа с энциклопедией, художественной литературой. Наблюдение, анализ и развитие умения составлять текстовые задачи.

2

34

Математический лабиринт

Итоговое занятие. Открытый интеллектуальный марафон.

2


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Числа. Арифметические действия. Величины (4 часа)

1

Математика -  царица наук.

Интеллектуальная разминка

2

02.09.24

05.09.24

2

Числовой  конструктор

2

09.09.24

12.09.24

Геометрическая мозаика (6 часов)

3

Геометрия вокруг нас

2

16.09.24

19.09.24

4

Волшебные переливания

2

23.09.24

26.09.24

5

В царстве смекалки

2

30.09.24

03.10.24

Мир занимательных задач (8 часов)

6

Шаг в будущее. Математические игры

2

07.10.24

10.10.24

7

«Спичечный»  конструктор

2

14.10.24

17.10.24

8

Числовые головоломки

2

21.10.24

24.10.24

9

Интеллектуальная разминка

2

07.11.24

11.11.24

Числа. Арифметические действия. Величины (14 часов)

10

Математические фокусы

2

14.11.24

18.11.24

11

Математические игры

2

21.11.24

25.11.24

12

Секреты чисел

2

28.11.24

02.12.24

13

Математическая копилка

2

05.12.24

09.12.24

14

Математическое путешествие

2

12.12.24

16.12.24

15

Выбери маршрут

2

19.12.24

23.12.24

16

Числовые головоломки

2

26.12.24

09.01.25

Мир занимательных задач (8 часов)

17

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач

2

13.01.25

16.01.25

18

В царстве смекалки. Решение ребусов.

2

20.01.25

23.01.25

19

Мир занимательных задач

2

27.01.25

30.01.25

Геометрическая мозаика (6 часов)    

20

Геометрический калейдоскоп

2

03.02.25

06.02.25

21

Интеллектуальная разминка

2

10.02.25

13.02.25

22

Разверни листок

2

17.02.25

20.02.25

Числа. Арифметические действия. Величины (22 часа)

23

От секунды до столетия

2

24.02.25

27.02.25

24

Числовые головоломки

2

03.03.25

06.03.25

25

Конкурс смекалки

2

10.03.25

13.03.25

26

Это было в старину

2

17.03.25

20.03.25

27

Математические фокусы на умножение (поиск «спрятанных» цифр в записи решения)

2

03.04.25

07.04.25

28

Математические фокусы на деление (поиск «спрятанных» цифр в записи решения)

2

10.04.25

14.04.25

29

Энциклопедия математических развлечений

3

17.04.25

21.04.25

30

Математический лабиринт

3

24.04.25

28.04.25

31

Повторение. Математический лабиринт

2

05.05.25

12.05.25

32

Повторение. Праздник чисел

2/6

15.05.25

19.05.25

22.05.25

26.05.25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Предоставлена программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 1 класса,щанимающихся по УМК "Школа2100"...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»

Кружок “ Математика для увлечённых” предназначен для детей, проявляющих повышенный интерес к математике.Целью занятий в кружке является формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, ...

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс

Программа способствует развитию познавательных навыков....

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

В  рабочей программе содержится пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическое планирование занятий кружка "Занимательная математика"для 1-4 классов, планируемые результаты осво...